Бакирова Г. X. Тренинг управления персоналом.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 42434

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке
Скачать по прямой ссылке - зеркало

Приложения
1. Однолинейная система школьного образования. В 1872 году был издан акт о системе школьного образования, объединивший два типа образования, одновременно существовавших при феодализме, — клановые школы для выходцев из военно-дворянского сословия («ханко») и частные школы для простолюдинов («тэракоя»). Через унификацию этих школ была введена однолинейность как основа образовательной системы. Реформаторское правительство эпохи Мэйдзи считало, что широкому привлечению необходимых для модернизации страны кадров из народной среды соответствует однолинейная образовательная система. Благодаря этому перед японцами открылась возможность продвижения на высокие посты путем получения образования высокого уровня вне зависимости от происхождения. Таким образом, однолинейная система школьного образования наряду с обострением конкуренции среди желающих повысить свой образовательный уровень и созданием дополнительных возможностей для перехода из одного социального слоя в другой сформировала основу сегодняшнего общества с высоким уровнем полученного образования. После Второй мировой войны образовательная система с формулой 6-3—3—4* стала практически полностью однолинейной и наряду с мерами по демократизации социально-экономических институтов и улучшением материального положения семьи явилась сильным толчком к росту образовательного уровня японцев.
2. Повышение образовательного уровня и модернизация промышленной структуры. Процент завершивших обязательное девятилетнее образование и поступивших в старшую среднюю школу вырос с 60 в 1960 г., до 80 в 1970 г. и 94 в 1980 г. (после этого долго оставался приблизительно на том же уровне). Процент же выпускников старшей школы, поступивших в вузы или двухгодичные колледжи, в те же годы составил 10,24 и 37 соответственно и продолжал расти позднее, достигнув в 1992 г. 39 процентов.
Процент выпускников старшей средней школы, поступивших в вузы, в Японии выше, чем в Англии (32), бывшей Западной Германии (33), Франции (38), уступает только США (45 в 1990 г.). Однако расходы на высшее образование в Японии составляют 0,6% валового внутреннего продукта, что ниже, чем в США (1,25% в 1989 г.), Англии (1,2% в 1990 г.) и бывшей Западной Германии (1,4% в 1990 г.). В Японии расходы на высшее образование в государственных и муниципальных вузах покрываются более чем на 90% за счет
365
Тренинг управления персоналом
государственных и муниципальных средств, а в частных учебных заведениях, где обучается значительно больше студентов, финансирование со стороны государственных и муниципальных органов не превышает 15%. В японской семье существует тенденция рассматривать расходы на образование детей как выгодное капиталовложение или как лучшее наследство детям, что оправдывает высокие расходы на образование из семейного бюджета.
Повышение образовательного уровня народа способствует ускорению научно-технического прогресса, модернизации промышленной структуры. Это становится ясным, если рассматривать распределение только что окончивших учебные заведения по сферам экономики. Среди закончивших старшую среднюю школу 34% идут в техническую и производственную сферу, 26% — в сферу делопроизводства и 16% — в сферу торговли; среди выпускников двухгодичных колледжей 58% идут в делопроизводство, 27% — в профессионально-технические отрасли, а среди выпускников университетов и институтов 37% — в профессионально-технические отрасли, 40% — в делопроизводство и 19% — в торговлю (данные за 1992 г.).
3. Распределение функций между школьным образованием и внутрифирменным обучением. Японские представители нанимают основной персонал из числа только что окончивших учебные заведения и исходя из долгосрочной стабильной занятости стараются сделать их кадрами, подходящими данному предприятию. Обычно конкретная работа внутри предприятия предоставляется уже после принятия на работу в результате определения пригодности и способностей каждого. Поэтому предприятие при найме только что окончивших учебные заведения наибольшее внимание обращает не столько на то, что в данный момент человек может или какими специфическими умениями обладает, сколько на его способность к обучению, на его адаптационные свойства. Это значительно отличается от существующей практики найма на работу в Европе и США, где найм производится после того, как определяются специализация и содержание работы.
Подобный подход предприятий к найму и подготовке кадров в Японии связан с фундаментальным обучением в школе. Фундаментальное образование дают также профессиональные средние школы и вузы, а специальные знания и технические навыки, необходимые для определенной профессии, можно получить при внутрифирменном обучении.
366
Приложения
4. Роль технических старших средних школ. В современной Японии, где все получают образование практически до 18-летнего возраста, основным источником пополнения рядов квалифицированных рабочих являются лица, только что окончившие старшую среднюю школу. Старшие средние школы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. В 1970 г. среди учащихся старшей средней школы 13% приходилось на технические школы, в 1980 г. — 10%, в 1990 г. их число уменьшилось до 8%, и при этом стало трудно набирать учеников, имеющих высокие способности. Однако, как показывает изучение потребности в рабочей силе в промышленности, по-прежнему существует много предприятий, которые предпочитают нанимать на работу в качестве квалифицированных рабочих выпускников технических, а не обычных школ. Много выпускников технических школ распределяются на инструментальные и экспериментальные участки и в прочие подразделения, требующие высоких технических знаний и умений. Технические школы предназначаются для обучения инженерно-технического персонала среднего звена. Однако и сегодня многие выпускники технических школ идут на работу в качестве квалифицированных рабочих, что в большой мере способствует улучшению их качественного состава.
Внутрифирменное обучение
Специалисты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в результате изучения в 1972 г. японской политики в области рабочей силы подготовили и опубликовали доклад, озаглавленный «Политика в отношении рабочей силы в Японии». В нем говорится: «Мы должны признаться, что мы, проводившие исследования, не очень хорошо понимаем, как принятые на работу выпускники, не получившие профессиональной подготовки, становятся квалифицированной рабочей силой, структурированной по специальностям. Конечно, на предприятии проводится определенное обучение. Однако в основном это сравнительно краткосрочное обучение, которое по большей части не утверждается официально. И, следовательно, не получает материальной поддержки соответствующих организаций. Вероятно, подготовка проходит благодаря неформальному ОВР». Специалисты ОЭСР оказались в
367
Тренинг управления персоналом
затруднении при толковании того факта, что, несмотря на крайнюю недостаточность (исходя из европейских стандартов) систематического профессионального обучения в Японии, в этой стране работает большое число квалифицированных специалистов.
I. Подготовка кадров через ОВР. Подготовка и обучение внутри предприятий в Японии производятся на основе ОВР, обучения вне работы (ОНР) и самообразования, однако наибольшее внимание уделяется ОВР. Бытует мнение, что ОВР сводится лишь к подготовке по типу «смотри и подражай», однако на японских предприятиях широкое культивирование воспитательных функций работы (как говорится, «работа взращивает человека») повышает эффективность ОВР. Потому важны следующие шесть положений.
1. Подготовка кадров на внутрифирменном рынке труда. В индустриальных обществах, зависимых от внешнего (вне предприятия) рынка рабочей силы, где предприятия могут удовлетворять свои потребности в кадрах и рабочие ищут улучшения условий труда, трудно ожидать, что предприятия будут активно вкладывать капитал в обучение ради подготовки кадров (в той мере, в какой сами обучающиеся не покрывают соответствующую часть расходов на обучение).
В Японии многие предприниматели полагают, что, исходя из долгосрочной перспективы, подготовка внутри предприятия нужных кадров — неотъемлемое условие жизнеспособности и развития предприятия. Персонал также ищет возможности продвижения не на внешнем рынке труда, а внутри предприятия. Предприятию, если оно заинтересовано в долгосрочной занятости персонала, необходимо поддерживать на высоком уровне адаптационные свойства персонала, приспосабливаться к происходящим вокруг изменениям. Поэтому на многих предприятиях целью обучения персонала является подготовка не специалиста узкого профиля, а универсала, многопрофильного рабочего. Важнейшими средствами достижения этой цели являются профессиональная ротация и перевод с одной работы на другую внутри предприятия.
2. Подготовка думающего квалифицированного рабочего. ОВР обычно воспринимается как один из методов обучения подчиненных рабочим навыкам путем их непосредственного участия в рабочем процессе. Однако на предприятиях Японии ОВР не ограничивается только этим и является лишь начальным этапом обучения. На следующем этапе главное внимание уделяется форми-
368
Приложения
рованию умения поставить и решить проблемы. Поэтому не только от инженерно-технического персонала, «белых воротничков», но и от рабочих, «синих воротничков», требуется не столько делать то, что сказано и как сказано, сколько самостоятельно обнаружить проблематичные моменты в технологическом процессе, придумать более рациональный способ и внести соответствующее предложение. В связи с этим большое внимание уделяется постановке задач в кружках тотального контроля качества и рацпредложениям, а также предоставлению рабочим возможности отказаться от установленной методики и действовать по своему усмотрению.
3. Предоставление персоналу гибкой, привлекательной и многофункциональной работы. Согласно принципам систем Тейлора и Форда, раздробленная и нормированная работа не допускает автономности рабочего в процессе работы, отрицает повышение квалификации на основе накопленного опыта и лишает основы образовательную функцию, которую несет работа. И на японских предприятиях в период наибольшего экономического роста в 1960-е гг., когда расширилось массово-поточное производство, стремились к такому же раздроблению работы. Однако многие предприятия обратили внимание, что подобная организация труда снижает мораль рабочих. В результате они стали стремиться к подготовке многопрофильных рабочих, к предоставлению привлекательной для каждого из них работы. К тому же изменения, которые произошли позднее в японском обществе, в частности технологическая революция в микроэлектронике, повышение качества, потребовали и от рабочих больших технических знаний, понимания задач и способности к их решению. Многие предприятия приступили к повышению технических знаний и навыков рабочих.
Распределение обязанностей между отдельными работниками в Европе и США осуществляется на основе анализа работ, выполняемых на предприятии. В Японии прижился комплексный метод, когда ответственность на предприятии разделяется сначала по отделам и секторам, внутри которых происходит последующее распределение обязанностей в соответствии со способностями каждого. Японская модель такой организации труда больше Направлена на повышение квалификации персонала.
В Японии не существует традиции разделения рабочих на три категории — высококвалифицированных, полуквалифицированных, неквалифицированных, при котором привлекательная работа явля-
369
Тренинг управления персоналом
ется привилегией высококвалифицированных рабочих. В Японии все рабочие в момент их приема на работу являются «неквалифицированными». Как предприятия, так и сами рабочие рассчитывают, что они будут повышать квалификацию пропорционально опыту.
К тому же в Японии нет четкой границы между инженерно-техническим персоналом и рабочими. В Европе и США четко определяются служебные обязанности инженера, техника, рабочего и отмечается сопровождающее научно-техническую революцию возрастание потребности в техниках, сведущих как в технологии, так и в рабочих умениях. В Японии в последнее время возросла потребность в кадрах, которые совмещали бы знание технологии с умением ее применять. Однако на японских заводах отсутствует класс техников. Функции техника распределены между инженерно-техническим персоналом и квалифицированными рабочими. На производственных площадках квалифицированные рабочие берут на себя технические функции, которые ранее относились к компетенции инженерно-технического персонала. Это способствует повышению качества продукции и гибкости производства.
Также важно, что в Японии профсоюзы занимают гибкую позицию в отношении перевода рабочих с одного рабочего места на другое, в то время как в Европе и Америке для защиты рабочих от произвола работодателей профсоюзы применяют право регулировать работу их членов. Это становится препятствием на пути перемещения рабочих и изменения содержания их работы.
4. Меры по стимулированию мотивации труда. Открывшиеся вакансии на высокие посты, как правило, заполняются нижестоящими работниками. Подобная традиция продвижения внутри предприятия является стимулом, побуждением рабочих и служащих к работе и самообразованию. По сравнению с организациями, в которых при жестком профессиональном разграничении у людей не возникает желания к продвижению по службе, где каждый день занимаются рутинной работой, эти преимущества очевидны.
Кроме того, японская система оплаты труда определяет заработную плату работников комплексно, с учетом не только возраста, образования, стажа работы, но и способностей к выполнению порученной работы. Такая система побуждает как предприятия, так и самих работников к профессиональному росту.
5. Поощрение самообразования. Долгосрочная перспектива в области управления «человеческими ресурсами», при котором ак-
370
Приложения
цент делается на подготовку многопрофильных рабочих, предоставление привлекательной работы, а также деятельность таких рабочих кружков, как кружки тотального контроля качества, бездефектности и пр., стимулирует работников к самообразованию. Кроме того, такие системы управления кадрами, как управление в зависимости от поставленной задачи, система квалификации профессиональных способностей, система самодоклада, предполагают самообразование работников. При этих системах обязательно получение государственного диплома профессиональной квалификации или прохождение заочных курсов, организуемых частными органами профобучения.
Среди государственных категорий профессиональной квалификации следует остановиться на квалификации «мастер» (1-го, 2-го и высшего разряда). Это звание присваивается тем, кто сдал государственный квалификационный экзамен, который проводится в соответствии с законом о профессиональном развитии «человеческих ресурсов». В настоящее время государственный экзамен на звание мастера проводится по 133 профессиям.
6. Подготовка инструкторов ОВР. На фоне хорошо функционирующей системы ОВР все японские предприятия для подготовки управленцев и квалифицированных рабочих используют систему ОНР.
Внутрифирменное обучение только что окончивших школу заключается в подготовке интеллектуальных многопрофильных рабочих на основе установленных государством стандартов. Обученные на основе этой системы управленцы и квалифицированные рабочие используются в качестве руководителей ОВР и малых рабочих кружков, выполняют роль связующего звена между инженерно-техническим персоналом и рабочими. Существование подобных квалифицированных рабочих играет большую роль в повышении и передаче технических умений в промышленности Японии.
В последние годы возрастает необходимость обучения обслуживанию оборудования, управлению качеством продукции, системе «доставка точно в срок», охране труда и т. п. на основе ОНР. В этой связи расширяется краткосрочное централизованное обучение в зависимости от необходимых знаний и умений. Управленческую стажировку лидеров групп, высшего слоя работников многие предприятия давно практикуют на основе ОНР. Малые и средние фирмы для стажировки могут воспользоваться услугами, предоставля-
371



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента.
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Гужова Оксана Анатольевна. Дидактическая игра по развитию речи для детей подготовительной к школе группы Игра «Волшебники»
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3
  • Главный Редактор. Конкурсная программа на 8 марта для школьников
  • Исаев Р.А. Основы менеджмента
  • Фасилитация: «Идеальная команда».
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Михайлиной Г.И. Управление персоналом. Под редакцией
  • Авдеев В.В Управление персоналом: технология формирования команды
  • Бакирова Мария Петровна. Сценарий утренника 8 марта в подготовительной группе «Праздник на телевидение»
  • Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. Под редакцией
  • Зайцева Т. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
  • Маслова В.М. Управление персоналом
  • Главный Редактор. Игры и конкурсы на 8 марта - А ну-ка Девочки
  • Пузиков В.Г. - Технология ведения тренинга
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Разу М.Л. Менеджмент. Под редакцией
  • Бытотова Алёна Николаевна. Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала
  • Бакирова Мария Петровна. Сценарий праздника «Модный мусор»
  • Упражнение. «Польза курения»
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Урбанович А.А. Психология управления
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Кибанов А.Я. Основы управления персоналом
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развитие речи. Система тестов для детей 5-7 лет
  • Потапова Людмила Александровна. Тренинг партнерского общения.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Ивановой Л.В. Менеджмент. Практикум. Под редакцией
  • Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. Экономика предприятия. Под редакцией
  • Потемкин В.К. Управление персоналом
  • Обучающая программа «Введение в психологию» для учащихся 9-х классов
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Козловская Э.А., Демиденко Д.С. и др. Экономика и управление инновациями
  • Уткин Э.А. и др. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, заданий, вопросов для самопроверки по курсу "Менеджмент"
  • Панфилова А.П. Психология общения
  • Лапшова Людмила Владимировна и Ваганова Светлана Федоровна. СОЦИАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ «ДРУГ ДРУГУ НАВСТРЕЧУ»
  • Кнорринг В.И. - Теория, практика и искусство управления.
  • Обозов Н.Н. Социально-психологический тренинг.
  • Басенко В.П., Жуков Б.М., Романов А.А. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений
  • Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Аксенова Е.А., Малиновская Н.М., Малиновский П.В. - Управление персоналом: Учебник для вузов
  • Копытин А.И. Арт-терапевтический тренинг творческой коммуникации
  • Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. Практикум. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь