Наталья Коноплина. Человеческая память. Причины ухудшения памяти

Наша память — это совокупность процессов запоминания, сохранения и восстановления информации. Нарушение одного из этих звеньев ведёт к «потере данных», то есть ухудшению нашей памяти.

человеческая памятьИнтуитивно каждый из нас может многое сказать о своей памяти. Допустим, у кого-то хорошая «зрительная память», а кто-то плохо помнит цифры или даты, например, дни рождения. Многие, в большинстве это относится к женщинам, прекрасно помнят события во времени, например: «А помнишь, когда мы ездили на дачу 15 мая 2003-го года, а ты была в белых штанах…». Некоторые люди могут похвастаться быстрым извлечением информации из памяти — как правило, это очень эрудированные люди; кто-то может запоминать большие объемы, есть даже специальные соревнования по мнемотехнике — скорости и объёму запоминаемого материала. У многих хорошо развита ассоциативная память — именно на ней основаны приятные воспоминания при просмотре альбомов с фотографиями, в общем, как я уже сказала, каждый из вас может, проанализировав, как-то охарактеризовать свою память.

По большому счету, у нас не одна память, а три: генетическая, иммунная и неврологическая. Первая — генетическая, именно о ней выказывают заботу учёные, считающие, что генномодифицированные продукты нужно запретить, кстати, это более чем разумно. Дело в том, что на нас поедание квадратного арбуза или волосатого яблока может никак не отразиться, а вот на следующих поколениях, наших внуках и правнуках… Я даже боюсь подумать, что может быть, и очень хорошо, что я в своей боязни не единственная. В общем, генетическая память ответственна за то, что голова у вас появляется именно на шее, глаза на лице, что пальцев у нас пять, что руки у нас растут из предплечья, а ни откуда-то ещё. Хранилищем генетической памяти является геном человека, ген, если говорить проще.

Второй вид памяти — иммунная, именно она в ответе за то, что переболев однажды краснухой, ветрянкой или ещё чем-либо, чем обычно болеют только один раз за всю жизнь, мы приобретаем иммунитет против этих болезней навсегда. Иммунная память, как и генетическая, играет колоссальную роль в нашем выживании. Субстратом иммунной системы является комплекс клеток: лейкоциты, лимфоциты, базофилы, фагоциты, естественные киллеры и многие другие, перечислять дальше не буду, а то самой страшно стало.

И третий вид памяти, о которой мы и будем говорить сейчас, — это неврологическая или нервная память, дальше просто «память», благодаря которой мы помним: «Кто мы?», «Где мы?», «…чудное мгновенье» и многое другое, если повезёт. Ухудшение именно этой памяти мы называем ухудшением памяти, и именно эту память в наших силах развивать и усовершенствовать.

В основе нашей неврологической памяти лежит мнемическая функция (от греч. «мнемос» — память), то есть способность нашего головного мозга «конспектировать» данные чувствительности и при определённых условиях их воспроизводить. Нарушения её функционирования ведёт к нарушению памяти. От чего зависит сохранность мнемической функции? Всё очень просто: повторенье — мать ученья!

Как ни странно, эта фраза, которую мы все миллион раз слышали в период нашего взросления от старших, как нельзя лучше отражает механизм работы нашей памяти. Дело в том, что субстратом памяти является головной мозг, который неоднороден по своему строению и функционированию, то есть за память отвечают одни отделы, за эмоции — другие, за восприятие — третьи и т.д. На сегодняшний день известно, что сохранность мнемической функции зависит от правильного функционирования таких отделов головного мозга, как гиппокамп, миндалина, мозжечок, кора больших полушарий и многие другие структуры. Но, несмотря на то, что эти структуры известны, нельзя сказать, что они ответственны за память. За память ответственен весь мозг в целом, так как след памяти — энграмма, то есть наше конкретное воспоминание, не имеет конкретной локализации. Если кто-нибудь, читая эти строки, думает, что память — это хранилище образов, то он глубоко ошибается. Память можно сравнить с компьютером. Вы же не думаете, что то, что вы видите на мониторе, где-то «хранится», ведь всем известно, что компьютер работает по принципу двоичной системы, то есть за минимальное количество времени принимает максимальное количество самых простых решений, а именно он выбирает «Да» или «Нет», и другого не дано. Всё остальное — работа человека, который извлёк пользу из возможности машины выполнять большое количество операций и написал программы, преобразующие двоичный код в картинку на мониторе. Также и с памятью, но только память — результат работы куда более сложного механизма, чем компьютер. Когда информация поступает в мозг, она не попадает в какое-либо хранилище, отсек, полку и т.п. При помощи ревербераций, то есть нейронных повторений, в памяти остаётся след, след от событий, происходящих с Вами каждую секунду. След от события — это набор химических реакций, кодирующих эту информацию. Чем «чётче» след, или энграмма, тем лучше запомнится данное событие.

От чего зависит чёткость энграммы, или другими словами, от чего зависит чёткость памяти? От того, нужна ли вам эта информация, или нет. Естественно, говоря «нужна», я имею в виду её биологическую значимость, то есть нужна ли она для Вашего выживания. Именно поэтому так легко запоминаются события, которые затрагивают наши эмоции, ведь для Вас эта информация значима. И по этой же причине практически каждый из нас уже ничего не помнит из школьной программы, потому что эта информация давалась нам не для того, чтобы помогать в жизни, как думают многие, а для того, чтобы научить нас развивать свою память. Чем больше мы запоминаем, тем лучше наша память. Чем больше мы прилагаем усилий для запоминания — тем чётче наша память.

Одним словом, чем большее количество раз вы повторяете информацию в голове и прикладываете усилия, чтобы её запомнить, тем с большей вероятностью Вы её действительно запомните. Это происходит потому, что наше умственное повторение является аналогом того, что в момент этого повторения происходит в мозге на нейронном уровне. Повторяя информацию, вы всё четче и четче оставляете след в памяти и указываете к нему дорогу, так как мало информацию сохранить, её надо еще и извлечь.

Возможно, если бы существовали какие-либо другие, более приятные пути улучшения своей памяти, то гораздо меньшее количество людей жаловалось бы на её ухудшение. А так механизм один — чем больше вы прикладываете усилий, чтобы запомнить материал, тем выше вероятность того, что вы его действительно запомните.

Чтобы держать своё тело в форме, спортсмены постоянно занимаются тем, что накачивают свои мышцы. Чтобы держать «в форме» свой мозг, его тоже надо «накачивать», то есть, грубо говоря, больше думать. Но здесь важно различать процесс «текучести мыслей», происходящий с каждым человеком каждую секунду непроизвольно, и мозговые усилия, которые мы все, кто-то чаще, кто-то реже, прилагаем для решения каких-либо задач.

Ничто не развивает наш мозг так, как обучение чему-либо новому. Бытует мнение, что у детей больше всего способностей к запоминанию и обучению. Но происходит это потому, что ребёнку нужно постоянно осваивать новые виды деятельности, он учится, ему всё интересно. Со временем нового в нашей жизни становится всё меньше, и наша память без естественной подпитки начинается ухудшаться. Приведу яркий пример в подтверждение всего сказанного. Ученые всю жизнь занимаются исследованием нового, анализом и синтезом старого, они постоянно думают, размышляют, запоминают. А Вы часто видите слабоумных учёных? Я — нет. Наоборот, меня никогда не переставали удивлять профессора, которые на седьмом, восьмом, девятом, десятке лет имели память, которая не сравнится не то что с молодым здоровым человеком, а вообще просто проявляли фантастические способности к сохранению и извлечению информации. У них всегда есть вопросы, на которые они ищут ответы, и возможно, это и является причиной того, что средняя длина жизни учёных намного больше, чем у обычных людей.

Как это ни обидно может быть для многих из нас, но признаваться в том, что у вас плохая память, равносильно тому, что признаваться в том, что вы мало думаете. Конечно, тут множество внутренних барьеров, ведь каждый считает себя самым умным, а то, что память становится всё хуже и хуже, так это потому, что мы «стареем, плохо питаемся, ведём нездоровый образ жизни» и так далее, каждый сам себе подбёрет отговорку. У нас не принято признавать свою мозговую несостоятельность. Даже самая деградировавшая личность никогда не признает себя умственно неполноценным, то есть «дураком». Скорее этот человек обвинит весь мир в своих неудачах, но останется при этом героем в своих собственных глазах и, конечно же, самым умным, которому просто не повезло. А вот на память жаловаться у нас очень даже принято, считается, что память — это как бы нечто отдельное, само собой регулирующееся. Ну почему никому не приходит в голову жаловаться на то, что он не имеет хорошо выраженной мускулатуры? А потому что на такие жалобы любой ему ответит, что надо пойти в тренажерный зал и заниматься, вряд ли кто-то сочувственно покачает головой и скажет, что и у него так. А вот на память очень даже можно жаловаться и быть уверенным, что в числе собеседников обязательно найдутся люди, которые разделят с вами ваши стенания по этому поводу.

Подытожив, хочу сказать, что если вас тревожит состояние вашей памяти, то самое время ей заняться. Ведь то, что память ухудшается, лишает вас не только возможности полноценно функционировать в этой жизни и адекватно воспринимать окружающую вас действительность. С ухудшением памяти вы теряете свои воспоминания. Помните, я говорила в начале, что память — это совокупность процессов не только сохранения информации, но и извлечения её из памяти? Если ухудшается память, то ухудшаются оба этих компонента. Ваша жизнь постепенно и навсегда стирается из ваших воспоминаний, без вариантов. Поэтому если вы не хотите окончить жизнь старческим слабоумием, что является прямым следствием постепенного ухудшения памяти, то знайте: «повторенье — мать ученья», — это не просто золотые слова, это механизм работы памяти. Чем больше вы СТАРАЕТЕСЬ запомнить, тем больше вы запомните. Чем больше вы будете запоминать, тем легче будет запоминать и извлекать информацию, так как здесь, как и в спорте, важна регулярность. В общем, дорогие читатели, тренируйте свою память, и она отблагодарит вас тем, что самые прекрасные и яркие моменты вашей жизни навсегда останутся с вами, как говориться, будет что вспомнить!

См. также: Тренируйте свою память. Мнемонические приемы для улучшения памяти

© Н. Коноплина, 2009 г.

Просмотров: 378
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме:

  • М. Айзенк, М. Андерсон. Тренируйте свою память. Мнемонические приемы для улучшения памяти
  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Сидячий образ жизни ухудшает память
  • Том Зигфрид. Память, дофамин и энграммы: как забывание делает наш разум более эффективным
  • Женская память лучше мужской
  • Интеллект можно повысить, тренируя память
  • Влияние настроения на память
  • Социальные сети ухудшают память
  • Память на лица. Сколько лиц мы знаем?
  • Телевизор отупляет и ухудшает память
  • Кевин Хорсли. Как запоминать имена. Тренировка памяти
  • Кевин Хорсли. Как запоминать числа. Тренировка памяти
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Секрет хорошей памяти в уровне вовлеченности
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Георгий Почепцов. Новые подходы к анализу социосистем: есть ли здесь место ценностям?
  • Секс после свадьбы: есть ли он?
  • Георгий Почепцов. Информация как оружие: как и почему она может представлять опасность
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • А.В. Федоров. Другая война, или Запад есть Запад… Военная тема в западном кинематографе эпохи «холодной войны»
  • Денис Бондаренко. Учебник — чтобы учиться, а лопата — чтобы копать! Внутрикорпоративное обучение и бизнес-тренинги.
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Дэн Вальдшмидт. Почему нужно уметь понимать людей, чтобы стать успешным?
  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Кто больше всех врет на работе?
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Реклама заставляет нас больше любить телевидение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь