Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации

Ученые под руководством психолога Бетси Спарроу из Колумбийского университета исследовали функционирование человеческой памяти и сделали вывод, что массовое пользование веб-поисковиками и базами данных повлияло на способы запоминания информации, сообщает The New York Times. Всемирная сеть стала для многих из нас основным внешним хранилищем информации, и мозг адаптируется к новым технологиям. Интернет-поиск начинает постепенно заменять людям память. «Убийцами памяти» являются не только поисковики, но и блоги, а также сам гипертекст.

влияние интернета на памятьКак поясняет Спарроу, Интернет к настоящему времени стал основной формой того, что психологи называют «транзактивной памятью»*. Стоит подчеркнуть, что в самом этом явлении нет ничего нового, ведь люди всегда пользовались какими-то сторонними источниками, например, опытом окружающих и т.п. Настораживает здесь другое — то, что люди, по сути дела, рассматривают Интернет как замену собственной памяти.

*Транзактивная память — запоминание алгоритма получения информации, а не самой информации. Нужные сведения хранятся не в собственной голове, а где-то «снаружи», но человек при этом знает, как можно получить доступ к этим сведениям.

Спарроу и ее соавторы, Дэниэл М.Уэгнер из Гарварда и Дженни Лю из Висконсинского университета (Мэдисон), провели серию экспериментов с запоминанием.

В ходе одного из них испытуемым дали ознакомиться с серией утверждений общего характера. При этом испытуемых предупредили, какие из этих утверждений будут недоступны впоследствии, а какие можно будет найти (например, с помощью поисковой системы). Как показали результаты, люди гораздо лучше запоминают ту информацию, которая в дальнейшем будет им недоступна, нежели ту, которая может быть доступна с помощью поиска.

В ходе другого эксперимента испытуемым давали ознакомиться с аналогичными утверждениями, однако вариантов предупреждений было больше. Об одной части фактов испытуемым было известно, что их можно найти (без точного указания, где именно), о другой части — что их можно отыскать в каком-то конкретном месте, а о третьей — что они будут удалены и более недоступны. Результат оказался аналогичным: хорошо запомнилось только то, что, по мнению испытуемых, впоследствии будет недоступно.

Сама Спарроу не видит во всем этом ничего плохого и даже полагает, что имеет смысл учесть результаты данного исследования в образовательной деятельности. Как полагает психолог, в процессе обучения имеет смысл уделять больше внимания пониманию идей, а также способов мышления, нежели фокусироваться на запоминании. В результате учащиеся будут меньше перегружены фактами, зато у них будет получше с пониманием.

Хотя в этом, несомненно, есть и рациональное зерно, нельзя не отметить, что общая тенденция «облегчать жизнь учащимся» наблюдается в Штатах довольно давно — как минимум, с первой половины прошлого столетия. С конца 20-х гг в американские психологи продвигали идею о том, что в школе не место «излишней академичности». Но итогом стало то, что при росте федерального финансирования начального и среднего образования, качество обучения упало в разы.

Таким образом, и предложение ученых переложить функции запоминания на Google и Яндекс может в конечном итоге выйти боком. Подобный подход также не учитывает того факта, что та или иная информация внезапно может стать недоступной — ведь вечных интернет-проектов просто не существует. Наконец, не совсем понятно, как смогут жить и работать жертвы подобных образовательных методик в случае тех или иных проблем с доступом к Сети.

Просмотров: 316
Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме:

  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Интеллект можно повысить, тренируя память
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Наталья Коноплина. Человеческая память. Причины ухудшения памяти
  • М. Айзенк, М. Андерсон. Тренируйте свою память. Мнемонические приемы для улучшения памяти
  • Георгий Почепцов. Роль информации в гибридных войнах
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Как стресс влияет на сердце — и что с этим можно сделать
  • «Интернет-троллинг» — свидетельство раздвоения личности
  • Евгений Целковский. Интернет как фактор социальной стратификации
  • Екатерина Штырбу. Интернет-запросы на психологическую консультацию
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология нейтрализации интернет-зависимости
  • Том Зигфрид. Память, дофамин и энграммы: как забывание делает наш разум более эффективным
  • Социальные сети ухудшают память
  • Элизабет Килби. Интернет-зависимость и гаджетомания у детей. Как вырвать ребенка из лап виртуальной реальности?
  • Женская память лучше мужской
  • Влияние настроения на память
  • Влияние на выборы. Как в социальных сетях можно манипулировать избирателями?
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Психологи объясняют, почему люди несчастны
  • Георгий Почепцов. Информация как оружие: как и почему она может представлять опасность
  • Ольга Старова. Средства массовой информации как источник агрессии. - Ольга Старова
  • Алла Дзяланская. Стань таким, как я хочу… с помощью психолога
  • Владината Петрова. Может ли женщина быть гением?
  • Любовь Латыпова. Спать просто обожаю! Решение психологических проблем с помощью сна
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • На моральные решения можно влиять движениями глаз
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Эстетическое восприятие: красоту можно считать по активности мозга



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь