Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 84732

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Маленький ребенок не в состоянии объективно оценить себя, и родительские фигуры становятся для него своеобразными «зеркалами», по которым он может судить о том, кто он такой и кем являются окружающие люди. Если значимые другие признают его, он считает себя стоящим человеком, а «Я» становится приемлемым. Однако если эти другие обходятся с ним как с плохим и вредным, он воспринимает себя как вредного и считает, что эта вредность живет у него внутри. Ребенок слишком мал и неопытен, чтобы понимать, что эти «зеркала» могут быть кривыми. Ребенок, которого ударили, не может заключить: «Я не плохой ребенок. Мама шлепнула меня, потому что она истерическая личность, переживающая, что не находится больше в центре внимания». Он скорее подумает, что проблема именно в нем, а не в его матери.
В описанных выше ситуациях ребенок может не слышать прямых вербальных указаний, но под воздействием сильных впечатлений принимает решение и следует ему. Для удобства описания такому поведению дают название в соответствии с принятым решением, словно предписание действительно звучало вслух. На
52
Тренинг преодоления конфликтов
звания предписаний — лишь их вербальные обозначения для удобства анализа.
Роберт и Мери Гулдинги описали двенадцать прототипов разрушительных сценарных предписаний. Ниже приводятся эти предписания и примеры некоторых патологических решений, принимаемых в ответ.
1. Не живи, сгинь у умри. «Я умру, и затем вы меня полюбите», «Я докажу вам, даже если это убьет меня».
2. Не взрослей. «Ладно, я останусь маленьким», или «беспомощным», или «недумающим», или «несексуальным». Это решение часто проявляется в движениях, голосе, манерах, поведении.
3. Не будь ребенком. «Я больше ничего не попрошу, я сам о себе позабочусь», «Я всегда буду заботиться о них», «Я никогда не буду развлекаться».
4. Не делай этого! «Я никогда ничего не сделаю правильно», «Я глупый», «Я никогда не выиграю», «Неважно, насколько я хорош, я должен был сделать все еще лучше, поэтому я буду чувствовать растерянность (стыд, вину)».
5. Не сближайся! «Больше я никогда никому не буду доверять», «Я никогда не буду сексуальным» (плюс все ограничения на физическую близость).
6. Не будь здоровым или нормальным! «Для того чтобы получить внимание, я должна болеть», «Моя болезнь здесь самая серьезная, и я могу умереть от нее» (плюс запрет на использование телесных или мыслительных процессов).
7. Не будь собой! «Я покажу им, что я так же хорош/хороша, как и любой/любая мальчик/девочка » или «Я притворюсь мальчиком/девочкой», «Неважно, как сильно я буду стараться, я никогда не угожу».
8. Не делай успехов! «Здесь все главнее меня», «Я могу стать значимым, но никогда не проявлю этого».
9. Не принадлежи! «Я никогда не буду никому принадлежать (ни к какой группе; ни к какой стране)».
10. Не будь первым, не высовывайся! Боятся играть ведущую роль: «Никогда не буду просить того, чего хочу».
11. Не думай! «Я глупый», «Я не могу сам принимать решения». Как вариант: Не думай об этом! «Лучше я не буду никогда
Тема I. Управление эмоциями
53
об этом упоминать (чем бы «это» ни было)». Или: Не думай о своих проблемах, думай о моих проблемах! «Я не открою рта, пока не узнаю, что думают остальные».
12. Не чувствуй! (как варианты: Не испытывай страх (гнев); чувствуй, но скрывай! Не чувствуй сам, чувствуй, как я!) «Эмоции — это потеря времени», «Я ничего не чувствую», «Я не знаю, что я чувствую», «Я больше не буду плакать (злиться)».
Предписания могут быть позитивные или нейтральные.
Определения и оценки: «Мальчик, в тебе что-то есть... Молодец!.. Золотые руки!..». Пророчества: «Очень надеемся, что ты получишь высшее образование», «Однажды ты станешь знаменитым...», «Прямо создан быть музыкантом». Разрешения: указывают, что можно делать, но не заставляют.
Следует заметить, что предписания не «вживляются» в ребенка подобно электроду. Он властен принять их, проигнорировать или обратить в противоположность. Однако, если на основе предписания принято решение, его очень тяжело нарушить. Это решение определяет совокупность центральных убеждений о том, кто он такой, кто — окружающие его люди, что представляет собой этот мир и как в нем следует себя вести. Таким образом, сценарное решение — это глубокое и фундаментальное когнитивное образование, для подтверждения и оправдания которого человек может обращаться к отдельным иррациональным верованиям. Ранние решения становятся своеобразным фильтром, влияющим на все мировосприятие. Однако эти решения, в свою очередь, принимаются тоже не на пустом месте. По мнению К. Стайнера, развивающего теорию психологических сценариев, уже в первые месяцы жизни ребенок принимает фундаментальное решение относительно собственного благополучия и ценности.
Экзистенциальная позиция
Человек выбирает сценарные темы в соответствии с решениями, принятыми им в глубоком детстве, и наиболее фундаментальные из этих тем — ощущения собственной ценности и благополучия. Если совокупность суждений — когнитивное образова
54
Тренинг преодоления конфликтов
ние, то эти решения носят характер ощущений и являются эмоци- онально-оценочным аспектом Я-концепции. Берн обратил внимание, что помимо установки «на себя», человек обладает аттитю- дами по отношению к другим людям. Таким образом, жизненная позиция человека складывается из совокупности отношений к себе (Я — ОК или Я — не ОК) и совокупности отношений к генерализованному партнеру по взаимодействию (Ты — ОК или Ты — не ОК). ОК в терминологии Берна может обозначать: «хороший», «ценный», «благополучный», «в ладу с самим собой». Сочетание этих установок определяет четыре основные экзистенциальные позиции:
1. Я - ОК (+); Ты - ОК (+).
2. Я — ОК (+); Ты — не ОК (-).
3. Я — не ОК (-); Ты — ОК (+).
4. Я — не ОК (-); Ты — не ОК (-).
Когда ребенок принимает одну из этих позиций, ранние решения, а затем и весь свой сценарий он подстраивает под нее.
Ребенок, который выбрал позицию «Я+; Ты+», считает, что его любят, и принимает решение, что его родители хорошие люди, которым можно доверять, распространяя впоследствии этот взгляд на всех окружающих. Первая позиция предполагает наиболее конструктивные взаимоотношения, определяющие психо-логическую адаптированность и успешность.
Позиция «Я+; Ты-» приводит человека к выводу о том, что важны не столько реальные достижения, сколько доказательства, что он лучше других. Поэтому для такой позиции характерно невротическое соперничество, подробно описанное еще К. Хорни. Ребенок убежден, что для того, чтобы быть ценным, ему необходимо быть первым, при этом принижая других людей. Он может достигать своих целей лишь путем неустанной борьбы.
Если ребенок избирает позицию «Я-; Ты+», то, скорее всего, план своей жизни он построит вокруг тем, связанных с проигрышем другим людям. Для этой позиции характерно чувство неполноценности, некомпетентности. Неуверенность в себе провоцирует страх перед неудачей, который действительно часто приво-дит к реальному неуспеху.
Тема I. Управление эмоциями
55
Четвертая позиция, «Я-; Ты-», является самой проигрышной. В этом случае человек убежден, что жизнь бесполезна и полна разочарований. Он чувствует себя приниженным и нелюбимым, полагая, что никто не в силах ему помочь, так как остальные тоже неблагополучны. Таким образом, его сценарий будет включать сцены, в которых он отвергает других, а другие отвергают его. Человек, не сознающий собственную ценность и одновременно пренебрегающий ценностью других, может совершать поступки, опасные для него самого и окружающих, поскольку ему безразличны их последствия.
Стайнер приравнивает экзистенциальную позицию к понятию «базового доверия», описанного К. Хорни и Э. Эриксоном. Все дети начинают жизнь с позиции «Я+, Ты+». Когда младенец чувствует, что он живет в гармонии с миром и все в мире находится в гармонии с ним, эта позиция становится фундаментом для его решений. Меняет позицию ребенок лишь в том случае, если что-то вмешивается в его взаимозависимость с матерью, например, когда ребенок ощущает, что мать перестает защищать его и заботиться о нем, как она это делала ранее. В ответ на эти неудобства ребенок может решить, что он — не ОК или что другие люди не ОК, и перейти из состояния «базового доверия» в состояние принципиального недоверия. В соответствии с этим принципиальным представлением о себе и окружающих ребенок начинает писать собственный сценарий.
Каждый взрослый человек не находится в избранной позиции все время, мы можем менять эти жизненные позиции в различных ситуациях. Однако у каждого из нас есть принятая нами в детстве излюбленная экзистенциальная позиция, в которую мы входим, испытывая фрустрацию. Каждая из четырех экзистенциальных позиций характеризуется определенным набором эмоций.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • «Администратор гостиницы».
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Общие принципы организации службы медиации в школе
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Психологический тренинг по предупреждению конфликтов. ЗАНЯТИЕ 1
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Малых Светлана Владимировна. Занятие у психолога "Подросток и конфликт"
  • «Пойми меня»
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5
  • Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга.
  • Пузиков В.Г. - Технология ведения тренинга
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг оценки поведения в конфликтной ситуации. ЗАНЯТИЕ 2
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Тренинг развития навыков целеполагания у подростков. Часть 2
  • Василюк Ф.Е. Психология переживаний. Анализ преодоления критических ситуаций.
  • Формирование эмоциональной устойчивости учащихся 7-х классов к коммуникативному стрессу. Проект психолога и педагога.
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3
  • Маунтин Анита, Дэвидсон Крис. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Тренинг развитие навыков целеполагания у подростков. Часть 1
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой". ЗАНЯТИЕ 4
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Четыре сферы переработки психосоматического конфликта с позиции Носсрата Пезешкиана
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Клаус Фопель. Групповая сплоченность
  • Остович Ольга Юрьевна. Психологический тренинг «Принятие себя, принятие другого»
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Фасилитация: «Идеальная команда».
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Тематический план групповых занятий, развитие детей испытывающих трудности адаптации
  • Программа «Удивительный мир общения» для учеников. 7-Х КЛАССЫ
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Групповое занятие профилактики зависимого поведения
  • Артамонова Юлия Геннадьевна. Игровой тренинг с детьми и родителями «На встречу друг другу»
  • Зайцева Т. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Уманец Дарья Сергеевна. Тренинг «Я, ты, он, она»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг: "Анализ поведения в конфликтной ситуации". ЗАНЯТИЕ 2
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Василюк Ф. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕЖИВАHИЯ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь