Колризер Джордж. Не стать заложником. Сохранить самообладание и убедить оппонента.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 91612

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DJVU
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ним образом дальнейшее насилие было предотвращено. В итоге Моника помогла Жаку договориться с полицией и вернуть мотоцикл.
Через полгода Жок заехал в больницу, чтобы поприветствовать медсестер и всю бригаду неотложной помощи. Благодаря позиции, занятой Моникой, и ее действиям, потенциально опасная ситуация приобрела позитивный характер. и Жак проникся теплыми чувствами к больнице, врачам и сестрам.
К счастью, не многим доводилось оказаться в подобной ситуации. История Моники демонстрирует возможности диалога, а необходимые навыки может освоить каждый. Чтобы не оказаться в заложниках, лучшего инструмента. чем диалог, не наити. Вы можете спросить, чем диалог отличается от беседы? Почему ему уделяется столько внимания? Разве это не просто разговор? Нет, диалог — это такая беседа, которой человек должен отдаваться полностью, всей душой.
Слово диалог имеет греческое происхождение. Dia означает «через», a logos — «слово» или «форма». Для древних греков logos был частью человеческой души, «придававшей форму тому, что иначе оставалось бы бесформенным». и определявшей неопределенное. Слова можно сравнить с формулами, емкостями для хранения и транспортировки значений. Диалог есть совместное оперирование словами, передающими значения и несущими в себе заряд внутренней энергии; это поиск, способ мышления и осознания. действие не «для» другого, а «совместно» с ним. Диалог требует по-новому взглянуть на отношения с другим человеком. Необходимо сфокусироваться на партнере, а не только на том. как он понимает нас. Диалог представляет собой взаимодействие, при котором «мыслят вместе» и открывают нечто новое. Диалог есть стремление ко все большему пониманию. Чем глубже контакт в диалоге, тем лучше стороны понимают друг друга.
По мнению писателя и преподавателя Уильяма Айзакса, «диалог есть жизненный опыт познания себя и взаимного познания. Люди приходят к диалогу по многим причинам. Некоторые хотят разрешить конфликты. Другие — улучшить с кем-то отношения: с деловым партнером, начальником, с родителями или с ребенком. Успокоить кого-то и решить проблему более эффективно. Диалог позволяет выявить различия и начать их осмысление»'.
В марте 2003 года Джон Макки, генеральный директор компании по производству продуктов питания Whole Foods Morket. несколько раз пытался утихомирить одну из защитниц прав животных, которая срывала проведение собрания акционеров. Лорен Орнелас. лидер группы Viva!USA. боровшейся заулучше-
135
НЕ СТАТЬ ЗАЛОЖНИКОМ
ние условий содержония животных на фермах, подготовила пламенную речь в защиту уток, жизнь которых заканчивается на прилавках магазинов Макки. При этом Орнелас выступала против человека, уже достаточно много сделавшего для улучшения качества кормов. Макки был основателем и главой Whole Foods, крупнейшим поставщиком экологически чистых и натуральных продуктов в США. Его первый ответ Орнелас был категоричен: «Я скозал ей. что мы работаем в соответствии с высочайшими стандартами, которые трудно встретить где-либо еще». После встречи акционеров Макки снова увидел Орнелас, и они спокойно поговорили. Генеральный директор дал активистке свой электронный адрес. В течение нескольких недель они письменно обсуждали возможные условия содержания животных на фермах. Наконец Макки это надоело, и он написал Орнелас. что они никогда не договорятся и переписку нужно прекратить. Однако потом он предпринял нечто неожиданное. Вместо того чтобы окончательно порвать с Орнелас. Макки постарался понять ее взгляды и причины поведения. Больше месяца он читал разные книги о выращивании животных Вот что рассказывает Макки: «Чем больше я читал, тем больше заинтересовывался. Наконец я. черт возьми, понял, что активисты правы. Это ужасно».
Далее генеральный директор сделал две вещи. Во-первых, он стал не просто вегетарианцем, а строгим вегетарианцем, и. во-вторых он послал Орнелас электронное письмо с признанием ее правоты. — в отношении содержония не только уток, но и цыплят, свиней и коров. Он заявил, что Whole Foods сделоет все возможное, чтобы сотрудничать только с теми фермами, где с животными обращаются достойно. Макки пригласил Орнелас помочь компании решить эту задачу2.
Поиск правды с помощью диалога
Истинный диалог предполагает установку на исследование. Некоторым людям, особенно представителям бизнеса, проще спорить или дискутировать. При этом стороны стремятся найти удачные аргументы или доказать свою позицию. В диалоге более важна связь с собеседником, хотя правильный диалог также предполагает содержательные вопросы и высказывание сомнений. В споре все внимание направлено на проблему, что легко вызывает разногласия. Жизнь все время меняется и усложняется, и действовать с позиции самодостаточности больше нельзя. Нужно принимать в расчет
136
6. ЭФФЕКТИВНЫЙ ДИАЛОГ
растущую взаимозависимость и необходимость диалога. Это означает формирование культуры сотрудничества. Творческий диалог способствует выдвижению инновационных идей. Другая цель диалога — преодоление разногласий. Посредством диалога люди могут прийти к соглашению, взаимодействуя друг с другом ради достижения общего понимания проблемы.
Диалог — это сочетание умения слушать и говорить, и в этом кроются большие возможности. Многие культуры признают, что выработка общего решения предполагает эмоциональную связь сторон. Диалог начинается с установления контакта между двумя и более людьми, с взаимной расположенности. помогающей слушать и отвечать. Основной признак диалога — это форма проявления взаимного влияния. Если я не позволяю собеседнику сокращать дистанцию, оказывать на меня влияние и тем самым изменять меня, значит, я остаюсь не вовлеченным в диалог. То же самое можно сказать и об оппоненте. Если он не позволяет приблизиться к себе и отказывается меняться диалог невозможен.
На рис. 6.1 схематически представлено, как с помощью слов люди обмениваются энергией на уровне тела, эмоций интеллекта и духа. Как следует взаимодействовать, как можно выразить свою сущность словами? Некоторым это дается с трудом, если они не понимают своих чувств или не хотят говорить правду. Люди, не способные выразить словами переживаемые ими боль или печаль, чаще болеют, склонны к агрессии, дурным привычкам, депрессии, эмоциональному выгоранию, стрессу или провоцированию конфликтов в организации. Если коммуникация происходит только на уровне интеллекта, мы становимся излишне рациональными и утрачиваем способность к сопереживанию (или, как говорят психологи, к эмпа-
Я
Другой
V
/

N V / /ч
/ N

/

Беседа — Диалог — Переговоры
Т Тело Э Эмоции Д Дух
И Интеллект
Рис. 6.1. Полная включенность во взаимодействие
137
НЕ СТАТЬ ЗАЛОЖНИКОМ
тии). Если взаимодействие идет только на уровне эмоций, оно становится иррациональным. И лишь когда мы взаимодействуем на всех уровнях, в диалог вовлекается все наше существо, и на основе общего понимания ситуации мы приобретаем новый опыт.
По мнению психолога Джеймса Линча, «диалог предполагает взаимовыгодную коммуникацию между двумя и более живыми существами. Это обмен мыслями, телесными ощущениями, идеями, идеалами, надеждами и чувствами. Иначе говоря, диалог — это единство всей полноты жизненного опыта»3
Если верить, что «знаешь все», в диалоге нет нужды. На самом деле «правды» не знает никто. Существует индивидуальное восприятие, понимание увиденного, субъективность. Всегда есть что обсудить. Нужно вступать в диалог, решать и действовать. Руководители должны уметь делать это. Но также верно и то. что иногда диалог следует остановить. Решение должны принимать лидеры. При этом надо ответить на вопрос: прозвучали ли все точки зрения, особенно мнение оппозиции и меньшинства?
Сила диалога — в возможности обсуждения при наличии принципиальных разногласий сторон. Диалог разрешает многие споры и конфликты просто потому, что он позволяет каждому быть услышанным и высказаться. В процессе диалога собеседники приходят к тому, что их противоречия и конфликты разрешимы, и все это благодаря взаимному пониманию и «разговору по душам».
Крупная многонациональная компания решила строить свою работу, основываясь на принципе диверсификации. Вначале многие сотрудники — белые мужчины — были настроены весьма скептически. Они говорили: «Значит, теперь, чтобы получить повышение, я должен сменить пол!» Однако когда компания провела специальные занятия, посвященные знакомству с идеей диверсификации, всем стало ясно, что цель программы — это создание среды, в которой все сотрудники будут ощущать свою включенность в работу и занимать должности, соответствующие их компетентности, а не знакомствам. После этого многие перестали сопротивляться начинанию и даже поддержали его. Диалог на потенциально взрывоопасную и вызывающую розногласия тему помог сотрудникам понять, чем руководствовалась компания, выдвигая эту инициативу. «Да. я не понял, что имелось в виду под диверсификацией. То. что я услышал, мне понравилось» — вот каким было общее мнение после собраний, проведенных в форме диалога.
Переговоры есть дальнейшее развитие диалога, когда для преодоления различии прибегают к сделке. Но переговорщики используют эту тактику не сразу. Вначале они просто задают террористу вопросы и выслушивают
138
6. ЭФФЕКТИВНЫЙ ДИАЛОГ
ответы, чтобы таким образом вовлечь его в диалог. На этом этапе между переговорщиком и захватчиком заложников возникает позитивная связь, закладывается основа для доверительных отношений и превращения переговорщика в психологическую опору террориста. Переговорщик работает сразу на двух уровнях: в плане содержания он обсуждает пожелания террориста. а на невербальном уровне устанавливает с ним эмоциональный контакт. Многим людям бывает сложно выразить себя в диалоге. Слова человека, не способного к контакту, выражают страх, гнев или печаль. Как следует с ним говорить? О чувствах можно судить по действиям и словам. В речи людей, не склонных к контакту, слышатся угроза насилия, агрессия, тревога, слабость и отчужденность. Такие люди любят спорить, не слушают собеседника, перебивают, обороняются, забегают вперед, и в результате диалог прекращается. Но слова не всегда означают действие. Переговорщики профессионально работают со словами, трансакциями и диалогом, помогая людям отступить от психологической защиты и войти в контакт.
Для многих разговоры превращаются в привычку, становятся ритуалом, не предполагающим обмена мнениями. Это как вести машину: садишься за руль и едешь. Кого-то встречаешь, открываешь рот и начинаешь говорить, не думая о том. какой эффект произведут твои слова или какое воздействие они окажут на тебя и на собеседника.
Но если мы осознаем происходящее и относимся к процессу беседы вдумчиво, то вместо отчета о прошедших событиях случается нечто иное. Мы начинаем обдумывать то новое, что удалось увидеть обнаруживаем скрытые возможности. Мышление требует осознания себя: каково мое эмоциональное состояние, когда я о чем-то думаю? Переставая думать, люди превращаются в заложников, ведь они не понимают себя и не взаимодействуют с собеседником. Разговор становится болтовней, а мы редко «болтаем» о чужих достоинствах. В большинстве случаев люди так и разговаривают — не думая и не осознавая сказанного. Процесс подлинного мышления не может происходить «на автомате». Он медлительнее, его отличают «свежесть», яркость восприятия. Он течет плавно, подобно водам спокойной реки. Тело, эмоции, интеллект и дух образуют поток сознания, который идет от «Я» к «Другому» и возвращается к нам обогащенным. Мы можем выбирать, позволять ли потоку взаимодействия развиваться или блокировать его. и то же самое может делать наш собеседник.
Внутренний и внешний диалог
Диалог, подобный тому, что «показан» на рис. 5. может разворачиваться и внутри каждого человека — в его чувствах, мыслях и душе. Если мы не чувствуем связи с какой-то частью «Я», отчуждены от нее или. как говорят
139
НЕ СТАТЬ ЗАЛОЖНИКОМ
психологи, находимся в состоянии «диссоциации», нам будет трудно поддерживать искренний диалог.
Внутренний и внешний диалог разворачиваются одновременно, когда мы точно и правильно выражаем с их помощью свое внутреннее состояние. Первый шаг в установлении контакта — это способность управлять собой даже в состоянии гнева или испуга. Когда в неожиданной ситуации переговорщик испытывает страх, это естественно и не означает, что теперь он станет заложником этого чувства. Работая психологом в полиции, я больше трехсот раз участвовал в аттестации офицеров, оказавшихся в ситуации, которая представляла угрозу для их жизни, и применивших оружие на поражение. Я был одним из тех. кто должен в таких случаях решать: можно ли вновь доверить этому офицеру ношение оружия и готов ли он вернуться к патрулированию на улицах. Надо сказать, что труднее всего было вынести вердикт в отношении тех полицейских, которые утверждали, что они не испытывали страха. Отсутствие страха у них объяснялось не так называемыми пиковыми переживаниями, которые характерны для сверхстрессовых ситуаций, а отчужденностью какой-то части их «Я», которая интуитивно заслоняла от них мир опасности. Эти офицеры, которым не разрешали вернуться к исполнению прежних обязанностей, были «за чертой» страха и часто преподносили себя как людей очень агрессивных. Не заслоняться от своего страха, а «быть в контакте» с ним необходимо, чтобы использовать его в диалоге с собой и другими. Но. как выяснилось, страх — это эмоция, которую полицейские осознают с трудом, и им сложно говорить о ней.
Если вы можете рассказать о своих чувствах и мыслях, вы способны к диалогу. Вы можете выразить свое состояние словами и действительно y^mmjtj^jpjir/yrs* жржяуа ЛЩПЩ&Р? эузпзя еди
нения: вы говорите и вас понимают, а вы слышите и понимаете другого. Взаимодействуя таким образом, вы влияете друг на друга.
В 1984 году произошел захват кувейтского самолета. Для террориста «хороший» заложник — это человек, зноющий, что его ждет смерть. Тот, кто не испытывает страха, «хорошим» заложником быть не может. Вот почему террористы зопугивают. пытают заложников или убивают кого- то из них.
В данном случае террористы отобрали двенадцать мужчин. отвели их в носовую часть самолета, усадили там и велели дожидаться смерти. Один из них был кувейтцем. Он сидел тихо, и слезы текли у него по лицу. Террорист, на лице которого была маско — не только для того, чтобы его нельзя было узнать, но и для того, чтобы осложнить эмоционоль- ный контакт. — подошел к пленнику, навел на него дуло явно
6. ЭФФЕКТИВНЫЙ ДИАЛОГ
томата и сказал: «Ты араб. Умри как мужчина. Умри достойно. Не умирай как трус».
Смирившийся с неминуемой смертью кувейтец посмотрел террористу в глаза и сказал: «Господин, если бы вашего возвращения ждали дома столько людей, вы бы тоже заплакали».
Террорист приготовился стрелять. Потом он заколебался. После непродолжительного молчания, во время которого убийца и жертва смотрели в глаза друг другу, террорист опустил оружие и ушел в хвостовую часть самолето. Примерно через два часа кувейтца освободили.
Позднее, когда следователи спросили заложника, почему его освободили, он сказал: «Я думаю, что террорист пожолел меня. Я увидел это в его глазах».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Джуди Аппс. Как влиять на людей с помощью голоса. Секреты ораторского мастерства
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Психология неудачника: как перестать жаловаться на жизнь?
  • Гадание по дате рождения
  • Тайм-менеджмент: простые способы управления временем
  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Притча «Люди - это не крысы!»
  • Притча «Большую цель можно достигнуть»
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Блаватская Петровна Елена. Статьи (1888 1896 гг )
  • И. Пинтосевич. Система эффективного сна Ицхака Пинтосевича
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Кейт Феррацци. Cтратегия выбора целей
  • К чему снится начальник
  • Игра «Разотождествление».
  • Силлс Шарлотта. Трансактный анализ
  • Круги близости: Диагностика происходящего в жизни
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Дэн Вальдшмидт. Почему нужно уметь понимать людей, чтобы стать успешным?
  • И. Пинтосевич. Управление эмоциями в твоих руках
  • Притча «Москиты»
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Зависимость глубины и прочности союза от уровня, на котором сделан выбор партнера
  • Александр Конельский. Как мы мешаем своему успеху
  • Как формируется первое впечатление о человеке
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • К чему снится грязь?
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • Как стать счастливым человеком
  • Как стать счастливым человеком
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Кэрол Дуэк. Что доказывает успех?
  • Д. Брадт. Как стать лидером в коллективе
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Брайан Трейси. Как избавиться от страха публичных выступлений



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь