|
Парслоу Эрик, Рэй Моника. Коучинг в обучении. Практические методы и техники.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 23973
Автор: Парслоу Эрик, Рэй Моника.
Название: Коучинг в обучении. Практические методы и техники. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Основные типы вопросов ■ 165
Основные типы вопросов Среди главных теоретических понятий в науке о вопросах — концепция о двух основных типах вопросов: открытых и закрытых. На закрытый вопрос можно ответить «да» или «нет»; обычно он начинается с «Можно...», «Вы будете...», «У вас есть...» и т. д. Кроме того, такой вопрос может предлагать на выбор несколько альтернативных ответов, например: «Какой из следующих вариантов вы бы выбрали?» Открытые вопросы требуют развернутого, «свободного», ответа и могут начинаться со слов «что», «где», «какой», «почему», «как» и «когда»1. Закрытые вопросы применяются: • Когда достаточно прямого ответа «да» или «нет». • Для получения или уточнения информации. • Для подтверждения понимания фактов. • Для подтверждения согласия или договоренности. • Для принятия решения в случае, когда существуют только две альтернативы. Следует избегать повторяющегося употребления закрытых вопросов, поскольку серия таких вопросов может очень утомить респондента и быстро превратить дискуссию в допрос. Сложнее развить навык использования открытых вопросов, являющийся существенным для руководства и поддержки ученика. Употребление открытых вопросов: • Позволяет устанавливать контакт и создавать у собеседника спокойное состояние. • Предоставляет респонденту возможность свободного ответа с самостоятельным выбором слов и способа ответа. • Поощряет немедленную обратную связь. • Помогает более детально анализировать мнения и ценности. • Создает вовлеченность и заинтересованность. • Проверяет степень понимания. 1 В русском языке вопросы «кто», «что», «где» и «когда» очень часто стоят в начале закрытых вопросов: «Кто это?» — «Это Вася». «Где вы были вчера вечером?» — «В кино», которые предполагают односложный ответ. Открытые же вопросы помимо начальных слов «почему» и «как» часто начинаются с вводных оборотов «Расскажите о...», «Как вы считаете...». Например: «Что вы думаете о возможностях нашего дальнейшего сотрудничества?» — Примеч. перев. 166 ■ Глава 8. Правильная постановка вопросов Например, если вы хотите узнать мнение кандидата, скажем, о преимуществах местной футбольной команды, вы не станете спрашивать: «Согласитесь, что местная команда неплоха?» Этот вопрос требует простого ответа «да» или «нет». Если вы сформулируете свой вопрос следующим образом: «Какими преимуществами, на ваш взгляд, обладает местная команда?», вы тем самым поспособствуете тому, что кандидат в ответе должен будет высказать свое мнение. Если у команды не окажется преимуществ, у вас есть возможность задать вопрос: «Хорошо, а можете вы описать ее слабые стороны?» Преимущества грамотного использования открытых вопросов очевидны. Типы вспомогательных вопросов Коучи и наставники должны внимательно подбирать наилучший тип вопроса, уместный в каждой конкретной ситуации. Несколько важных вопросов, касающихся целей сессии, они должны задать сами себе: • Помогают ли вопросы ученику более детально исследовать ситуацию? • Поощряют ли они движение от общего анализа своего профессионализма к более детальному? • Помогают ли они ученику определить сильные и слабые стороны, которые можно улучшить, повышая тем самым свою компетентность? • Повышают ли они самосознание и личную ответственность? Есть несколько типов вопросов, способствующих достижению различных целей. Вопросы, повышающие осознание Если коучи и наставники хотят побудить учеников повысить их профессионализм, они должны способствовать развитию их самосознания, чувства ответственности за будущие действия и за реализацию этих действий. Вы обнаружите, что открытые вопросы: «Что произошло?» и «Почему это произошло?» обычно вызывают описательные и потенциально несколько защитные ответы. А вот вопросы наподобие «И как же ты себя чувствовал, делая это?», или «Представь, каким это могло бы быть, если бы ты сделал по-другому?», или «Что ты можешь сделать, чтобы еще больше развить свой профессионализм?» будут вызывать ответы, содержащие позитивные мысли о будущих действиях. Мы будем называть такие вопросы «вопросами, повышающими осознание». Типы вспомогательных вопросов ■ 167 Рефлексивные вопросы Вопросы такого типа полезны для уточнения, а также чтобы показать, что вы слушаете «активно». «Повторяя» слова, употребляемые учеником, или перефразируя и возвращая их обратно, вы, как коуч или наставник, можете как проверить собственное понимание, так и поощрить собеседника к дополнительному рассказу. Вы можете сказать: «Вы сказали, что XYZ..., можете ли вы более подробно пояснить, что именно вы имели в виду?» или же вы можете использовать такие вопросы, как «Итак, вы говорите, что...?» или «Позвольте мне проверить, правильно ли я вас понял...» Эти типы вопросов дают респондентам возможность предоставить дополнительную информацию или подумать о новых способах прояснения своих взглядов. Также они гарантируют им, что вы точно услышали и правильно их поняли. Подтверждающие вопросы Такие вопросы дают возможность для дальнейшего объяснения причин, установок или чувств. Примеры вопросов: «Можете ли вы разобраться в том, что заставляет вас думать, что...?» и «Как бы вы объяснили это кому-то еще...?» Вопросы такого типа могут порождать очень полезные ответы, но в то же время они могут вызывать конфронтацию, особенно если задавать их вызывающим тоном или вообще неправильно. Иногда лучше строить их таким образом: «Вы сказали, что..., правильно ли я понял, что вы имели в виду...» или «Пожалуйста, помогите мне правильно понять вас; не могли бы вы объяснить мне это другими словами?» Гипотетические вопросы Это вопросы задают ситуацию или выдвигают предположение: «А что, если...?», «Как насчет того, что...?» Они могут быть полезными, если вы хотите ввести новую идею или понятие, поместить человека в ситуацию вызова, не рискуя обидеть его или заставить защищаться, или же в случае, если вы хотите проверить, правильно ли вы понимаете последствия ранее полученного ответа. Гипотетические вопросы могут быть очень полезными и эффективными, в ситуациях коучинга и наставничества с их помощью можно получать много информации. Однако их следует задавать только тогда, когда вы уверены или у вас есть основания предполагать, что собеседник обладает достаточными знаниями или пониманием ситуации, о которой вы просите его поразмышлять. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|