Парслоу Эрик, Рэй Моника. Коучинг в обучении. Практические методы и техники.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 23973

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Основные типы вопросов ■ 165
Основные типы вопросов
Среди главных теоретических понятий в науке о вопросах — концепция о двух основных типах вопросов: открытых и закрытых.
На закрытый вопрос можно ответить «да» или «нет»; обычно он начинается с «Можно...», «Вы будете...», «У вас есть...» и т. д. Кроме того, такой вопрос может предлагать на выбор несколько альтернативных ответов, например: «Какой из следующих вариантов вы бы выбрали?»
Открытые вопросы требуют развернутого, «свободного», ответа и могут начинаться со слов «что», «где», «какой», «почему», «как» и «когда»1.
Закрытые вопросы применяются:
• Когда достаточно прямого ответа «да» или «нет».
• Для получения или уточнения информации.
• Для подтверждения понимания фактов.
• Для подтверждения согласия или договоренности.
• Для принятия решения в случае, когда существуют только две альтернативы.
Следует избегать повторяющегося употребления закрытых вопросов, поскольку серия таких вопросов может очень утомить респондента и быстро превратить дискуссию в допрос.
Сложнее развить навык использования открытых вопросов, являющийся существенным для руководства и поддержки ученика. Употребление открытых вопросов:
• Позволяет устанавливать контакт и создавать у собеседника спокойное состояние.
• Предоставляет респонденту возможность свободного ответа с самостоятельным выбором слов и способа ответа.
• Поощряет немедленную обратную связь.
• Помогает более детально анализировать мнения и ценности.
• Создает вовлеченность и заинтересованность.
• Проверяет степень понимания.
1 В русском языке вопросы «кто», «что», «где» и «когда» очень часто стоят в начале закрытых вопросов: «Кто это?» — «Это Вася». «Где вы были вчера вечером?» — «В кино», которые предполагают односложный ответ. Открытые же вопросы помимо начальных слов «почему» и «как» часто начинаются с вводных оборотов «Расскажите о...», «Как вы считаете...». Например: «Что вы думаете о возможностях нашего дальнейшего сотрудничества?» — Примеч. перев.

166 ■ Глава 8. Правильная постановка вопросов
Например, если вы хотите узнать мнение кандидата, скажем, о преимуществах местной футбольной команды, вы не станете спрашивать: «Согласитесь, что местная команда неплоха?» Этот вопрос требует простого ответа «да» или «нет». Если вы сформулируете свой вопрос следующим образом: «Какими преимуществами, на ваш взгляд, обладает местная команда?», вы тем самым поспособствуете тому, что кандидат в ответе должен будет высказать свое мнение. Если у команды не окажется преимуществ, у вас есть возможность задать вопрос: «Хорошо, а можете вы описать ее слабые стороны?» Преимущества грамотного использования открытых вопросов очевидны.
Типы вспомогательных вопросов
Коучи и наставники должны внимательно подбирать наилучший тип вопроса, уместный в каждой конкретной ситуации. Несколько важных вопросов, касающихся целей сессии, они должны задать сами себе:
• Помогают ли вопросы ученику более детально исследовать ситуацию?
• Поощряют ли они движение от общего анализа своего профессионализма к более детальному?
• Помогают ли они ученику определить сильные и слабые стороны, которые можно улучшить, повышая тем самым свою компетентность?
• Повышают ли они самосознание и личную ответственность?
Есть несколько типов вопросов, способствующих достижению различных целей.
Вопросы, повышающие осознание
Если коучи и наставники хотят побудить учеников повысить их профессионализм, они должны способствовать развитию их самосознания, чувства ответственности за будущие действия и за реализацию этих действий. Вы обнаружите, что открытые вопросы: «Что произошло?» и «Почему это произошло?» обычно вызывают описательные и потенциально несколько защитные ответы. А вот вопросы наподобие «И как же ты себя чувствовал, делая это?», или «Представь, каким это могло бы быть, если бы ты сделал по-другому?», или «Что ты можешь сделать, чтобы еще больше развить свой профессионализм?» будут вызывать ответы, содержащие позитивные мысли о будущих действиях. Мы будем называть такие вопросы «вопросами, повышающими осознание».

Типы вспомогательных вопросов ■ 167
Рефлексивные вопросы
Вопросы такого типа полезны для уточнения, а также чтобы показать, что вы слушаете «активно». «Повторяя» слова, употребляемые учеником, или перефразируя и возвращая их обратно, вы, как коуч или наставник, можете как проверить собственное понимание, так и поощрить собеседника к дополнительному рассказу. Вы можете сказать: «Вы сказали, что XYZ..., можете ли вы более подробно пояснить, что именно вы имели в виду?» или же вы можете использовать такие вопросы, как «Итак, вы говорите, что...?» или «Позвольте мне проверить, правильно ли я вас понял...» Эти типы вопросов дают респондентам возможность предоставить дополнительную информацию или подумать о новых способах прояснения своих взглядов. Также они гарантируют им, что вы точно услышали и правильно их поняли.
Подтверждающие вопросы
Такие вопросы дают возможность для дальнейшего объяснения причин, установок или чувств. Примеры вопросов: «Можете ли вы разобраться в том, что заставляет вас думать, что...?» и «Как бы вы объяснили это кому-то еще...?» Вопросы такого типа могут порождать очень полезные ответы, но в то же время они могут вызывать конфронтацию, особенно если задавать их вызывающим тоном или вообще неправильно. Иногда лучше строить их таким образом: «Вы сказали, что..., правильно ли я понял, что вы имели в виду...» или «Пожалуйста, помогите мне правильно понять вас; не могли бы вы объяснить мне это другими словами?»
Гипотетические вопросы
Это вопросы задают ситуацию или выдвигают предположение: «А что, если...?», «Как насчет того, что...?» Они могут быть полезными, если вы хотите ввести новую идею или понятие, поместить человека в ситуацию вызова, не рискуя обидеть его или заставить защищаться, или же в случае, если вы хотите проверить, правильно ли вы понимаете последствия ранее полученного ответа. Гипотетические вопросы могут быть очень полезными и эффективными, в ситуациях коучинга и наставничества с их помощью можно получать много информации. Однако их следует задавать только тогда, когда вы уверены или у вас есть основания предполагать, что собеседник обладает достаточными знаниями или пониманием ситуации, о которой вы просите его поразмышлять.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Али, сын отца искателя»
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Притча «Люди - это не крысы!»
  • 10 признаков умных людей
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Кто больше всех врет на работе?
  • Блаватская Петровна Елена. Статьи (1888 1896 гг )
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Шопинг-терапия: что это и как она работает
  • Гадание по дате рождения
  • К чему снятся осы
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Яна Франк. Аутоагрессия и самосаботаж: как разваливают собственное здоровье и благополучие
  • Александр Конельский. Как мы мешаем своему успеху
  • Что такое "ВОРКШОП"?
  • Сергей Неллин. 7 популярных заблуждений о страхе
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Притча «Чем больше, тем лучше»
  • Притча «Воин света»
  • Притча «Ваша правда»
  • Кэрол Дуэк. Что доказывает успех?
  • Притча «Таинственность»
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Жизнь и дела Мастеров»
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Тайм-менеджмент: простые способы управления временем
  • Оптимисты живут дольше
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Александр Король. Управление вниманием и саморазвитие
  • Интересные факты о гипнозе
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Притча «Закон»
  • Екатерина Сологубова. Эмоциональное выгорание или как остаться самим собой
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Георгий Почепцов. Советский опыт управления массовым сознанием как предтеча российских информационных операций
  • Папуш М.П. Эрик Берн
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Графический тест личности
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Незовибатько Игорь. Уроки обольщения, или искусство очарования для женщин и мужчин. Практический курс.
  • Три закона привлечения денег



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь