Потапова Людмила Александровна. Тренинг партнерского общения.

Тренинг партнерского общения.

Цель: совершенствование навыков педагогического общения.

Задачи: 1. Способствовать осознанию психологических барьеров партнерского взаимодействия;

2. Развивать умение преодолевать возникающие психологические барьеры в ситуации межличностного общения.

Оборудование: бумага, цветные карандаши, природный материал, музыка,

буклет «Типы и барьеры партнерского общения».

 

Скачать буклет

Время проведения: 2 часа.

Литература: 1 Т. Л. Бука и др. Психологический тренинг в группе

2. Справочник педагога-психолога № 6, 2013

Правила группы

  1. Говорить и чувствовать здесь и сейчас: все, что чувствуешь ты, все, о чем думаешь, заслуживает внимания, в твоих словах нет ничего «заумного» или «глупого». Это касается слов и чувств и других членов коллектива.
  2. Доверять своим субъективным ощущениям6 они часто более достоверны, чем разумные обдуманные высказывания.
  3. Соблюдать открытость, откровенность.
  4. Слушать других.
  5. Не заставляй других думать как ты: это другой человек – он вправе чувствовать по — другому.
  6. Я – высказывания: говорить только о своих чувствах.

План тренинга:

1. Разминка.

Упражнение «Внимание»

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе.

2. Основная часть.

Упр. «Портрет»

Цель: коррекция партнерских взаимоотношений в группе.

Упр. «Дойди до цели»

Цель: отработка возможных стратегий, изменяющих среду взаимодействия.

Упр. «Движение и звук»

Цель: снятие барьеров психологического сопротивления партнерскому взаимодействию

Упр. «Рисунок по кругу»

Цель: способствовать сотрудничеству и взаимопониманию друг с другом.

3. Заключительная часть.

Упр. «Сбрось усталость

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения.

Рефлексия

Цель: получение обратной связи

Ход тренинга:

Межличностные отношения в значительной мере влияют на характер совместной педагогической деятельности педагогов. Лежащие в основе этих отношений симпатия (антипатия), принятие (неприятие), совпадение ценностных ориентации или их расхождение, соответствие или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности (общения) и многое другое, могут облегчить либо существенно затруднить взаимодействие людей, вплоть до его прекращения.

Что касается педагогического общения, то современная педагогика и практика образования доказали, что эффективная педагогическая деятельность, направленная на успешное воспитание и развитие детей, возможна только на позициях педагогики сотрудничества. Успешность педагогического общения зависит от умения преодолевать психологические барьеры в общении и соблюдения определенных правил общения:

  1. педагогическое общение не терпит суетности и пустозвонства. Слова не должны расходиться с делами;
  2. педагогическое общение – это требовательность к себе и к окружающим во всем, что касается воспитания и развития детей;
  3. лаконичность в делах, поступках, речи; динамизм общения зависят от внутренней собранности личности.

Еще более высокие требования предъявляет к человеку необходимость преодоления психологических барьеров в ситуации межличностного или функционального общения.

Совершенствование психологической культуры и самокоррекции позволяет успешно преодолевать те психологические барьеры как личности, так и общности, которые мешают их эффективной деятельности.

Упр. «Внимание»

Инструкция: Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу — любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих.

Задача усложняется тем, что ее одновременно стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.

Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих.

В заключение подсчитывается, кто привлек внимание большего числа участников игры, что им помогло или помешало привлечь внимание других.

Вопросы для обсуждения:

Что помогло или помешало привлечь внимание других?

Упр. «Портрет»

  1. Представьте свою группу с помощью природного материала. Отберите, что вам необходимо и выложите свою группу на листе бумаги. Связи можно обозначить как с помощью природного материала, так и карандашом (отметить, если затруднения в подборе, значит необходимо более углубленное внимание этому педагогу).
  2. Работа в парах. Первый, не называя членов группы проговорить их особенности, качества, как действует на других, что хотелось бы… (партнер слушает молча, без комментариев и вопросов). Психолог уточняет качества того или иного предмета, как он действует на другой предмет. Потом меняются местами.
  3. Каждый говорит о своей картинке, что на самом деле он представил. Что совпало, что не совпало с рассказом партнера (что будет, если это отодвинуть или передвинуть).
  4. Совместно строится идеальная модель группы на одном листе со своим природным материалом и идет совместное обсуждение выбора размещения предметов (воспитатель стал круглым, как себя чувствуют окружающие…).

Вопросы для обсуждения:

Посмотрите внимательно на совместную модель и проговорите ваши чувства и отношения;

Какие открытия Вы сделали в процессе упражнения?

Упр. «Рисунок по кругу»

Инструкция: сядьте в один общий круг. Возьмите по листу бумаги и напишите свое имя с обратной стороны. Начните рисовать какую-нибудь картину (2-3 минуты). По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину. Педагогам дается возможность порисовать еще 2-3 минуты, после чего они снова передают свои рисунки. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях надо упражнение остановить после 8-10 смен или попросить передавать рисунок через одного. В итоге рисунок возвращается к своему первому автору.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие чувства вызвало изменение авторского рисунка?
  2. Какие изменения вы принимаете, а какие нет?

Упр. «Дойди до цели»

Объявлен конкурс «Лучший воспитатель детского сада». Участие обязательно для каждого педагога. Подумайте, какие трудности или препятствия могут возникнуть… Мы эту ситуацию сейчас обыграем. Выход по желанию. Вышедший педагог выбирает из числа коллег того, кто будет играть роль препятствия или трудности. Задача педагога любым путем дойти до цели. Задача игроков не допустить этого.

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства Вы испытывали? Какие усилия прилагали для решения задачи?

Упр. «Движение и звук»

Участники свободно двигаются в помещении, и каждый начинает звучать на свой собственный лад. Затем находят пару и, не переставая «звучать», настраиваются друг на друга. Далее пары объединяются по этому же принципу в группы по 4 человека. В итоге вся группа образует круг и «звучит» без слов.

(По Вадиму Каневскому.)

Вопросы для обсуждения.

1. Как вы взаимодействовали в этой ситуации с самим собой и с другими людьми?

Упр. «Сбрось усталость»

Инструкция: Встаньте, широко расставив ноги, согните их немного в коленях. Согните тело и свободно опустите руки, расправьте пальцы, склоните голову к груди. Слегка покачайтесь в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхните головой, руками, ногами, телом. Вы стряхнули всю усталость, чуть-чуть осталось, повторите еще.

Рефлексия.

Попросить поделиться впечатлениями о прошедшем тренинге.

Просмотров: 16
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Абрамова Наталья. Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме: «Круг общения – дружба».
  • Дорохина Наталья Дмитриевна. Трудности, возникающие при организации общения с родителями в ДОУ.
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Фертова Маргарита Герройдовна. Творческие игры и театрализованные упражнения в процессе общения с детьми.
  • Щербинина Татьяна Александровна. «Организация содержательного общения педагога с детьми в разных видах деятельности»
  • Смогленко Алеся Николаевна. Игры на внимание для детей от 3 до 5 лет
  • Богомолова Галина Григорьевна. «Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»
  • Екатерина Анатольевна Гусарова. Из опыта работы инструктора физического воспитания «О месте игры в режиме дня, времени года и других условий»
  • Мамонова Светлана Юрьевна. Хороводные игры как средство развития общения детей раннего возраста.
  • Жданова Наталья Николаевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по воспитанию умения соблюдать свои права и права других людей «Мишка-топтыжка и странное происшествие»
  • Романова Валентина Викторовна. Особенности обучения дошкольников технике выполнения метания в цель и на дальность.
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Желябина Татьяна Викторовна. Непосредственно образовательная деятельность 'Культура общения' для детей старшей группы
  • Ершова Светлана Владимировна. Час игрового общения в совместной вечерней деятельности 'Сундучок здоровья!' в старшей группе
  • Сенецкая Светлана Игоревна. Детские игры для знакомства и активации общения
  • Рулинская Татьяна Сергеевна. «Культура общения – необходимое условие нравственного развития личности»
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Елена Валериевна Гриднева. Влияние взаимоотношений детей дошкольного возраста на особенности их общения
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Заушицина Людмила Константиновна. Педагогическая статья на тему: «Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста»
  • Онищенко Елена Васильевна. Становление общения со сверстниками у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Писарева Людмила Викторовна. Консультация для педагогов ДОУ «Игра — школа детского общения»
  • Мозолевская Янина Люциановна. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей с ОНР 3уровня старшей группы 5-6 лет Тема. Употребление предложных конструкций.
  • Гудзиева Оксана Александровна. Консультация для родителей на тему: «Воспитание культуры общения»
  • Бочарова Эльвира Радиковна. Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Внимание, разыскивается, «Весна»!»
  • Диких Татьяна Викторовна. Развитие навыков общения у детей раннего возраста.
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Алла Васильевна Волченкова. Коррекционная сказка для младшей группы. Тема: «Непоседливость, неустойчивое внимание». Зайчишка-Торопыжка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь