Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.

Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 264974

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава ХХIII. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УЧИТЕЛЯ

§ 1. Личность советского учителя

Педагогическая деятельность и ее значение. Профессия учителя, воспитателя — одна из самых важных, почетных и ответственных профессий в нашей стране. Партия, государство и народ доверяет ему самое ценное, самое дорогое — пашу смену, наше будущее, наших детей. Через учителя осуществляется передача опыта предыдущих поколений молодому поколению. Учитель формирует личность будущих граждан, их мировоззрение, убеждения, преданность Родине и идеям коммунизма. Имеются все основания считать, что педагог — это инженер человеческих душ.
Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли и уделяют большое внимание советскому учителю, повышению его роли в коммунистическом строительство. В докладе на XXV съезде КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул необходимость улучшать подготовку учителей. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» намечает ряд мер, направленных на повышение идейно-политического уровня, научно-методической вооруженности и педагогического мастерства учителей. Установлено почетное звание «Народный учитель СССР», которое будет присваиваться за особые заслуги в обучении и коммунистическом воспитании детей и молодежи. Признана необходимость значительно улучшить работу педагогических учебных заведений, совершенствовать методы отбора молодежи для обучения в этих заведениях, с тем, чтобы поднять на более высокий уровень подготовку будущих учителей.
Учитель — основной организатор учебно-воспитательного процесса в школе. Работа учителя по обучению и воспитанию молодого поколения — весьма многогранная деятельность, требующая прежде всего высокой нравственной культуры. Советский учитель, осуществляющий обучение и воспитание молодого поколения нашей Родины в духе требований коммунистической нравственности и коммунистического миропонимания, прежде всего отличается последовательным диалектико-материалистическим мировоззрением, яркой и ясной коммунистической направленностью личности, высокой степенью идейно-политической зрелости. Страстная коммунистическая убежденность и безграничная вера в торжество дела коммунизма — основные черты личности советского учителя. Только такой учитель может зажигать молодые сердца, готовить подрастающую молодежь к большим делам, к строительству коммунизма. Только тот учитель, который посвящает свою жизнь служению народу, Советской стране, у кого сердце настоящего патриота и гражданина, может достойно выполнять свои функции.
Передовой советский учитель — активный участник общественной жизни, застрельщик, носитель и пропагандист всего нового и передового. Только такой учитель может быть примером для учащихся, только такого учителя могут любить и уважать ученики. К учителю обращаются за помощью, поддержкой, советом ученики, для которых он старший и мудрый друг и наставник, своего рода нравственный арбитр. И эта тенденция — видеть в учителе доброжелательного, близкого человека — заметно нарастает. Если еще 10—20 лет назад школьники, отвечая на вопрос, какими качествами должен обладать, с их точки зрения, идеальный учитель, в первую очередь отмечали «великолепное знание предмета», «очень интересное преподавание» и т. д., то в последнее время все чаще и чаще школьники говорят о том, что идеальный учитель — это тот, «который нас понимает, доброжелательно относится к нам», «к которому можно запросто подойти и посоветоваться в трудных случаях жизни». И это потому, что передовой советский учитель обладает такими высокими нравственными качествами, как коллективизм, гуманизм, честность и правдивость, чуткость и отзывчивость, простота и скромность в общественной и личной жизни.

§ 2. Педагогические способности

Успех в деле обучения и воспитания школьников, безусловно, требует от обучающего и воспитывающего человека высоких нравственных качеств, высокого уровня знаний, профессиональных умений и навыков, высокого уровня общей культуры. Однако одного этого мало. Требуется и наличие некоторых специфических психологических особенностей личности. Эти особенности относятся как к умственной, так и к эмоциональной и волевой сферам личности. Они тесно связаны друг с другом, влияют друг на друга и образуют единое целое. Поскольку эти особенности отвечают требованиям, которые предъявляет человеку педагогическая деятельность, и определяют ее успешность, они являются педагогическими способностями.
Педагогические способности — очень сложная, слитная и многогранная психологическая категория. Однако в структуре педагогических способностей можно выделить ряд существенных компонентов, своего рода частных способностей. Исследования психологов позволяют выделить несколько компонентов педагогических способностей. Каждый компонент мы проиллюстрируем соответствующими типичными высказываниями школьников. Высказывания школьников, полученные в результате очень тактично проведенного исследования, показывают, как учащиеся оценивают качества учителей, что, с точки зрения школьников, способствует авторитету и успеху работы учителя и что мешает этому.
Условно все педагогические способности можно подразделить на 3 группы: личностные (представляющие собой черты, качества личности), дидактические (связанные с передачей информации) и организационно-коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением).
Личностные способности
Расположенность к детям. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним, не перерастающем, однако, в мягкотелость, уступчивость, безответственную снисходительность и сентиментальность, в искренности и простоте обращения с детьми. А. М. Горький подчеркнул в свое время, говоря о выдающемся советском педагоге А. С. Макаренко, что он сгорал в огне действенной любви к детям. Сердечность, безоговорочная любовь к детям были самыми примечательными чертами Героя Социалистического Труда, известного педагога В. А. Сухомлинского, написавшего книгу, название которой говорит само за себя— «Сердце отдаю детям».
Учащиеся очень наблюдательны и тонко чувствуют, искренне любит учитель свое дело или лишь выполняет тягостную для него обязанность. Обычно дети отвечают взаимностью, если чувствуют глубокое расположение к ним. («Мы любим ее за то, что чувствуем, что мы ей небезразличны»; «Нас с ней водой не разольешь, так мы ее любим».)
Выдержка и самообладание. Важное для учителя личностное качество — выдержка, способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденной ситуации владеть собой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами, темпераментом, не терять контроля над своим поведением. Сказанное не означает, что учитель должен всегда искусственно сдерживать свои чувства. Он может и повеселиться, и порадоваться вместе с учащимися.
Он может и гневаться, и возмущаться, и обижаться, но при этом не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на крикливо-злой, грубый и оскорбительный тон. Спокойствие и выдержка не должны переходить в безразличие и равнодушие. Большое значение имеет в этой связи находчивость учителя, способность быстро ориентироваться, решать, как надо вести себя в той или иной ситуации. («Наш учитель восхищает нас. Он спокоен и выдержан. Всегда держит себя в руках, никогда не выходит из себя»; «Не нравится наш завуч. Вспыльчив и раздражителей. Того и гляди — осадит или обругает ни за что».)
Способность владеть своим настроением. Важная способность учителя — это способность всегда пребывать па уроке в оптимальном для работы психическом состоянии, которое отличается бодростью, жизнерадостностью, достаточной живостью, но без излишней возбудимости. Что бы ни случилось, учитель всегда должен входить в класс оптимистически настроенным, с благожелательной улыбкой.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Кевин Хорсли. Как запоминать числа. Тренировка памяти
  • Щипакина Анна Александровна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  • Нифонтова Лариса Витальевна. «Использование мемотехники в развитии речи детей»
  • Никольский С.М., Потапов М.К. и др. Алгебра. 7 класс. Учебник
  • Никольский С.М., Потапов М.К. и др. Алгебра. 7 класс. Учебник
  • Секрет хорошей памяти в уровне вовлеченности
  • Тарасенкова Н.А., Богатырева И.Н. и др. Математика. 6 класс
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Тарасенкова Н.А., Богатырева И.Н. и др. Математика. 5 класс
  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Наталья Коноплина. Человеческая память. Причины ухудшения памяти
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Бьюзен Тони. Как безошибочно запомнить до 10 тысяч наименований. Усовершенствуйте свою память.
  • Коньшина Татьяна Николаевна. Дидактический материал при изучении согласных звуков дошкольниками
  • Редактор. Заготовка природного материала
  • Притча «Разнообразие»
  • Савельева Марина Станиславна. Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР
  • За что отвечают гиппокамп и миндалевидное тело. - Функции мозга
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Бунчеева Любовь Валентиновна. Развитие внимания и воображения, дошкольников по средствам развивающих игр.
  • Волкова Евгения Сергеевна. Буклет 'Поделки из природного материала своими руками'
  • Развитие оперативной памяти, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 10
  • неизвестно Летние задания по математике. 4 класс.
  • Галат Оксана Анатольевна. Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания»
  • Потанина Ольга Алексеевна. Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста
  • Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Прасолов В.В. Геометрия. 7 класс. Учебник
  • Эффект интервала: перерывы в обучении помогают запоминанию
  • Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России. VIII-XV века. 7 класс
  • Дятлова Марина Георгиевна. Ребёнок с синдромом недостаточности внимания
  • Самые эффективные методы запоминания: «Дворец памяти» или «Чертоги разума»
  • Притча «Ошибка или ложь?»
  • Закономерности психических систем
  • Волкова С.И. Математика. 1 класс. Устные упражнения
  • Приворот на ногтях
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Волкова С.И. Математика. Устные упражнения. 2 класс
  • Редактор. Новогодняя маска из папье-маше своими руками
  • Притча «В чём смысл жизни»
  • Кевин Хорсли. Как запоминать имена. Тренировка памяти
  • неизвестно Летние задания по математике. 2 класс.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь