Рауш де Траубенберг Нина Константиновна. Тест Роршаха: Практическое руководство.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 24143

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Выход в свет этой книги в Москве, на родине моих предков, — большое событие в моей жизни. Долгое время я не могла себе представить, что такое издание когда-нибудь станет возможным. Надеясь, что мой труд окажется полезным, вверяю его русским психологам и клиницистам с особой признательностью всем, кто помог его осуществлению.
Первое издание этой книги в 1970 г. было осуществлено вслед за созданием в 1968 г. новой кафедры по методике проективных техник в Институте психологии Парижского университета имени Рене Декарта, кафедры, которую я возглавляла в течение 25 лет. Это учебное пособие имело главной задачей дать точные основы для проведения теста, а также уяснить психологический смысл всех данных теста, исходя из источников швейцарской традиции и пользуясь разработками американских авторов, таких, как Клопфер, Бек, Рапапорт и Шафер. Последующие издания книги — теперь готовится десятое — позволили мне основательно дополнить этот труд. После 25 лет несколько беспорядочного применения теста в самых разнообразных условиях: в школах, больницах, на предприятиях — стало очевидным, что невозможно рассматривать тест только как «технику» или психометрическую процедуру, но что интерпретация его данных должна быть теоретически обоснована, ибо этот тест дает доступ к особенностям внутреннего мира и к творческому началу индивидуального мышления.
Послевоенные годы оказались чрезвычайно плодотворными для психологической науки. В 1947 г. была создана первая кафедра психологии в Парижском университете; в число преподаваемых дисциплин были включены клиническая психология и психология поведения. В том же 1947 г. был опубликован перевод «Психодиагностики» Г. Роршаха на французский язык.
В 1949 г. в Берне было основано Международное Общество Роршаха, вслед за ним в 1950 г. была создана Французская
9
ассоциация Роршаха. Возглавил это исследовательское объединение профессор Даниэль Лагаш, занимавший пост преподавателя психологии, клинической психологии и психологии поведения в университете. Таким образом, с самого начала существовала тесная связь между изучением теста Роршаха и клинической психологией, и именно профессору Лагашу мы обязаны введением термина «имажинативное сознание», определяющего образ действий испытуемого при проведении теста Роршаха, в то время как в тестах способностей задействуется только «перцептивное сознание».
***
Задачей клинической психологии в те времена было прежде всего измерение способностей и умений, а также оценка нарушений поведения и связанных с ними трудностей, иначе говоря, определение стратегий поведения и явных конфликтов. Считалось, что тест Роршаха может быть интерпретирован в терминах явного поведения и что основной его целью является постановка психиатрического диагноза.
Тест Роршаха, чрезвычайно чувствительный инструмент клинической психологии, не содержит в себе теоретической базы, необходимой для его интерпретации; неудивительно, что такое положение привело к появлению многочисленных интерпретационных моделей. Сам Роршах принадлежал к немецкой психиатрической школе, к академической психологии; он руководствовался в своих работах ассоциативной теорией и считал себя психоаналитиком, был даже председателем швейцарской Школы психоанализа; по существу же, Роршах в наибольшей степени — гений гуманистических идей.
Наиболее подходящую базу для теоретических разработок интерпретации результатов теста предоставляют феноменология и психоанализ. Феноменологический взгляд дает нам концептуальный и терминологический аппарат для понимания того, каким образом возник ответ. Этот подход прежде всего обращает внимание на перцептивный опыт, основу нашего восприятия мира. Психоанализ предоставляет возможность выявить психологические корни и динамику содержания ответа. Таким образом, наше внимание должно быть равным образом обращено и на то, что сказано, и на то, как сказано.
10
Постепенно сфера приложения клинической психологии становилась все более широкой: она включала разнообразные области, уже не относящиеся к психиатрии. Психологи сталкивались с проблемами, связанными с физическими болезнями, такими, как диабет, раковые заболевания, с трудностями адаптации детей-инвалидов, жертв насилия, другими словами, пациенты далеко не всегда относились к ведению психиатрии. Насущной задачей стало прогнозирование и оценка способности к изменению. Расширение диапазона применения клинической психологии привело к появлению целостных теоретических концепций, и эта дисциплина была переосмыслена в связи с психодинамической концепцией личности; соответственно встал вопрос о ее отношениях с психоанализом и психоаналитическими теориями. Из всего многообразия психоаналитических подходов лишь динамический, адаптивный и генетический могут рассматриваться как имеющие точки соприкосновения с клинической психологией.
Таким образом, к тесту Роршаха и проективным методикам могут быть применены:
• адаптивный подход американской школы Хартмана и Роя Шафера, чьи концепции широко использована в данной книге;
• динамический подход, незаменимый при интерпретации результатов теста Роршаха; он дает возможность выявить имманентные причины психических конфликтов и проанализировать механизмы защиты, а также вытекающие из них приспособительные реакции;
• генетический (сравнительный) подход, привлекаемый в тех случаях, когда речь идет об этапах либидинального развития.
Пользуясь моделью, предложенной Фрейдом (соотношение бессознательного, предсознательного и сознательного), можно сформулировать нашу гипотезу следующим образом: психические свойства, стоящие за различными факторами теста, позволяют определить модус психического функционирования испытуемого.
Интерпретация результатов теста, заключение психолога более не может представлять собой статичную констатацию проблематики, личностных отклонений, нарушений поведения пациента. Напротив, наибольшее внимание должно быть уделено Динамике взаимодействия между отклонениями и способностя
11
ми к восстановлению. Весь комплекс перцептивных и проективных взаимовлияний, взаимодействие между реальным и има- жинативным, между процессами познания и проблематикой конфликтов, между внешним миром и миром внутренним, выраженный в пределах нормы или патологически, — весь этот комплекс определяет модус функционирования личности испытуемого в ее единстве и неповторимости.
Таким образом, тест Роршаха должно рассматривать как методику изучения личности в ее нормальном или патологическом функционировании. Этот уникальный метод, подлинный шедевр психологического мастерства, требует творческого подхода. Недаром профессор Блейлер после смерти Роршаха написал его жене: «Ваш муж был гением».
Приношу благодарность всем, кто помог осуществлению этого издания: профессору Л. Ф. Бурлачуку, который передал мне копию моей книги и тем самым пробудил у меня мысль об издании текста на русском языке, моему коллеге Юстину Шлегелю за очень активную помощь и поощрение, профессору Ушакову за все предварительные переговоры с русскими издателями; особая признательность Татьяне Емельяновой за внимание и советы по переводу.
Глубокую благодарность приношу Ольге Платоновой за чуткий и вдумчивый перевод моего текста.
Нина Константиновна*. Рауш де Траубенберг
15 июля 2004 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью настоящего труда является изложение основных положений, на которых базируется интерпретация теста Германа Роршаха. Это должно обеспечить максимальный учет многочисленных и разнообразных данных теста. Ввиду богатства и сложности этих данных их использование зачастую весьма неполно, а работа интерпретатора ограничивается рамками готовых психологических рецептов и сводится к механическому применению условных обозначений. Очевидно, что такого рода ограничения наносят существенный урон прикладной психологии, эмпирическим исследованиям и — в еще большей степени — теоретическим изысканиям.
Сам Роршах настаивал на изучении взаимодействия всех данных теста, и именно вследствие этого взаимодействия во время тестирования складывается особенная ситуация, при которой процессы восприятия и аффективные характеристики ответа возникают одновременно и сменяют друг друга. Думается, здесь нет необходимости углубляться в содержание многочисленных научных дискуссий по этому поводу, однако хотелось бы вкратце напомнить, почему возникла потребность в многофакторном подходе, и обратиться к некоторым работам, посвященным этому тесту.
Как врач-психиатр, ищущий новых путей в терапии, новых возможностей контакта с пациентом, Роршах серьезно интересовался психоанализом; он был знаком с работами блестящего психиатра Блейлера, его ученика Юнга и с истоками развития психоанализа в Швейцарии. Кроме того, будучи человеком художественно одаренным, Роршах впервые поставил проблему взаимосвязи творческих способностей индивида и их отражения в динамике личности. В течение десяти лет, работая уединенно, Роршах готовил психологический эксперимент по «свободной интерпретации случайных форм», и этот эксперимент, «перцептивный и формалистический», оказался, по словам самого автора, «ценным во многих отношениях, а именно как экспериментальный подход и как диагностический тест». Он считал, что выводы следует принимать «как эмпирические данные», а не как «теоретические умозаключения». Роршах первым использовал зрительные стимулы при изучении личности, однако
13



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Рауш де Трауберг Н.К. Условия проведения теста Роршаха
  • Ассимиляция; Assimilation
  • Проективная методика изучения когнитивной активности детей «Дерево желаний» В. С. Юркевич
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Игорь Дрозд, Леонид Цыбульский. Структура переживаний и ее место в мышлении человека
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Детские вопросы: как правильно на них отвечать?'
  • Интерпретация; interpretation
  • Манифестныйи латентный (явный и скрытый); manifestand latent
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Интуиция; Intuition
  • Притча «Притчи о жизни»
  • Юнг К. ЖИЗНЕННЫЙ РУБЕЖ
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Экранная память; screen memory
  • Смоленский М.Б. Конституционное право России. 100 экзаменационных ответов
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Мамардашвили М. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
  • Объект; object
  • Письменный Д.Т. Высшая математика. 100 экзаменационных ответов. 1 курс
  • Бессознательное (Бсз, Ubw)
  • Трансцендентная функция; Transcendent function; Transzendente Funktion
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Подавление; suppression
  • Грожан Д.В. История мировой художественной культуры. 100 экзаменационных ответов
  • Сартр Ж.-П. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ЭГО
  • Белый Б. Диагноз по чернильным кляксам.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Калинова Г.С., Мазяркина Т.В. ЕГЭ 2017. Биология. Практикум. Экзаменационные тесты.
  • Маркин С.А. ЕГЭ. История. Выполнение задания 23
  • Маркин С.А. ЕГЭ. История. Выполнение задания 24
  • Образ; Image; Bild
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий
  • Лаппо Л.Д., Попов М.А. ЕГЭ 2019. Математика. Базовый и профильный уровни. Экзаменационный тренажёр. 20 вариантов



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь