М.-Л. фон Франц. Фемининность в волшебных сказках.

Категория: Аналитическая психология, Психоанализ, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 49357

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Есть сказки другого типа, связанные с темной материнской фигурой, в которых главная героиня проникает в тайну Великой Матери, а затем отрицает, что сделала это. Такова, например, австрийская сказка «Черная женщина». В ней владелица замка (черная женщина), нанимает бедную крестьянскую девушку, чтобы убираться в замке, и запрещает ей входить в одну заповедную комнату, но девушка нарушает запрет и узнает, что благодаря ее работе черная женщина постепенно превращается в белую. Девушка быстро убегает, но затем постоянно подвергается допросам черной женщины, входила ли она в запретную комнату или нет. Девушка просто лжет и говорит, что она не входила в комнату, и в результате в самый критический момент, когда она должна сгореть на костре как ведьма, черная женщина, которая к этому времени уже стала белой, заявляет: «Если бы ты тогда сказала, что ты входила в комнату, я превратила бы тебя в пыль и прах, но теперь ты сделала меня свободной и должна быть вознаграждена». Девушка получила награду за то, что она солгала!
В другой, немецкой версии сказки девочка проникает в ужасную тайну богини-матери, которая затем ей говорит: «Дитя мое, ты видела, как я страдала?» - и девочка это отрицает, отвечая ей, что она ничего не заметила. И тогда она тоже получает вознаграждение за ложь. Поэтому, согласно этой сказке, не вникать в тайны Природы-Матери или, даже если человек все-таки это сделал, -лгать и отказываться от того, это случилось, - великое и доброе дело. Если бы богиня-мать была человеческим существом, нам бы это было понятно; она не хочет, чтобы заметили ее Тень, ее недостатки и ее страдания. Хотя она считает себя великой богиней, на самом деле она очень бедное, страдающее, несчастное создание, и не хочет, чтобы все это видели люди. Но именно с этим мы сталкиваемся каждый день! Если вы постараетесь прикоснуться к Тени пациента, он просто взорвется и уже от вас не отстанет. У пациента может быть ужасная Тень, которую вы сможете увидеть на первой же аналитической сессии, и иногда он говорит: «Вы всегда говорите о других людях, а какова моя Тень?» Вы можете просто сказать, что пока ничего не заметили, что пока вы еще недостаточно знаете пациента. Вам приходится лгать, ибо если вы прикоснетесь к этому ящику динамита, он просто взорвется, а вместе с ним - и все ваши отношения с пациентом.
Наверное, можно говорить об аналогии с такой человеческой ситуацией, но в данном случае именно богиня хочет тонкой и тактичной защиты, и это связано с глубинной, примитивной, религиозной установкой. Такую архаичную установку до сих пор можно найти у живущих в Альпах крестьян. Над Силисбергом* (Seelisberg) есть дорога, откуда открывается прекрасный вид на Озеро Люцерны (Vierwaldstättersfee) или Озеро четырех кантонов; но пройдя поворот этой дороги, вы увидите это озеро в совершенно другом ракурсе. Если светит солнце, то озеро кажется не зеленым, а светлым; кроме того, открывается широкий открытый ландшафт и вид на все Альпы. Если вы склонны восхищаться красотой природы, то испытаете чувство, которое заставит вас затаить дыхание. Даже на швейцарских пастухов, людей, скупых на выражение эмоций, эта ситуация явно производит впечатление, ибо они говорят, что очень часто именно на этом повороте пропадают коровы. Они говорят, что в этот момент следует вести себя очень осторожно, не впадать в панику и не смотреть на коров, иначе может произойти какой-то несчастный случай: какая-нибудь корова или даже вы сами можете угодить в пропасть! Они говорят, что можно щелкать кнутом или звать коров, словно они где-то рядом, и думать, что ничего не случилось, но через несколько минут животные снова окажутся перед вами! Таково религиозное явление! Когда меня переполняют эмоции, то, вероятно, у меня возникает паническая реакция, похожая на животную. Она сразу же передается коровам, которые очень чувствительны к эмоциональному состоянию пастуха, и если он приходит в панику, они тоже теряются либо вообще могут повести себя совершенно непредсказуемо. Но пребывая в состоянии паники, не слишком полезно читать себе проповеди, поэтому пастух просто думает, что коровы куда-то делись, и вместе с тем притворяется, что этого не замечает. Он лжет самому себе, и таким образом спасает как свою собственную жизнь, так и всю ситуацию в целом.

* Силисберг - муниципалитет в кантоне Ури в Швейцарии. - Прим. перев.

То же самое происходит, когда люди испытывают очень серьезное потрясение - их реакция становится замедленной. Если им сообщить о смерти их родственника, то, возможно, они поблагодарят за сообщение, а затем будут продолжать заниматься тем, чем занимались. То есть они просто не блокируют шок, притворяясь, что ничего не случилось, пока не наступает самое худшее, а затем они обычно ломаются, рыдают и проявляют нормальные человеческие реакции. У очень чувствительных людей, которые просто могут не выдержать серьезного потрясения, происходит такая весьма полезная по своей природе задержка реакции, и их притворство в том, что они не заметили этого потрясения, является глубинным спасительным инстинктом, который присущ человеку, и основой многих религиозных ритуалов. На мой взгляд, такую реакцию следовало бы признать позитивной, как здоровую реакцию в определенных ситуациях. Но почему этого хочет Мать-Природа? Ясно, что это хорошо для нас и было хорошо для Василисы; но почему сама Мать-Природа не хочет, чтобы видели ее злую сторону? Естественно, мы не знаем, что она представляет по своей сути. Я рассуждаю образно и спрашиваю: почему архетипическая фигура, которая, видимо, воплощает нечто похожее на силу природы, хочет скрыть свою ужасную сторону? Мы должны думать наивно! Это выглядит так, словно она стыдится сама себя. Она ведет себя в точности как человек, которому стало стыдно. Вероятно, именно такая существующая в природе тенденция, связанная с тоской по более высокому уровню сознания, присущему человеку, - способствует появлению столь странной теологии! Мне не можем сказать, является ли она абсолютно истинной, но об этом свидетельствует бессознательное. И если бы мы были правы, у нас появилась бы следующая прекрасная возможность: несмотря на катастрофическое развитие, с которым мы сегодня столкнулись, природа хочет спасти человека и продолжать дальше свой эксперимент под названием «Человек», который мы собой воплощаем.
Мы не можем делать метафизических утверждений, что природа действительно делает это сама по себе, - это то же самое, что говорить об образе Бога. Юнг всегда настаивает, что он не делает метафизических утверждений, что таков Бог; он утверждает, что у человека существует такой образ Бога и бессознательное психики проявляется так-то и так-то. Я бы не назвала это только проекцией. Бессознательное - это природа в человеке, поэтому следует сказать, что природа, психическая природа человека, говорит, что она хочет быть более человечной и менее жестокой. Это несомненно, а потому находится за пределами научных исследований. Мы можем лишь утверждать, что бессознательная психика человека отражает природу, обладающую такой тенденцией, и поверить в это становится для нас и здоровым, и полезным. Является ли что-то an und für sich (вещью в себе) или нет, в психологии не может сказать никто, ибо мы не знаем, какова природа an und für sich. Мы можем лишь сказать, что природа отражает себя в нашем бессознательном как нечто совершенно ужасное и жестокое, но при этом ей присуще скрытое стремление от него избавиться. Следовательно, в юнгианском подходе присутствует источник некоторого оптимизма. Зачем нам надо было бы работать с людьми, если бы они были лишь сущими дьяволами?
Если человек слишком близко смотрит на явления зла, причем смотрит не зрелым, а наивным взглядом, он становится циничным. Если вы идете по музею концлагеря, который теперь находится на месте Освенцима, к какому выводу вы приходите? Шопенгауэр сказал, что один человек хорош для другого лишь настолько, чтобы смазать его ботинки своим жиром. Если вы обладаете такой философией, то ваш следующий шаг состоит в том, чтобы сказать: «Я собираюсь взять «люгер»* или «кольт»** и я хочу выжить, - и черт с остальными! Так или иначе, они убийцы. Все они хотят меня убить, поэтому я должен их опередить». Таково следствие! Если я не могу вести себя по-человечески и от этого отвернуться, то, глядя на это, я сам отыгрываю жестокость природы. Именно поэтому, выражая почтение к хтоническому античному богу, люди отворачивались и закрывали свои лица, а когда молились Гекате, они покрывали голову черной вуалью, чтобы как бы ее не видеть - чтобы не стать такой, как она.

* «Люгер» - пистолет Люгера («Люгер», «парабеллум», нем. Pistole 08, Parabellumpistole) - пистолет, разработанный в 1900 году Георгом Люгером для вооружения германской армии. - Прим. перев.
** «Кольт» - объединенное название популярных в середине - конце XIX века американских пистолетов, производимых на заводах Сэмюэля Кольта. -Прим. перев.

Глава 12
В соответствии с разными мифами есть много различных причин для существования темной стороны природы. В христианском мифе такой причиной является изгнание из Рая Адама и Евы. В других мифах божественная сфера расщепляется, в третьих присутствует неудовлетворенность и разочарование богиней природы. Версия эскимосов, в разных ее вариантах, существует у многих племен, живущих за полярным кругом. Седна, их богиня-мать или мать-природа, живет в глубине океана и порождает китов, тюленей, рыбу и т. п., а эскимосы, которые живут благодаря этим животным, поклоняются ей, чтобы им в охоте сопутствовала удача. В некоторых версиях говорится, что Седна была странной женщиной, которая не хотела выходить замуж за обычного мужчину. Однажды издалека к ней явился жених: либо в человеческом облике, либо в обличье чайки, - и она последовала за ним. Но, войдя к нему в дом, она крайне разочаровалась, потому что в доме не было еды, он не проявлял к ней внимания и совершенно ее игнорировал.
Поэтому Седна попросила своего отца снова взять ее домой. Отец пришел за ней и, согласно некоторым версиям мифа, убил нерадивого ее любовника или мужа. В отместку чайки, или дух мертвого мужа, вызвали бурю, чтобы перевернуть лодку, на которой возвращались домой отец с дочерью. Чтобы спасти свою собственную жизнь, отец выбросил дочь за борт, в открытое море. Она успела ухватиться за борт лодки, но отец взял нож и отрезал ей пальцы, чтобы она утонула. После этого, желая отомстить отцу, или прибегнув к магии, или просто уговорив своих собак, она натравила их на отца, и они откусили ему нос или руки или то и другое вместе.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Анимус; Animus; Animus
  • Притча «Если царь дает кому-то подарок, пускай даже это безделушка, все равно она очень важна»
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Притча «Как создавалась женщина»
  • Притча «Бог не здесь»
  • Притча «О персиках»
  • Притча «Бог, который забывает грехи»
  • Притча «Молодая женщина и вдова»
  • Притча «Шерстяная борода»
  • Притча «Бессмыслица»
  • Притча «Чёрное и Белое»
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Притча «Мышепоклонничество»
  • Притча «Зима»
  • Притча «Личина»
  • Притча «Без названия»
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • Притча «Бездетная Мэри»
  • Притча «Яд и свекровь»
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Притча «Hе любовь - доброта»
  • Притча «Одиночество»
  • Притча «Он женился»
  • Бек А. Когнитивная терапия пограничного расстройства личности
  • Притча «Девушка-осень»
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Притча «Что на самом деле хотят женщины?»
  • Притча «Слои песка»
  • Притча «О женщине»
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».
  • Притча «У счастья – простой облик»
  • Притча «Истина в каждом из нас»
  • Притча «Женщина-водитель»
  • Притча «Станьте любовью?»
  • Притча «Кошка»
  • Притча «Смерть и То, что никогда не умирает»
  • Приворот на женщину
  • Голубева Валентина Петровна. Легенда о сотворении Богом воспитательницы
  • Притча «Две монахини»
  • Заводюк Вадим, Исупов Станислав. Что такое женщина?
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Хитрая женщина»
  • Треугольник власти Стивена Карпмана раскрывающий суть игр.
  • Материнский комплекс; Mother complex; Mutterlich-Komplex
  • Притча «Как встретились Жизнь и Смерть»
  • Притча «Воздействие улыбки»
  • Притча «Про любовь»
  • Притча «Неприязнь скандальной женщины»
  • Последствия отворота
  • Притча «Слабости души»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь