Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.

Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 264971

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Убеждения определяют требования развивающейся личности к себе и всю систему ее поведения и взаимоотношений с окружающими.
Таким образом, на этой стадии развития личность уже становится более независимой от непосредственного воздействия окружающей среды и может противостоять ее отрицательным влияниям, приобретая своего рода нравственный иммунитет (невосприимчивость) к отрицательным воздействиям среды. На этой стадии развития личности школьник стремится не только отстоять свои убеждения и идеалы и подчинить им собственное поведение и жизнь, но и активно воздействовать на окружающих, товарищей. Иначе говоря, личность школьника, сформировавшись под определенным влиянием среды, на этом этапе развития начинает в свою очередь сознательно, целенаправленно воздействовать на среду, также оказывать на нее влияние. Школьник уже может активно бороться с чуждыми нам явлениями (эгоизмом, недисциплинированностью, упрямством, грубостью, нечестностью и т. п.). Поэтому центральная задача воспитания на этом этапе — развитие общественной активности школьника, чтобы правильно использовать указанную возможность.
Только при совокупности всех условий у школьников формируется коммунистическое мировоззрение как основное выражение личности и основной стимул ее поведения.

§ 2. Психологические основы воспитательного воздействия

Итак, воспитание должно быть направлено на формирование у детей системы правильных нравственных понятий, представлений и убеждений, правильных мотивов поведения и правильных форм и способов поведения — в неразрывном единство всех этих проявлений.
Что же должен делать учитель, воспитатель в этом отношении? Каким должен быть характер воспитательных воздействий на ученика со стороны учителя, воспитателя?
Прежде всего надо знать, что любой метод воспитания нельзя рассматривать и оценивать абстрактно. Применяя различные методы, необходимо учитывать, во-первых, возрастные и индивидуальные особенности воспитуемого школьника, во-вторых, особенности детского коллектива, членом которого он является, и, наконец, данные конкретные условия, в которых происходит воспитательное воздействие.
Для того чтобы формировалась положительная направленность личности, чтобы школьник хотел правильно поступать и поступал правильно во всех ситуациях и обстоятельствах, необходимо, чтобы он знал, как надо поступать, видел, что так поступают уважаемые им люди и сам упражнялся (это самое главное!) в правильном поведении. Соответственно этому будут рассмотрены методы словесного воздействия, роль личного примера воспитателя и организация упражнений в нравственном поведении, опыта общественного поведения.
Словесное воздействие. Важную роль в формировании личности школьника играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к воспитуемому. Роль второй сигнальной системы в организации поведения школьника очень велика. Поэтому метод объяснения, разъяснения, словесного убеждения есть важное средство нравственного просвещения, формирования у школьников правильных моральных (нравственных) представлений и понятий. Все это тем более необходимо, что у многих учащихся, как вы уже знаете, имеются незрелые, ошибочные идеи, предубеждения и заблуждения в области моральных понятий (например, ложное понимание дружбы и товарищества, упрямства, мужества в смелости и т. д.). Именно этим и объясняются многие случаи неправильного поведения школьников.
Поэтому совершенно необходимо преодолевать имеющиеся у некоторых школьников неправильные взгляды, умело и тактично рассеивать заблуждения, прививать правильные моральные понятия. Говорить с детьми надо просто я доходчиво, не раздражаясь и не сетуя на их «глупость», приводить различные, убедительные дли них примеры, заражать их своей убежденностью, советовать им прочитать подходящую книгу, обращать их внимание на тот или иной кинофильм.
Конечно, важнейший путь формирования нравственного сознания — это путь обогащения и обобщения школьниками их нравственного опыта через организацию их правильного поведения. Но различные формы воздействия на разум и чувства школьников живого, яркого, страстного слова учителя (индивидуальные и коллективные задушевные, искренние, дружеские беседы, лекции, диспуты, читательские конференции, организуемые воспитателями, школьными библиотеками, пионерской и комсомольской организациями) могут существенно дополнить эту работу.
Все перечисленные методы словесного воздействия приносят большую пользу моральному воспитанию только тогда, когда они не превращаются в сухие, скучные, нудные, надоедливые нотации и нравоучения.
Установлены определенные принципы, в соответствии с которыми нужно строить индивидуальные и коллективные моральные беседы.
1. Моральные беседы по содержанию должны быть доступны соответствующему возрасту.
2. Беседы следует проводить по конкретным поводам, приурочивая их к тем или иным событиям в жизни страны или коллектива, выходу в свет новой книги или кинофильма и т. д.
3. Начинать беседу рекомендуется с анализа ярких, впечатляющих, и эмоционально преподнесенных конкретных примеров, жизненных или литературных фактов и наблюдений и от них переходить к обобщению и выводам.
4. Большое значение имеет хорошая аргументированность, доказательность тех положений, которые доводят до создания школьников. Если беседа доступна, то школьники способны понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. Все зависит от умения воспитателя сделать то или иное положение, тезис, аргумент предельно ясным, убедительным и бесспорным.
5. Необходимо пробуждать у школьников максимальную активность и вызывать оживленный обмен мнениями, будить их мысль, заставлять задумываться над вопросами морали. Не следует навязывать школьникам готовых истин, пусть выводы о нормах морали они сделают сами (по под руководством учителя). Для этого можно заранее подготовить материал, стимулирующий мысль учеников (например: «Что хотел сказать Суворов словами: «Смелость и осторожность на одном коне ездят»?»; «Друг спорит, а недруг поддакивает», — правильна ли эта мысль?»).
6. Надо стараться вызывать у школьников глубокие и действенные эмоции, что возможно только в том случае, если учитель проводит беседу не равнодушно и бесстрастно, а эмоционально и живо. Учитель должен помнить, что его страстная убежденность заражает школьников.
Словесное воспитательное воздействие на школьника выражается не только в разъяснении, пояснении, объяснении, но и в предъявлении ему определенных требований. Эффективность требования зависит от того, какой смысл в нем усматривает воспитанник, как относится к нему. Если ученик понимает справедливость требования, внутренне соглашается с ним, осознает его общественную необходимость, то он выполняет требование, даже если ему не хочется этого делать. Другое дело, если справедливые требования учителя приобретают для ученика совершенно другой смысл, когда он воспринимает их как придирку, проявление дурного настроения учителя, желание унизить достоинство ученика и т. д. Тогда справедливые требования учителя, понятые ребенком превратно, вызывают у школьника чувство противодействия, обиды, вражды, энергичное сопротивление. Многое зависит и от формы, в которой предъявляют требование, — оно должно предъявляться пусть в категоричной, но уважительной форме. Грубая, оскорбительная форма требования обычно вызывает желание противодействовать, сопротивляться. Иными словами, воспитатель должен добиваться того, чтобы его требования были поняты и правильно оценены воспитанником.
Личный пример. Большое значение в формировании личности школьника имеет личный пример воспитателей, учителей.
Воспитательная сила личного примера основана на склонности детей и школьников к подражанию тому, кого они любят и уважают, кто пользуется у них авторитетом. Учителю всегда надо помнить, что оп является образцом, примером для воспитанников, поведение которых иногда просто отражает его собственные достоинства или недостатки. А. С. Макаренко указывал, что поведение воспитателей имеет решающее значение,— то, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на личность ребенка; чем то, что они ему говорят. И действительно, дети зачастую быстрее и лучше усваивают то, что они видят, чем то, что они слышат. А. С. Макаренко подчеркивал, что все стороны поведения человека, вплоть до того, как он радуется и печалится, как обращается с друзьями и врагами, как говорит с другими людьми и о других людях, как относится к работе, как следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, — все это имеет огромное значение для воспитания личности школьников.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Кевин Хорсли. Как запоминать числа. Тренировка памяти
  • Щипакина Анна Александровна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  • Нифонтова Лариса Витальевна. «Использование мемотехники в развитии речи детей»
  • Никольский С.М., Потапов М.К. и др. Алгебра. 7 класс. Учебник
  • Никольский С.М., Потапов М.К. и др. Алгебра. 7 класс. Учебник
  • Секрет хорошей памяти в уровне вовлеченности
  • Тарасенкова Н.А., Богатырева И.Н. и др. Математика. 6 класс
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Тарасенкова Н.А., Богатырева И.Н. и др. Математика. 5 класс
  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Наталья Коноплина. Человеческая память. Причины ухудшения памяти
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Бьюзен Тони. Как безошибочно запомнить до 10 тысяч наименований. Усовершенствуйте свою память.
  • Коньшина Татьяна Николаевна. Дидактический материал при изучении согласных звуков дошкольниками
  • Редактор. Заготовка природного материала
  • Притча «Разнообразие»
  • Савельева Марина Станиславна. Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР
  • За что отвечают гиппокамп и миндалевидное тело. - Функции мозга
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Бунчеева Любовь Валентиновна. Развитие внимания и воображения, дошкольников по средствам развивающих игр.
  • Волкова Евгения Сергеевна. Буклет 'Поделки из природного материала своими руками'
  • Развитие оперативной памяти, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 10
  • неизвестно Летние задания по математике. 4 класс.
  • Галат Оксана Анатольевна. Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания»
  • Потанина Ольга Алексеевна. Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста
  • Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Прасолов В.В. Геометрия. 7 класс. Учебник
  • Эффект интервала: перерывы в обучении помогают запоминанию
  • Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России. VIII-XV века. 7 класс
  • Дятлова Марина Георгиевна. Ребёнок с синдромом недостаточности внимания
  • Самые эффективные методы запоминания: «Дворец памяти» или «Чертоги разума»
  • Притча «Ошибка или ложь?»
  • Закономерности психических систем
  • Волкова С.И. Математика. 1 класс. Устные упражнения
  • Приворот на ногтях
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Волкова С.И. Математика. Устные упражнения. 2 класс
  • Редактор. Новогодняя маска из папье-маше своими руками
  • Притча «В чём смысл жизни»
  • Кевин Хорсли. Как запоминать имена. Тренировка памяти
  • неизвестно Летние задания по математике. 2 класс.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь