М.-Л. фон Франц. Фемининность в волшебных сказках.

Категория: Аналитическая психология, Психоанализ, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 49353

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Если люди слишком чувствительны, слишком быстро пугаются и говорят, например, такие вещи: «Если кто-нибудь на меня кричит, я не могу это вынести», то вы можете быть совершенно уверены в том, что они сами чрезвычайно агрессивны в Теневой области своей личности. И наоборот, люди, которые взрываются от агрессии, все время ведут себя как обычные трусы. Если человек агрессивен и проверяет воздействие своей агрессии на самом себе, значит, он его выявит, - даже животные нападают тогда, когда они испуганы. Никогда не следует резко прикасаться к собаке, потому что если она испугается, то может укусить; но если приближаться к ней спокойно и постепенно, то этого не произойдет. Работники зоопарка, в обязанности которых входит уход за хищниками, знают, что специфика их работы заключается в том, чтобы не напугать животное. Мы реагируем точно так же. Естественно, человек, который страдает от экзистенциального страха, будет опасен, агрессивен и эмоционален; в этом и заключается источник всех паранойяльных состояний и агрессивности.
На решение указывает пожилая женщина в сновидении, которая говорит, что правы обе стороны. Она должна служить воплощением Самости, которая так соединяет противоположности, чтобы страх и агрессия находились в правильном соотношении. Это также говорит о том, что такую проблему нельзя решить, лишь ее осознав, - ее можно только медленно и эмоционально перерасти, а не предпринимать мозговой штурм. Она требует длительной практики в том, чтобы, с одной стороны, испытывать меньше страха, а с другой стороны, проявлять меньше агрессии. При этом нужно наблюдать за своим страхом и вместе с тем пытаться дать себе свободу, наложить вето на свою агрессивность, пока не удастся постепенно довести эти два природных элемента до необходимого соответствия, и таким образом перерасти столь фатальную констелляцию. У женщин негативный материнский комплекс часто порождает отсутствие ощущения базовой, жизненно важной безопасности. Он является источником всевозможной деструктивности и неспособности вступить в реальную жизнь. Если удастся эмоционально интегрировать эту проблему, человек приобретает авторитет.
В книге Элиаде, посвященной шаманизму, есть огромное количество материала для амплификации интегрированной агрессии. В одной главе он называет шаманов «горячими» (hot ones). Кузнецы во всем мире считаются изначальными шаманами и магами, потому что они управляют огнем, а шаман - это человек, который интегрировал дьявольскую, опасную часть своей личности, и в этом заключается тайна его авторитета. Интегрированное зло придает ему авторитет в его племени.
В конечном счете вся проблема сводится к ситуации, прекрасно описанной в ирландской сказке, посвященной маскулинной психологии, однако она применима и к исследованию фемининной психологии. Главный герой этой сказки отправляется в чужую страну, где в результате состязания в магии король убивает всех претендентов на руку принцессы. Каждому жениху он сообщал правило состязания: «Ты должен три раза спрятаться, а я должен тебя найти, а затем я спрячусь три раза, и ты попытаешься найти меня. Тот, кто найдет другого три раза, отрубит ему голову». В силу такого договора принцесса долгое время оставалась незамужней. Наш герой приходит в эту страну. У него есть маленькая лошадка, говорящая человеческим голосом, которая говорит юноше, чтобы тот вступил в состязание, а она ему поможет. Король совещается со своим черным магом, и тот советует ему первый раз спрятаться в рыбе, живущей в озере, второй раз -в кольце, которое носит на руке его дочь, и т. д. Но маленькая лошадка всегда сообщает главному герою, где найти короля. Затем король говорит, что теперь он будет три раза искать юношу, поэтому тот должен пойти и спрятаться. По совету говорящей лошадки герой сначала прячется в дупле выдернутого у нее зуба, потом в волосе ее хвоста, и на третий раз - у нее в копыте. Король просит черного мага помочь ему найти юношу, и тот роется в своих магических книгах, пытаясь узнать, где он спрятался, но в книгах ничего про это не написано; черный маг оказывается беспомощен. Поэтому главному герою разрешают отрубить королю голову и жениться на принцессе.
Ключевым фактором в этой сказке является то, что животное оказывается сильнее и черной магии, и книжных знаний. Маг обладает знанием о сверхъестественном, но это знание почерпнуто из книги; оно стало зашифрованным и систематизированным, тогда как главный герой сказки черпает мудрость жизни, источником которой является его лошадка. Это единственное различие между двумя состязающимися силами, поэтому все решает именно животный инстинкт. Юнг однажды зашел весьма далеко, сказав, что добродетель, которая стоит за инстинктом, уже не добродетель, а зло, направленное против инстинкта, никогда не возьмет верх. Если я буду стараться быть лучше, чем позволяют мои инстинкты, я перестану делать добро. Если я захочу сделать зло, чтобы выжить, это будет настолько возможно, насколько позволят мои инстинкты. Если я стану делать больше, чем позволяют мои инстинкты, я погублю себя. Инстинкт, или животное, - это верховный судья, ибо он определяет точную меру моих добрых и злых намерений.
Чжуан-цзы приводит известное сравнение под названием «Сломанные ларцы открыты» («Breaking Boxes Open»). Он говорит: чтобы не позволить открывать ларцы, то есть шкатулки с драгоценностями, ящики с шелковой одеждой и сокровищами, их обматывают веревками и навешивают на них множество замков, - и мир считает это умным поступком. Но если придет сильный вор, он взвалит ларец на плечо да еще скажет спасибо, что на него повесили замки и обвязали веревками, чтобы не рассыпалось содержимое. Затем Чжуан-цзы рассказывает о мирной стране в Цзы, в которой живут очень праведные крестьяне, и у них всегда все в порядке. (Веревки и замки символизируют нравственность и благочестивое поведение.) Поэтому их земля процветает. Этой страной овладел грабитель и стал настаивать, чтобы они продолжали себя так же хорошо вести. Каждый из них должен продолжать работать и благочестиво себя вести, но теперь это заставлял их делать грабитель, ибо ему хотелось видеть страну процветающей. Соседи, как большие, так и малые, не отважились ни осудить его, ни убить, и двенадцать поколений оставались под пятой у него и его наследников. Таким образом, как видите, грабители и воры заинтересованы в хорошем поведении.
Другая история заходит еще дальше. Кто-то спросил Чжуан-цзы, есть ли у воров моральные нормы. Он ответил: «Конечно, иначе они не смогли бы быть ворами. Вор должен интуитивно знать, где найти сокровища, и в этом заключается его величие. Он должен попасть туда первым, и это говорит о его мужестве. Он должен знать, возможен успех или нет, и в этом заключается его мудрость. После этого он должен поделиться сокровищами с другими ворами, и в этом заключается его доброта. Таким образом, совершенно невозможно быть вором, не обладая столь великими моральными качествами. Так что вы можете видеть: любому человеку этика требуется, чтобы выжить, в том числе и ворам, чтобы они могли быть хорошими ворами. Сейчас в мире очень мало хороших людей и много плохих, следовательно, учителя морали явно не помогают миру, а скорее причиняют ему вред».
На самом деле он имеет в виду, что та доброта, которая требует искусственных усилий, не является добротой. Если грабитель по своей сущности - человек добродушный, то его доброта может стать ему помощницей. Все сказанное выше очень важно - оно истинно, естественно и подлинно по своей природе; это гораздо важнее, чем обладание или не обладание искусственной и поверхностной этикой. Я причиню больше вреда, если всегда буду вести себя искусственно, а не буду самой собой, здоровой и прислушивающейся к своим инстинктам. В последнем случае я тоже причиню определенный вред, но поскольку жить - значит убивать, причиненный мной вред будет гораздо меньше. Именно поэтому Чжуан-цзы всегда обвиняет учителей морали, показывая их скрытую деструктивность в отчуждении человека от его природной доброты, которая состоит просто в том, чтобы жить, чтобы выживать и причинять минимальный вред, который неизбежен при выживании.
Итак, куколка в нашей сказке - это символ инстинктивности, но в данном случае она скорее является фетишем, обладающим сверхъестественной силой. В других сказках есть аналогичные символы помогающего инстинкта. Один из них упоминает Барбара Ханна в своем курсе о животных. Есть австрийская сказка, которая называется «Маленькие белые кошки». В этой сказке девушка попадает в руки своей злой мачехи, ужасной ведьмы, которая уже заколдовала короля этой страны и превратила его в черного ворона, спрятав его далеко, за замерзшим озером на вершине горы. Девушка спасает из воды четырех маленьких кошек, не дав им утонуть, и однажды они появляются, впряженные в золотую карету, и увозят с собой девушку через замерзшее озеро к ворону, которого она целует и избавляет от колдовства, а затем становится королевой. В этом случае помогающим фактором является не куколка, а золотая карета, запряженная четырьмя маленькими белыми кошками, которая все равно является абсолютной параллелью куколке. Это помогающий символ, который движет сказочную героиню к цели, привозит ее к ее истинной жизни и делает ее королевой. Здесь мы можем видеть, насколько правильная установка связана с инстинктом, с инстинктивной целостностью, и как даже кошки, которых мы считаем созданиями, не подчиняющимися этике, становятся воплощением абсолютно позитивного начала, избавляющего от колдовства. Карета символизирует четверичную структуру сознания, инстинктивность которого является осознанной в отличие от той инстинктивности, посредством которой человеком управляет бессознательное и которая должна сформировать правильно сбалансированную установку.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Анимус; Animus; Animus
  • Анима; Anima; Anima
  • Старец-мудрец/мудрая старуха; Wise old man/wise old woman; Alte Weise/Alter Weiser
  • Кора; Kora
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Притча «Мужчины портят женщин»
  • Логос; Logos
  • Михайлова Е.Л. Я у себодна, или Веретено Василисы
  • Мужчины лгут чаще женщин?
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Соцсети негативно влияют на психику молодых мам
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».
  • Притча «Линии и перекрестки любви»
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Притча «Личина»
  • Заводюк Вадим, Исупов Станислав. Что такое женщина?
  • Владината Петрова. Может ли женщина быть гением?
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Георгий Сергацкий. Загадка женственности и природа женской сексуальности
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Притча «У счастья – простой облик»
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • Последствия приворота для мужчины, существуют ли они?
  • Приворот на женщину
  • Материнский комплекс; Mother complex; Mutterlich-Komplex
  • Елена Бутивщенко. Мужчина + Женщина = Бизнес
  • Почему так мало женщин при власти?
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Формы успокаивающего поведения с использованием шеи
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Колесов Евгений Николаевич. Тайная книга для женщин: как управлять мужчиной.
  • Особенности выбора объекта у мужчин и женщин.
  • 10 признаков умных людей
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Больные глаза»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Формирование представления о себе. ЗАНЯТИЕ 6
  • Притча «Я бы показал вам»
  • Как мужские феромоны действуют на женщин
  • Притча «Он и Она»
  • Чувство юмора у мужчин и женщин отличается - мужчины смешливее
  • Эмоциональная измена или сексуальная: что хуже? Мужской и женский взгляд.
  • Незовибатько Игорь. Уроки обольщения, или искусство очарования для женщин и мужчин. Практический курс.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Красивые женщины делают мужчин умнее?
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Почему мужчины предпочитают женщин в красном
  • Женский и мужской мозг: различия



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь