Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 84734

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

2. Я-концепция определяет интерпретацию жизненного опыта личности. У человека существует устойчивая тенденция интерпретировать свой индивидуальный опыт на основе представ
48
Тренинг преодоления конфликтов
лений о себе. Я-концепция служит своеобразной «призмой», через которую преломляется воспринимаемая реальность. Например, человек, считающий себя «неспособным», может объяснить свой успех случайностью, а «способный» — проявлением своего таланта; «непривлекательный» расценивает внимание к себе как попытку подшутить, а «привлекательный» как попытку познакомиться. Человек с позитивной Я-концепцией расценивает улыбку в свой адрес как проявление добрых чувств, а с негативной — как насмешку.
3. Я-концепция является источником ожиданий. Она влияет на прогноз человека относительно того, что должно с ним произойти. В соответствии с Я-концепцией человек рассчитывает на успех или неудачу: «Я, как обычно, провалюсь» или «У меня все получится». Она позволяет ему предвидеть свои реакции: «Я испугаюсь», «Я расплачусь», «Я отнесусь к этому спокойно». Я-концеп- ция навязывает человеку прогноз по поводу отношения и поведения людей в его адрес: «Меня никто не полюбит», «Надо мной будут смеяться», «Меня оценят высоко». Такой прогноз, как мы уже сказали, обладает свойством самоподтверждающегося пророчества: человек, ожидающий, что его будут критиковать, ведет себя неуверенно (или вызывающе) и тем самым действительно вызывает критику в свой адрес. Вместо того чтобы пассивно реагировать на окружающую среду, Я-концепция начинает изменять ее и подкреплять себя, не столько прогнозируя последствия, сколько провоцируя их.
Если поведение человека противоречит его Я-концепции, оно вызовет когнитивный диссонанс. Поэтому человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе. «Умный» стремится вести себя так, как полагается умному; «бедный» — в соответствии с известными ему стандартами поведения «бедного»; «неуспевающий» будет прогуливать занятия, отвлекаться на уроках и т. д. Таким образом, Я-концепция во многом определяет поведение.
Поскольку Я-концепция — это совокупность установок человека «на себя», то и в ней можно выделить те же аспекты, что и в любой установке.
Тема I. Управление эмоциями
49
• Когнитивный аспект — убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным. Применительно к Я-концепции этот компонент называют «образ Я» — совокупность представлений человека о самом себе.
• Оценочный аспект — эмоциональное отношение к этому убеждению. В Я-концепции — это аффективная сторона представлений о самом себе, называемая «самооценкой» или «принятием себя». Различные черты «образа Я» могут вызывать различные по знаку и интенсивности эмоции.
• Поведенческий аспект — реакция, которая может выражаться в поведении. Применительно к Я-концепции этот компонент отражает конкретные действия, реакции, которые могут быть вызваны образом-Я и самооценкой.
Описывая себя, человек использует суждения, которые отражают некоторые устойчивые тенденции в его поведении. Как правило, эти суждения являются ответами на вопросы:
Кто я? (ролевые, статусные характеристики).
Какой я? (физические и психологические черты, харак теристики).
Что я хочу? (мотивация, ценности, интересы).
Что я могу? (представления о собственных способностях).
Что мне принадлежит? (описание идеальных и материальных ценностей, обладание которыми значимо для него).
Все эти характеристики входят в Я-концепцию с различным «удельным весом»: одни представляются более значимыми, другие — менее; значимость отдельных суждений может меняться в различном контексте, в разных жизненных ситуациях, в различные периоды жизни.
Данные Я-концепции организованы иерархически: есть более общие суждения, включающие в себя более частные. Например, «Я не люблю поэзию», «У меня сильная воля» и «Я — рационально мыслящий человек» могут быть следствиями установки «Я никогда не должен проявлять своих чувств». По мнению основателя сценарного анализа Эрика Берна, некоторые из таких решений могут лежать в основе плана жизни, который мы принимаем в раннем возрасте.
50
Тренинг преодоления конфликтов
Ранние решения
Родительские фигуры, другие люди, да и сама жизнь снабжают ребенка данными о том, кто он такой, кто — другие люди и что представляет собой мир, куда он попал. Эти сообщения выглядят как своеобразные «послания», которые ребенок периодически принимает. Особенно чутко он относится к родительским посланиям, поскольку интуитивно чувствует, что его жизнь и благополучие зависят от них.
Некоторые послания на самом деле имеют характер вербального сообщения, адресованного ребенку или подслушанного им; иногда — это поступки или эмоциональные реакции. Но бывает и так, что ребенок, в силу эгоцентричности мышления, может счесть посланием событие своей жизни, реально сообщением не являющееся . Надо сказать, что значение имеет не то, что намеревался передать родитель, а то, каким смыслом наделил послание ребенок.
Анализируя психологические сценарии своих пациентов, обратившихся за терапевтической помощью, Берн пришел к выводу, что в их основе лежат неконструктивные решения, которые приняты под влиянием особых родительских посланий, имеющих негативное, разрушительное содержание. Их передают некоторые родители по причине каких-то собственных отклонений. Такие предписания подобны проклятиям, которые околдовывают ребенка.
Среди словесно передаваемых негативных предписаний можно выделить
• Заклятья — негативные определения; «Ты — грязнуля! Болван! Тупица!» и т.д. «Ты, несомненно, помешанный», «Ты — ужасный ребенок», «Если бы давали приз за уродливость, ты получила бы его».
• Проклятья — пожелания ущерба, имеющие характер прямого приказания: «Чтоб ты провалился!..», «Нам было бы намного лучше без тебя», «Почему ты не можешь быть человеком!».
• Негативные пророчества — ребенку сообщают, что его ждет в будущем: «Из тебя ничего толкового не выйдет!.. Тюрьма по тебе плачет!..», «Ты никогда ничего не достиг
Тема I. Управление эмоциями
51
нешь», «Ты худой и костлявый ребенок, ты никогда не станешь настоящим мужчиной».
• Стопперы — сообщения, в том или ином виде указывающие, чего нельзя делать: «Не умничай! Не думай о...! Не сердись!.. Не трогай, у тебя не получится; дай, лучше я!».
Поскольку сообщения любого вида можно переформулировать в предписания, правомерно утверждение, что в основе сценарных решений лежат предписания.
Предписания могут передаваться и невербально. Ребенок придумывает, фантазирует и неправильно интерпретирует события и таким способом сам дает себе предписания.
Например, после смерти отца ребенок дает себе предписание: «Не сближайся с людьми» — если никого не любить, то и не придется расстраиваться из-за потерь. Мальчик, решительное поведение которого каждый раз пресекается, может заключить: «Не надо быть мужчиной». Ребенок, чувства которого критикуют, может решить: «Не надо показывать свои чувства». Ребенок, которого наказывают за проявление несогласия со старшими, может заключить: «Не надо думать».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • «Администратор гостиницы».
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Общие принципы организации службы медиации в школе
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Психологический тренинг по предупреждению конфликтов. ЗАНЯТИЕ 1
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Малых Светлана Владимировна. Занятие у психолога "Подросток и конфликт"
  • «Пойми меня»
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5
  • Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга.
  • Пузиков В.Г. - Технология ведения тренинга
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг оценки поведения в конфликтной ситуации. ЗАНЯТИЕ 2
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Тренинг развития навыков целеполагания у подростков. Часть 2
  • Василюк Ф.Е. Психология переживаний. Анализ преодоления критических ситуаций.
  • Формирование эмоциональной устойчивости учащихся 7-х классов к коммуникативному стрессу. Проект психолога и педагога.
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3
  • Маунтин Анита, Дэвидсон Крис. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Тренинг развитие навыков целеполагания у подростков. Часть 1
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой". ЗАНЯТИЕ 4
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Четыре сферы переработки психосоматического конфликта с позиции Носсрата Пезешкиана
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Клаус Фопель. Групповая сплоченность
  • Остович Ольга Юрьевна. Психологический тренинг «Принятие себя, принятие другого»
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Фасилитация: «Идеальная команда».
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Тематический план групповых занятий, развитие детей испытывающих трудности адаптации
  • Программа «Удивительный мир общения» для учеников. 7-Х КЛАССЫ
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Групповое занятие профилактики зависимого поведения
  • Артамонова Юлия Геннадьевна. Игровой тренинг с детьми и родителями «На встречу друг другу»
  • Зайцева Т. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Уманец Дарья Сергеевна. Тренинг «Я, ты, он, она»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг: "Анализ поведения в конфликтной ситуации". ЗАНЯТИЕ 2
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Василюк Ф. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕЖИВАHИЯ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь