Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 84735

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Позиция «Я+; Ты-» является здоровой и заключается в сотрудничестве с другими людьми в решении жизненных проблем. Находясь в ней, мы действуем с целью достичь желаемых результатов, и эта позиция — единственная, основанная на реальности.
Позиция «Я+; Ты-» — оборонительная. Находясь здесь, человек старается возвыситься над другими людьми. При этом окружающие будут воспринимать его как подавляющего других,
56
Тренинг преодоления конфликтов
нечувствительного и агрессивного человека. Эта позиция характеризуется набором агрессивных эмоций и стремлением к избавлению от оппонента.
Позиция «Я-; Ты+» заставляет чувствовать себя ниже других людей. В ней человек скорее всего переживает неприятные чувства депрессивного характера и стремится удалиться от «хороших» людей, общества которых он «недостоин».
Позицию «Я-; Ты-» называют бесплодной. Человек убежден, что весь мир и все люди в нем плохи, как, впрочем, и он сам. Он чувствует себя уставшим и подавленным. Тема основного действия — выжидание.
Иерархии убеждений
Убеждения человека, оказывающие влияние на его эмоциональные проблемы, обычно содержат в себе множество слоев (см. рис. 6).
Наиболее ранним и глубоким является решение относительно собственного благополучия и доверия — экзистенциальная позиция. Она может играть роль фильтра, организующего восприятие и оценку опыта.
Для ее оправдания и подтверждения под воздействием родительских предписаний принимается раннее решение относительно себя, людей и жизни, которое может стать центральным убеждением. Это убеждение, в свою очередь, влияет на мировосприятие, формирует частные убеждения относительно конкретных жизненных обстоятельств и совокупность установок.
Анализ сценарных решений не входит в задачу этого семина- ра-тренинга. Вы можете узнать, как ваши сценарные решения влияют на вашу успешность в профессиональной деятельности, приняв участие в нашем тренинге «Сценарный анализ психологической практики». Сейчас мы ограничимся исследованием роли нескольких описанных выше явлений, принимающих непосредственное участие в образовании эмоциональных реакций в конфликте и влияющих на их протекание.
Тема /. Управление эмоциями
57

Рис. 6. Иерархия убеждений

Рис. 7. Кораллограмма
ПРАКТИКУМ Цель работы
Изучение роли Я-концепции и экзистенциальных позиций в образовании эмоциональной реакции и их влияния на протекание конфликта.
59 Тренинг преодоления конфликтов
Ход работы
На первом этапе работа выполняется индивидуально.
1. Выберите инициирующее событие, вызвавшее у вас разрушающие переживания. Вспомните, что произошло. Можете закрыть глаза. Воспроизведите ту ситуацию как можно полнее: представьте, что у вас есть пленка с видеозаписью той сцены, и вы вставляете кассету в видеомагнитофон и включаете его на воспроизведение. Когда вы увидите себя и других людей в той сцене, помните, что вы сейчас зритель и видите происходящее, глядя на экран. Сейчас вас там реально нет, вам ничто не может причинить вреда! Вы видите себя и ваших оппонентов со стороны: что вы говорили и что говорили вам? Что вы чувствовали тогда? Запомните это и «выключите телевизор».
2. Возьмите лист бумаги и напишите двадцать различных ответов на вопрос «Кто я?» так, чтобы ваши описания отражали ваши представления о себе, когда вы были в той ситуации. Стремитесь к тому, чтобы это были такие ваши представления о себе, какими они были в той ситуации, а не теперь. Помните, что вы отвечаете самому себе, а не кому-то другому. Располагайте описания в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь об их логичности.
3. Теперь дайте двадцать характеристик вашему оппоненту: опишите, каким вы восприняли его в этой сцене; «кем» он был?
Далее упражнение выполняется в парах. Договоритесь, кто из вас первым будет играть роль клиента, а кто — консультанта.
4. Оцените с помощью своего «консультанта» каждое суждение, характеризующее вас: если оно отражает интенцию «Я считаю, что Я — в порядке по отношению к самому себе», то отметьте его знаком «+». Если интенция: «Я не в порядке по отношению к себе», отметьте его «-». Если интенция не ясна — поставьте «О».
5. Обсудите ваши определения оппонента. Если интенция в оценке «Он не ОК по отношению ко мне» — поставьте «-». Поставьте «+» или «О» если интенция, соответственно, «Он не ОК по отношению ко мне» или нейтральна.
6. Определите экзистенциальную позицию, в которой происходило ваше взаимодействие. Изменялась ли она в той ситуации? Если да, то как? Есть ли у вас «излюбленная» позиция?
7. Какие чувства вы испытывали и какие тенденции в вашем поведении характеризовали их?
Тема I. Управление эмоциями
59
8. Какие из выявленных убеждений по отношению к партнеру и самому себе способствовали развитию разрушающих переживаний?
9. К чему вы стремились, в какую позицию вы пытались «поместить» оппонента? Удачно? Что можно было бы изменить сейчас, чтобы ситуация была завершена более успешно?
10. Отметьте выраженность каждой позиции в вашем поведении. Для этого сделайте на соответствующих осях отметки, отражающие вашу интуитивную оценку времени, которое вы проводите в каждой из позиций (рис. 7).
11. Поменяйтесь ролями. Помогите вашему «клиенту» найти ответы на те же вопросы.
Далее упражнение выполняется в рабочей группе.
12. Обсудите в рабочей группе полученные результаты. Руководитель дискуссии заботится о том, чтобы у каждого участника была возможность высказаться и быть услышанным.
Обсуждение и выводи
1. Что вы узнали о себе и своих эмоциональных реакциях?
2. Что вы узнали о роли Я-концепции и системы убеждений в формировании эмоциональных реакций?
3. Какой опыт вы приобрели, выполняя это упражнение?
Литература
Берн Э. Транзактный анализ в психотерапии. М.: Академический проект, 2001.
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1983.
Гулдинг МГулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. СПб., Класс, 1997.
Мак-Маллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь, 2001.
Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
ФрейджерР., ФейдименДж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: Прайм-ЕВЮЗНАК, 2001.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • «Администратор гостиницы».
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Общие принципы организации службы медиации в школе
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Психологический тренинг по предупреждению конфликтов. ЗАНЯТИЕ 1
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Малых Светлана Владимировна. Занятие у психолога "Подросток и конфликт"
  • «Пойми меня»
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5
  • Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга.
  • Пузиков В.Г. - Технология ведения тренинга
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг оценки поведения в конфликтной ситуации. ЗАНЯТИЕ 2
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Тренинг развития навыков целеполагания у подростков. Часть 2
  • Василюк Ф.Е. Психология переживаний. Анализ преодоления критических ситуаций.
  • Формирование эмоциональной устойчивости учащихся 7-х классов к коммуникативному стрессу. Проект психолога и педагога.
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3
  • Маунтин Анита, Дэвидсон Крис. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Тренинг развитие навыков целеполагания у подростков. Часть 1
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой". ЗАНЯТИЕ 4
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Четыре сферы переработки психосоматического конфликта с позиции Носсрата Пезешкиана
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Клаус Фопель. Групповая сплоченность
  • Остович Ольга Юрьевна. Психологический тренинг «Принятие себя, принятие другого»
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Фасилитация: «Идеальная команда».
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Тематический план групповых занятий, развитие детей испытывающих трудности адаптации
  • Программа «Удивительный мир общения» для учеников. 7-Х КЛАССЫ
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Групповое занятие профилактики зависимого поведения
  • Артамонова Юлия Геннадьевна. Игровой тренинг с детьми и родителями «На встречу друг другу»
  • Зайцева Т. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Уманец Дарья Сергеевна. Тренинг «Я, ты, он, она»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг: "Анализ поведения в конфликтной ситуации". ЗАНЯТИЕ 2
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Василюк Ф. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕЖИВАHИЯ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь