Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 84733

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Автор описывает методические приемы, последовательная реализация которых продвигает к интехративному решению конфликтной ситуации. Каждый шаг содержит необходимые пояснения, инструкции по исполнению необходимые иллюстративные материалы. Рассматриваются вопросы: управление эмоциями в конфликте; алгоритмы анализа конфликтной ситуации; психотехнические приемы, позволяющие уверенно вести переговоры по спорным вопросам.
Книга представляет собой учебное пособие и может успешно использоваться для проведения тренинга или отдельных практических занятий по преодолению конфликта. Книга будет интересна для психологов, социологов, конфликтологов, педагогов, социальных работников, а также для всех, кто интересуется проблемами разрешения конфликтов и хочет научиться более эффективно общаться с окружающими.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Тренинг 6
Содержание тренинга 7
Цели тренинга 8
Структура сессии 9
Книга 10
Введение
Основные понятия 12
Зарождение конфликта 15
Динамика конфликта 16
Преодоление конфликта 22
ТЕМА I. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ
Работа № 1. Изучение разрушающих переживаний 28
Работа № 2. Губительное мышление 38
Работа № 3. Изучение иррациональных убеждений 46
Работа № 4. Использование метода РЭТ для изменения
эмоциональной 60
Работа № 5. Управление состоянием через изменение поведения 69
Работа № 6. Изменение эмоционального последействия ситуаций ... 84
Работа № 7. Готовность разрешить конфликт 95
ТЕМА II. АНАЛИЗ КОНФЛИКТА
Работа № 8. Выявление мотивации оппонентов 99
Работа № 9. Оценка приоритетов 106
Работа № 10. Оценка соотношения ресурсов конфликтующих сторон 109
Тренинг преодоления конфликтов
Работа №11. Обоснование выбора стратегии взаимодействия 112
Работа № 12. Выработка взаимовыгодных предложений 119
Работа № 13. Разработка запасных вариантов 132
ТЕМА III. ПЕРЕГОВОРЫ
Работа № 14. Изложение своей позиции 141
Работа № 15. Ассертивный спор145
Работа № 16. Ассертивная защита своих прав 151
Работа № 17. Ассертивная просьба 155
Работа № 18. Ассертивный отказ 159
Работа № 19. Примиряющие жесты 167

ПРЕДИСЛОВИЕ
Долгожданный XXI век не принес уменьшения числа конфликтов. Напротив, возобладало мнение, что конфликт — одно из естественных состояний человеческих отношений. Вряд ли можно рассчитывать на то, что человечество в ближайшем будущем откажется от силовых методов решения спорных вопросов. Поэтому на первый план выходит не столько предотвращение конфликтов, сколько управление ими. х
Не будет преувеличением сказать, что в России появилась новая профессия: психолог-практик, и, судя по количеству учебных заведений, предлагающих обучение этому ремеслу, она скоро станет массовой. Одна из важных задач практикующего психолога — помощь в преодолении конфликтов, и для ее решения необходимы соответствующие знания и умения.
За последнее десятилетие на русском языке издано большое количество книг, посвященных конфликтам: от фундаментальных теоретических исследований до практических руководств по самопомощи. Однако человек развивает свои способности именно в том, что он делает. Если он слушает и записывает лекции, то обретает навыки в записывании лекций; если читает литературу и размышляет о прочитанном, возможно, будут совершенствоваться его способности к чтению и размышлению. Для того чтобы научиться управлению конфликтом, специалисту, проходящему профессиональную подготовку, желательно иметь опыт участия в конфликтных ситуациях и использовать для их преодоления эффективные способы. Это убеждение побудило нас разработать тренинг «Преодоление конфликта» и предложить кафедре практической психологии Вологодского педагогического университета включить его в учебный план психологиче
6
Тренинг преодоления конфликтов
ского отделения факультета социальной педагогики и психологии. Этот тренинг — второй из цикла тренингов, направленных на повышение коммуникативной и социально-психологической компетентности студентов-психологов.
Пятилетний опыт проведения этого тренинга на базе учебно- консультационного центра «Развитие» показал, что он востребован и специалистами-практиками: психологами, социальными педагогами, психотерапевтами и другими представителями «помогающих» профессий.
Тренинг
Существует, как минимум, три возможности для обучения эффективному поведению в конфликте с помощью тренинга.
Первая возможность — рефлексия конфликтов и конфронтации, возникающих в тренинговой группе. Этот путь, традиционный для групповой терапии и Т-групп, нам представляется неуместным для реальной учебной студенческой группы (или группы специалистов, направленных заказчиком на «повышение квалификации»), поскольку участники здесь находятся в ситуации вынужденного, обязательного присутствия и не связаны терапевтическим контрактом с тренером. С другой стороны, тренер не имеет возможности контролировать и использовать феномены групповой динамики: отношения в реальной группе «непрозрачны» для него, поскольку развиваются не «здесь-и-теперь», а привнесены извне.
Вторая возможность — использование ситуационных игр. Этот способ может быть вполне уместен в контексте учебного процесса, но требует существенных затрат времени. Ситуационная игра в тренинге предполагает использование механизмов опе- рантного, инструментального (для непосредственных участников сцены) и косвенного (для зрителей) научения. Сначала участник сцены разрешает воображаемую ситуацию так, как умеет, а затем получает от группы и тренера интенсивную обратную связь, на основе которой может корректировать свои действия до тех пор, пока не добьется успеха. Для того чтобы каждый из участников в группе из 10-15 человек смог хотя бы один раз побывать в роли
Предисловие
7
главного действующего лица, требуются ресурсы времени, которые обычно отсутствуют в учебном процессе вуза.
Кроме того, тренеру неизбежно придется столкнуться с тем, что реальные отношения в студенческой группе будут создавать для многих участников затруднения и в процессе раскрытия конфиденциального материала перед зрителями, и в процессе передачи искренней обратной связи.
Участие в психологическом тренинге, основанном на передаче личностно-значимой обратной связи, предполагает добровольность и высокую мотивированность участников, присутствующую далеко не у всех студентов. Принуждение к участию в процедуре, подразумевающей, что участники будут делиться впечатлениями друг о друге, сводит на нет эффект научения.
Третья возможность — рефлексия реально происшедшего конфликта. Этот вариант предполагает, что участники тренинга находятся в относительной психологической безопасности, ^поскольку сюжет конфликта и поведение участника не становятся предметом обсуждения в группе. Информацией, имеющей конфиденциальный характер, участники обмениваются в диадах или в тройках, состав которых они могут контролировать. Важно подчеркнуть, что тренер также не имеет доступа к этому материалу.
Поскольку от тренера не требуется обратная связь участникам по поводу содержания их конфликтов, размер группы ограничивается размером помещения: опыт показывает, что этот тренинг может быть эффективен в группе от 25 до 60 человек.
Содержание тренинга
Тренинг состоит из трех блоков: «управление эмоциями», «анализ конфликта» и «уверенное поведение в реализации переговорной стратегии».
В каждом блоке собраны и представлены алгоритмы, методические приемы, или техники, практически доказавшие свою эффективность.
В первом разделе содержатся техники, разработанные в традициях различных психотерапевтических школ и направленные
8
Тренинг преодоления конфликтов
на урегулирование разрушающих эмоционально-насыщенных переживаний. Основная задача этих техник — лишить конфликт «эмоциональной подпитки», перевести его разрешение в рациональный план действий.
Во втором разделе содержатся методические приемы, помогающие проанализировать требования оппонентов друг к другу, выявить интересы сторон, выбрать эффективную стратегию поведения, подготовить предложения, направленные на принятие интег- ративного решения.
В третий раздел включены психотехнические приемы, позволяющие уверенно излагать свою позицию, аргументировать ее, проявлять настойчивость в отстаивании собственных прав, защищать свои интересы, противостоять давлению, обращаться за помощью, делать шаги к примирению.
Каждый тематический блок включает в себя несколько сессий продолжительностью примерно по полтора часа. В режиме «погружения» отработка каждой темы занимает один день, хотя в контексте обучения в вузе возможен и иной ритм занятий.
Цели тренинга
Работая со студентами, мы настаиваем на том, чтобы сессии тренинга назывались лабораторно-практическими работами. В традиционном лабораторном практикуме студент учится планировать, осуществлять научный эксперимент и делать обоснованные выводы из полученных данных, заодно обучаясь работе с необходимыми приборами и инструментами.
На наш взгляд, это название как нельзя лучше подходит и к данному тренингу, поскольку в его основе лежат принципы «обучающей лаборатории»: участники не разучивают последовательность действий, а проводят экспериментальное испытание новых способов поведения.
Каждый участник выбирает для анализа трудную конфликтную ситуацию, которую он реально пережил в прошлом.
1. Участник получает задание использовать некоторый алгоритм для работы со своей ситуацией.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • «Администратор гостиницы».
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Общие принципы организации службы медиации в школе
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Психологический тренинг по предупреждению конфликтов. ЗАНЯТИЕ 1
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Малых Светлана Владимировна. Занятие у психолога "Подросток и конфликт"
  • «Пойми меня»
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5
  • Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга.
  • Пузиков В.Г. - Технология ведения тренинга
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг оценки поведения в конфликтной ситуации. ЗАНЯТИЕ 2
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Тренинг развития навыков целеполагания у подростков. Часть 2
  • Василюк Ф.Е. Психология переживаний. Анализ преодоления критических ситуаций.
  • Формирование эмоциональной устойчивости учащихся 7-х классов к коммуникативному стрессу. Проект психолога и педагога.
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3
  • Маунтин Анита, Дэвидсон Крис. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Тренинг развитие навыков целеполагания у подростков. Часть 1
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой". ЗАНЯТИЕ 4
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Четыре сферы переработки психосоматического конфликта с позиции Носсрата Пезешкиана
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Клаус Фопель. Групповая сплоченность
  • Остович Ольга Юрьевна. Психологический тренинг «Принятие себя, принятие другого»
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Фасилитация: «Идеальная команда».
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Тематический план групповых занятий, развитие детей испытывающих трудности адаптации
  • Программа «Удивительный мир общения» для учеников. 7-Х КЛАССЫ
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Групповое занятие профилактики зависимого поведения
  • Артамонова Юлия Геннадьевна. Игровой тренинг с детьми и родителями «На встречу друг другу»
  • Зайцева Т. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Уманец Дарья Сергеевна. Тренинг «Я, ты, он, она»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг: "Анализ поведения в конфликтной ситуации". ЗАНЯТИЕ 2
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Василюк Ф. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕЖИВАHИЯ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь