Эффект интервала: перерывы в обучении помогают запоминанию

Мы запоминаем лучше, если делаем перерывы во время учебы. Это явление известно как эффект интервала (Spacing-Effect). Ученые из Института нейробиологии Макса Планка изучили его нейронную основу.

Техники запоминания: метод интервала
Более длинные интервалы между учебными событиями улучшают память и приводят к более устойчивым паттернам активации в мозгу.

Как говорят, «Студенту всегда не хватает одной ночи перед экзаменом». Многие из нас прошли через это, когда накануне экзамена или зачета старались изучить «за один присест» весь пройденный материал. Но он забывается так же быстро, как и изучается.

Хорошая новость: этому забыванию можно противодействовать. Длительные временные паузы между отдельными этапами обучения помогают нам лучше запоминать знания.

Но как Spacing-эффект влияет на работу мозга и почему перерывы в обучении способствуют нашей способности вспоминать? Предполагают, что при обучении активируются нервные клетки и между ними возникают новые сочетания.

Так возникает новое знание и, активировав эти нервные группы, его удается вспомнить. Но до сих пор мало известно о том, почему перерывы в обучении положительно влияют на учебный процесс — хотя эффект интервала описали уже более века назад и присутствует он у многих видов животных.

Аннет Глас и Питер Гольтштейн (Annet Glas, Pieter Goltstein) из команды Марка Хюбенера и Тобиаса Бонхёффера (Mark Hübener, Tobias Bonhoeffer) исследовали это явление на мышах.

В эксперименте животные должны были запомнить, где в лабиринте спрятали кусок шоколада. Мыши должны были трижды пройти лабиринт и найти награду — с перерывами различной продолжительности.

Установлено, что при более длительных интервалах между повторениями обучения животные всегда используют одни и те же нервные клетки вместо того, чтобы активировать другие.

Возможно, это укрепляет связи между нервными клетками на каждой фазе обучения, чтобы знания сохранялись в течение более длительного периода времени.

«Мыши, которых мы тренировали с длинными перерывами, не сразу запоминали расположение шоколада», — говорит Аннет Глас. — «Но на следующий день их способность вспомнить была выше, чем у мышей, которые учились без пауз».

Во время эксперимента с лабиринтом ученые также измеряли активность нервных клеток в префронтальной коре. Этот участок мозга представляет особый интерес для процесса обучения, поскольку отвечает за решение сложных мыслительных задач. А отключение префронтальной коры негативно повлияет на способность запоминать у мышей.

«Если три этапа обучения следуют один за другим, интуитивно можно предположить, что активироваться будут те же нервные клетки», — сказал Питер Гольтштайн. — «В конце концов, речь идет об одинаковом эксперименте с одинаковой информацией. Зато казалось бы, что после длительных перерывов на следующем этапе обучения мозг должен интерпретировать материал как новую информацию и обрабатывать ее другими нервными клетками».

Но ученые обнаружили совершенно противоположную тенденцию. После коротких пауз схема активности в мозгу более нестабильна, чем при длительных перерывах. Когда обучение происходило быстро, обычно у мышей активизировались различные нервные клетки. Зато после длительных пауз мозг животных пользовался теми же нервными клетками, что и во время первого этапа обучения.

Пользуясь теми же нервными клетками, можно усилить нервные связи на каждом из этапов обучения. Ведь связи уже не создаются «с нуля». «Учитывая это, мы считаем, что длительные паузы лучше влияют на способность запоминать», — резюмирует Питер Гольтштайн.

Таким образом, ученые получили детальное представление о нейронных процессах, которые объясняют положительный эффект от перерывов в обучении. Делая паузы, мы, вероятно, медленнее дойдем до цели, но дольше удержим знания в памяти. Надеемся, что вы не забудете это до следующего экзамена!

Источник:

  • Lernpausen sind gut fürs Gedächtnis
Просмотров: 363
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме:

  • Ульяна Супрун. Нейрогенез: восстанавливаются ли нервные клетки?
  • Григорий Чаусовский. Психотехнология респираторно-акустической активации процесса обучения самолечению мыслеобразами
  • Ассертивность: что это, для чего нужна и как ее обрести
  • Шопинг-терапия: что это и как она работает
  • Том Зигфрид. Память, дофамин и энграммы: как забывание делает наш разум более эффективным
  • Ученые опровергли «эффект свидетеля» (эффект Дженовезе)
  • Азим Турдыев. Воспитание. Что это такое?
  • Леонид Кроль. Харизма лидера — что это такое
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Ласло Бок. Рекрутинг персонала: что делать, чтобы рекрутировать лучше
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Как стресс влияет на сердце — и что с этим можно сделать
  • Клаус Фопель. Психологические принципы обучения взрослых
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Секреты мужской привлекательности: ученые доказали, что женщины любят ушами
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Как мозг реагирует на роботов? Эффект зловещей долины
  • Николас Энкельманн. Что такое страх и как его перебороть?
  • Почему так мало женщин при власти?
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?
  • Ольга Хухлаева. Кризис середины жизни — так ли это страшно?
  • Сэм Харрис. Ложь. Почему всегда лучше говорить правду
  • Гиш Йен, Эти Вэн. Социальное дистанцирование: разница между Востоком и Западом
  • Анатолий Гершов. Рожденные недовольными. Почему так трудно жить сегодняшним днем и радоваться тому, что имеешь
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Верен ли эффект Флинна или Как изменяется IQ от поколения к поколению?
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Ирина Кобевко. Не могу и не хочу это слушать! Почему?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь