Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.

Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 264968

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

4. Труд школьников должен быть инициативным. Желательно, чтобы он был творческим, предоставлял школьникам возможность проявить инициативу, стремление к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью занимаются им школьники.
5. Там, где возможно, в труде (особенно подростков и старших школьников) должны применяться различные формы самоорганизации и самодеятельности. Дело не только в том, что школьники приобретают организаторские навыки (хотя и это очень важно), но и в том, что самоорганизация помогает развивать самостоятельность, навыки руководства и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности.
6. Труд школьников должен быть интересным для них. Деятельность школьников, особенно младшего возраста, далеко не всегда может мотивироваться сознанием ее общественной значимости. Деятельность младшего школьника в гораздо большей степени мотивируется непосредственным интересом. Разумеется, не всегда надо стремиться занять ребят только таким трудом, который непосредственно интересует их. Они должны привыкать заниматься и таким трудом, который малоинтересен. Но и в этом случае воспитателю следует пробудить у школьников хотя бы косвенный интерес к работе, связав ее с тем, что представляет непосредственный интерес для школьников. Иначе учащиеся будут тяготиться таким трудом, даже сознавая его общественную ценность.
7. Труд школьников должен быть посильным для них. Он не должен приводить к перенапряжению сил, переутомлению детей. Если труд непосилен, то он угнетающе действует на психику, ученик теряет веру в себя и часто вообще отказывается выполнять даже посильную работу, так как чувство неуверенности преследует его.
8. Там, где возможно, труд школьников должен быть увязан, с их учебной деятельностью. Необходимо устанавливать органическую взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью (при различных сельскохозяйственных работах, работе на пришкольном участке, строительстве спортивной площадки и т. п.) так, чтобы их труд требовал знания биологии, химии, физики, геометрии, умения составить чертеж и разобраться в нем.
9. Совершенно недопустимо наказание школьников трудом. Школьник отчетливо сознает, что наказания трудом нет, если ему говорят: «Подклей разорванную тобой книгу»; «Почини сломанный тобой стул»; «Насорил — подмети». И совсем другое дело, если его заставляют трудиться за то, что он нагрубил учителю, опоздал на уроки или получил плохую отметку. Тогда в сознании учащихся труд ассоциируется с неприятными переживаниями, и у детей неизбежно возникает отрицательное отношение к нему. Труд воспитывает тогда, когда он не является для школьника принуждением, наказанием. В воспитательных целях можно иногда практиковать обратное — наказывать школьника лишением права трудиться в коллективе и с коллективом. Но это можно делать, твердо зная, что подобное наказание будет глубоко переживаться ребенком. Тогда он начнет понимать, что право на труд надо заслужить. В одной из школ, например, учком и комитет комсомола, недовольные тем, как выполнил свое задание на строительстве площадки один из классов, отказали ему в праве работать вместе со всеми. Класс глубоко переживал это и всячески стремился вернуть себе утраченное право.
10. Наконец, необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.
Если соблюдаются все указанные условия, то труд становится для школьников весьма привлекательной деятельностью, вызывает у них чувство большого морального удовлетворения. В таком труде они приобретают практический опыт правильного общественного поведения, у них формируется коммунистическое отношение к труду и людям труда.

§ 5. Индивидуальный подход в воспитании

Воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающейся личностью, обладающей целым рядом индивидуально-психологических особенностей. Этим и объясняется то обстоятельство, что воспитательные мероприятия, с успехом примененные к одному школьнику, могут не дать ожидаемого эффекта, когда их же применяют к другому школьнику. Поэтому воспитательные мероприятия общего порядка следует дополнять индивидуальным подходом. Индивидуальный подход и воспитание в коллективе не противоречат друг другу. Индивидуальный подход — это не парная педагогика, не камерное, индивидуальное воспитание, не «разрозненная возня с каждым воспитанником» (А. С. Макаренко). Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий воспитательный процесс.
Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится, и вследствие этого давали бы максимальный эффект. Для этого прежде всего необходимо хорошо знать школьников, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях детей, тем правильнее оп может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью школьников.
Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учет индивидуальных, специфических условий, которые повлияли бы на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому, что только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него. Например, воспитатель поставил цель преодолеть упрямство подростка. Прежде чем реагировать и для того чтобы правильно реагировать, педагог должен знать, какова природа упрямства, в чем его причины, какой оно носит характер. И реакция на упрямство, порожденное различными причинами, должна быть различной. Одно дело — упрямство как своеобразный протест школьника против грубого с ним обращения, другое дело — упрямство как реакция избалованного ребенка; одно дело — упрямство эпизодическое, нетипичное для ученика (вызванное, например, глубокой обидой), другое дело — характерологическое, постоянное упрямство; упрямство, вызванное сильным утомлением, — это совсем иное упрямство, нежели упрямство как следствие неправильного представления школьника о самостоятельности и принципиальности. Индивидуальный подход предполагает и знание побудительных причин (мотивов) поступков школьников.
Различия в мотивах действий определяют и различия воспитательных мероприятий, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным поступком учащегося. Школьник ударил товарища. Можно ли правильно реагировать, не выяснив мотива этого поступка? Конечно, поступок требует осуждения. Но квалифицировать его следует по-разному, в зависимости от того, например, ударил ли ученик дежурного по классу за сделанное замечание, реагировал ли на оскорбление со стороны одноклассника или, наконец, пытался защитить доброе имя девочки-одноклассницы.
Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому этого не следует делать, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчеркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль (у неуверенного в себе ребенка) и положительную роль (если школьник слишком самоуверен н несамокритичен).
Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение (иногда бывает достаточно укоризненного взгляда), на других подобные формы осуждения впечатления не оказывают и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьников не возникло мнение о непоследовательности и несправедливости учителя).
Известно, что процесс формирования привычных форм поведения, черт личности отличается некоторым своеобразием в зависимости от типа нервной системы школьника. Для воспитателя далеко не безразлично, имеет ли он дело со школьником, относящимся к возбудимому («безудержному», по И. П. Павлову), спокойному или слабому типу нервной системы. Поэтому игнорирование этих различий, своеобразное «абстрагирование» от типологических характеристик нервной системы воспитанника при осуществлении различных воспитательных воздействий нередко приводят к нежелательным последствиям, в частности появлению у школьников отрицательных форм поведения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Кевин Хорсли. Как запоминать числа. Тренировка памяти
  • Щипакина Анна Александровна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  • Нифонтова Лариса Витальевна. «Использование мемотехники в развитии речи детей»
  • Никольский С.М., Потапов М.К. и др. Алгебра. 7 класс. Учебник
  • Никольский С.М., Потапов М.К. и др. Алгебра. 7 класс. Учебник
  • Секрет хорошей памяти в уровне вовлеченности
  • Тарасенкова Н.А., Богатырева И.Н. и др. Математика. 6 класс
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Тарасенкова Н.А., Богатырева И.Н. и др. Математика. 5 класс
  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Наталья Коноплина. Человеческая память. Причины ухудшения памяти
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Бьюзен Тони. Как безошибочно запомнить до 10 тысяч наименований. Усовершенствуйте свою память.
  • Коньшина Татьяна Николаевна. Дидактический материал при изучении согласных звуков дошкольниками
  • Редактор. Заготовка природного материала
  • Притча «Разнообразие»
  • Савельева Марина Станиславна. Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР
  • За что отвечают гиппокамп и миндалевидное тело. - Функции мозга
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Бунчеева Любовь Валентиновна. Развитие внимания и воображения, дошкольников по средствам развивающих игр.
  • Волкова Евгения Сергеевна. Буклет 'Поделки из природного материала своими руками'
  • Развитие оперативной памяти, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 10
  • неизвестно Летние задания по математике. 4 класс.
  • Галат Оксана Анатольевна. Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания»
  • Потанина Ольга Алексеевна. Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста
  • Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Прасолов В.В. Геометрия. 7 класс. Учебник
  • Эффект интервала: перерывы в обучении помогают запоминанию
  • Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России. VIII-XV века. 7 класс
  • Дятлова Марина Георгиевна. Ребёнок с синдромом недостаточности внимания
  • Самые эффективные методы запоминания: «Дворец памяти» или «Чертоги разума»
  • Притча «Ошибка или ложь?»
  • Закономерности психических систем
  • Волкова С.И. Математика. 1 класс. Устные упражнения
  • Приворот на ногтях
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Волкова С.И. Математика. Устные упражнения. 2 класс
  • Редактор. Новогодняя маска из папье-маше своими руками
  • Притча «В чём смысл жизни»
  • Кевин Хорсли. Как запоминать имена. Тренировка памяти
  • неизвестно Летние задания по математике. 2 класс.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь