М.-Л. фон Франц. Фемининность в волшебных сказках.

Категория: Аналитическая психология, Психоанализ, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 49350

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Cum grano salis (лат.) - с оговоркой.

Вопрос о вине является чрезвычайно тонким; просто никто не знает, где проходит истинная граница. Одним людям следует сказать: «Ради Бога, избавьтесь от этой глупой инфляции, заставляющей вас думать, что вы - природная богиня-мать и что в ваших руках находится жизнь и смерть всех, кто вас окружает». Но тем, кто находится во власти иллюзии, что они всегда и все делают правильно, нужно сказать: «Знаете, мне кажется несколько странным, что два ваших мужа умерли!» Здесь речь идет о микронах: одному человеку нужно сказать одно, а другому - совершенно иное. Некоторые люди преувеличивают свою вину, и сновидения показывают, что они подвержены инфляции. Тогда следует сказать: «Чепуха, вы не такая могущественная, чтобы погубить столько мужчин! Наверное, вы просто ощущаете себя богиней-матерью, которая за все отвечает, а это просто глупая инфляция. Вашего мужа убила природа. Он умер от рака, или от сердечного приступа, но не из-за вас!»
Можно также сказать, что этот склонный к самоубийству мужчина выбрал именно ее, так как хотел найти скалу, о которую он мог бы разбить свой корабль, а следовательно, виноват он, а не она. Это вопрос, который можно решить только индивидуально в отношении самой себя и других людей, вовлеченных в отношения с вами. Нужно попытаться прийти в равновесие с помощью сновидений, найти уравновешенную установку, в которой было бы ни на йоту меньше или больше вины. Именно такую работу представляет собой «сортировка семян» - попытку осознать до самого конца всю ситуацию, и тогда понять, что есть что и что на что воздействует, проявляя смиренную добросовестность относительно того, что возможно, но исключая всякую инфляцию и огульные заявления. Сортировка семян - это очень важное и трудоемкое занятие, требующее исключительной сосредоточенности и самодисциплины, а также высокого уровня сознания. Такая работа в течение длительного времени должна стать для женщины героическим делом; она повышает уровень осознания и чувство ответственности, ибо, как я уже говорила, дьявол все время вам говорит, что это семечко более или менее сгодится, или что чернушки больше нет, - и вы попались!
А теперь перейдем к проблеме трех пар рук, о которых главная героиня сказки предпочитает не задавать вопросов. Так как мы не можем понять этого мотива из самой сказки, я бы хотела его амплифицировать, ибо это архетипический мотив с множеством вариаций, которые являются очень прозрачными. У братьев Гримм есть сказка под названием «Госпожа Труде»* (Frau Trude). Жила-была на свете девушка, упрямая и капризная, которая никогда не слушалась своих родителей. Однажды она сказала им: «Я так много наслышалась о госпоже Труде, что мне бы хотелось у нее побывать. Мне рассказывали, что в доме у нее все так чудно-мудрено, вот мне и захотелось на ее дом посмотреть». Родители ей это строго-настрого запрещали, говоря: «Госпожа Труде - это злая старуха, она с нечистым знается, и если ты к ней пойдешь, то ты нам не дочь». Но девушка не обратила внимания на этот запрет и все же пошла в дом госпожи Труде. Когда она пришла к старухе, та спросила у нее: «Отчего ты такая бледная?» Девушка ответила, что очень испугалась черного человека, которого увидела у нее на крылечке. - «Это был угольщик», - ответила старуха. - «А потом увидела зеленого человека». - «Это был охотник». - «А затем увидела красного как кровь человека». - «Это, конечно, был мясник». - «Ах, госпожа Труде, я в себя не могу прийти от страха: посмотрела я потом в окошко и вас-то не увидела, а на вашем месте сидел черт, и голова у него была вся в огне». - «Ого, - сказала госпожа Труде, - значит, ты видела ведьму во всем ее облачении! А я уж давно тебя поджидала - ты мне и посветишь». Тут она превратила девушку в деревянный чурбан и швырнула ее в огонь. А когда огонь разгорелся, ведьма к нему подсела, стала греться около него и приговаривать: «Вот теперь горит светленько и тепленько!»

* Братья Гримм. Сказки, с. 136, М.: Художественная литература, 1978. -Прим. перев.

В сказке «Василиса Прекрасная» были белый, черный и красный мужчины (всадники), а в этой сказке они являются красным, зеленым и черным. Очевидно, что черный мужчина - это черт, который очень часто появляется в сказках одетый зеленым охотником, а человек в красном - это лишь другое обличье дьявола. Поэтому те три знакомца госпожи Труде на самом деле являются тремя аспектами дьявола. Госпожа Труде, или Великая Богиня-Мать, как правило, живет в тесной связи с темным подземным Божеством, то есть дьяволом, и очень часто такая структура представляет собой триаду. В нашей цивилизации эта нижняя триада является компенсацией высшей Троицы. Точно так же, как Дева Мария должна быть фемининной фигурой для Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа, причем стоящей от нее несколько поодаль, - так и внизу существует точно такая же четверичность: госпожа Труде и три аспекта дьявола; целостность подземного мира противостоит позитивной божественной и духовной целостности. Следовательно, три пары отрубленных рук, возможно, имеют отношение к этой же тайне, а именно - к тесной связи богини-матери с последним, конечным принципом зла и смертоносной силы, живущей на самой глубине внутренней пропасти у каждого человека.
Так как мы не можем считать такой образ, как Баба-яга, индивидуальным содержанием бессознательного, - скорее речь идет о персонификации того, что можно было бы назвать самой природой, то есть богиней природы, - можно сказать, что три пары рук относятся к невероятной жестокости и смертоносной черте самой природы. Ни один человек, у которого существуют нормальные человеческие чувства, не может не быть потрясен этой жестокостью в тот или иной период своей жизни. Можно видеть, как животные пожирают друг друга, и можно поблагодарить Бога, когда появляется возможность этого не видеть. По существу, мы сами делаем себя слепыми: мы бросаем взгляд и сразу отворачиваемся. Возможно, мы все испытали бы ужасное потрясение, узнав о том, как природа поступает со своими детьми, -видя, как человека медленно и постепенно съедает рак или какая-нибудь другая тяжелая болезнь, в результате которой человек просто тает и умирает. У самого садистского мучителя, истязателя, подверженного психозу, не могли родиться бы настолько зверские фантазии о том, как замучить людей до смерти, как те, которые существуют у природы. Так, например, иногда в лесах или в горах можно увидеть самца косули с висящей у него раковой опухолью, пытающегося преодолеть ледник; другой самец отталкивает его в сторону, и тот падает, затем из последних сил встает на ноги и делает еще несколько шагов, пока, наконец, слава Богу, уже больше не встает. Или же лисица будет есть по частям лебедя, вмерзшего в лед, и оставит его на несколько часов барахтаться с отгрызенным ею крылом - пока случайно проходящий мимо человек не подойдет и одним coup de grace* не прекратит его страдания. Кто несет за это ответственность? Это пытки природы, которые никто не может выдержать; это нечто такое, о чем даже нельзя говорить. И в этой сказке говорится, что в каком-то смысле было бы здоровой реакцией, или даже мудростью, не вникать слишком глубоко в эти вещи и не задавать о них слишком много вопросов. Чем помогут эти вопросы? На них нет ответа! Мы можем погрозить богине кулаком, но это не поможет, и мы никогда не сможем представить, почему так происходит, - просто все происходит так, как есть. Природа хранит тайну, как убивать самым жестоким способом, а также тайну самого прекрасного рождения самого прекрасного в мире.

* Coup de grace (фр.) - удар (выстрел) из милосердия. **

В другой сказке из собрания fieutsche Märchen seit Grimm (немецких волшебных сказок начиная с времен братьев Гримм), под названием «Waldminchen» («Лесная матушка»), содержится такой же мотив, как в сказке «Госпожа Труде», но в несколько более мягкой форме*. Жили-были муж и жена, и была у них единственная маленькая дочь, но была она упрямая и капризная. Кроме того, она имела привычку ужасно дразнить в школе других детей. Однажды она раскапризничалась так, что мать очень рассердилась на нее и пообещала, что придет Лесная матушка и унесет девочку с собой.

* Эта сказка также разбирается в книге С. Биркхойзер-Оэри «Мать», М.: Когито-Центр, 2006. - Прим. перев.

Едва она это вымолвила, к ним в дом вошла лесная женщина. Чтобы проучить девочку, Лесная матушка взяла ее с собой и отвела в красивый маленький домик, находившийся в лесной чаще. В этом домике она могла играть с другими хорошими детьми и славно провести время. Сначала девочка испугалась и вела себя хорошо, но потом она снова стала капризничать и проявлять свой дурной характер.
Тогда Лесная матушка решила с этим покончить. «Ну ладно», - сказала она, взяла девочку и повела ее в лесную чащу. Наконец послышался страшный шум, и они подошли к широкой реке, на которой стояли три странные мельницы. Рядом с ними стояли три мужчины - три спутника Великой Богини. Они взяли девочку и посадили ее на мельничный жернов. Мельница перемолола ее в мелкие кусочки, и после этого они вновь соединились, но девочка превратилась в морщинистую старуху. Лесная матушка сказала: «Молодость состарится, а старость помолодеет». Посмотрев на себя в зеркало, девочка очень опечалилась и пришла в полное отчаяние. Когда она усвоила этот урок, Лесная матушка снова отвела ее к мельнице, и старуха снова стала девочкой. Вдруг появился отец девочки. От печали о своей потерянной дочери он очень состарился. Поэтому его поместили в «омолаживающую» мельницу, и он снова помолодел. После этого отец с дочерью вернулись домой, и с тех пор девочка стала вести себя хорошо и выросла порядочной женщиной.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Анимус; Animus; Animus
  • Анима; Anima; Anima
  • Старец-мудрец/мудрая старуха; Wise old man/wise old woman; Alte Weise/Alter Weiser
  • Кора; Kora
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Притча «Мужчины портят женщин»
  • Логос; Logos
  • Михайлова Е.Л. Я у себодна, или Веретено Василисы
  • Мужчины лгут чаще женщин?
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Соцсети негативно влияют на психику молодых мам
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».
  • Притча «Линии и перекрестки любви»
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Притча «Личина»
  • Заводюк Вадим, Исупов Станислав. Что такое женщина?
  • Владината Петрова. Может ли женщина быть гением?
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Георгий Сергацкий. Загадка женственности и природа женской сексуальности
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Притча «У счастья – простой облик»
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • Последствия приворота для мужчины, существуют ли они?
  • Приворот на женщину
  • Материнский комплекс; Mother complex; Mutterlich-Komplex
  • Елена Бутивщенко. Мужчина + Женщина = Бизнес
  • Почему так мало женщин при власти?
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Формы успокаивающего поведения с использованием шеи
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Колесов Евгений Николаевич. Тайная книга для женщин: как управлять мужчиной.
  • Особенности выбора объекта у мужчин и женщин.
  • 10 признаков умных людей
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Больные глаза»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Формирование представления о себе. ЗАНЯТИЕ 6
  • Притча «Я бы показал вам»
  • Как мужские феромоны действуют на женщин
  • Притча «Он и Она»
  • Чувство юмора у мужчин и женщин отличается - мужчины смешливее
  • Эмоциональная измена или сексуальная: что хуже? Мужской и женский взгляд.
  • Незовибатько Игорь. Уроки обольщения, или искусство очарования для женщин и мужчин. Практический курс.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Красивые женщины делают мужчин умнее?
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Почему мужчины предпочитают женщин в красном
  • Женский и мужской мозг: различия



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь