Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.

Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 265190

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Задача обучения в школе — создание условий, которые обеспечивали бы всестороннее развитие способностей всех детей. Наряду с этим стоит задача выявления школьников, обнаруживающих глубокие интересы, склонности и способности в определенных областях. Им надо создавать условия для дальнейшего развития. Нужен не уравнивающий, нивелирующий всех школьников подход к их способностям, а такой, который всесторонне развивал бы способности каждого и одновременно максимально развивал бы у ученика то, к чему он проявляет особенно большой интерес и склонность. Здесь большую роль могут играть факультативные курсы, познавательные и художественные кружки при школах, домах пионеров и т. д.

Вопросы для повторения

1. Какова связь обучения и умственного развития?
2. Почему в наше время так остро стоит вопрос о развитии мышления школьников?
3. Чем объясняются типичные ошибки школьников при формировании понятий и как их преодолеть?
4. Каковы пути формирования активного самостоятельного и творческого мышления учащихся в процессе обучения?
5. В чем сущность проблемного обучения?
6. Что понимают под индивидуализацией обучения?

Практические задания

1. Понаблюдайте, к каким методам средствам и приемам прибегает учитель, чтобы стимулировать активное и самостоятельное мышление школь никое. Дайте анализ этих методов, средств и приемов.
2. Понаблюдайте за тем, как учитель осуществляет индивидуальный подход к слабым, плохо успевающим школьникам В чем он выражается и какие дает результаты?
3. Изучите одного отстающего школьника и составьте его характеристику. Наметьте программу и план индивидуальной работы с ним. После согласования программы и плана с учителем организуйте индивидуальные занятия с этим учеником.


Глава XXII. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ


§ 1. Общие закономерности формирования личности школьника

Понятие о воспитании. Коммунистическая партия Советского Союза уделяет огромное внимание делу воспитания молодого поколения, формированию у школьников высоких идейно-нравственных качеств.
Как уже отмечалось, развитие личности есть следствие определяющего влияния социальной среды. Личность формируется под влиянием системы общественных отношений, которую включается человек, и под влиянием той деятельности, которую он выполняет. Однако личность нельзя считать результатом непосредственной «проекции» общественных отношений на сознание, личность не есть прямое отражение социальной среды. Общество руководит процессом формирования и развития личности в нужном направлении.
Воспитание — это и есть управление процессом формирования и развития коммунистически мыслящей, коммунистически чувствующей и коммунистически действующей личности. Воспитание как специальная деятельность отличается от случайных и стихийных влияний наличием определенной программы, осознанной цели, применением специально разработанных и обоснованных средств, форм и методов воздействия.
И. П. Павлов указывал на «величайшую пластичность» (изменчивость, податливость внешним воздействиям) нервной системы подчеркивая, что все можно изменить к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие воздействия. На этой пластичности основаны богатейшие возможности целенаправленного изменения психики ребенка, школьника в условиях обучения и воспитания. Известно, что природные особенности ребенка не определяют содержания его личности. Они только обусловливают известные вариации путей и способов воспитания. Вы уже знаете, что на базе любого типа нервной системы можно выработать при правильном воспитании все общественно ценные черты личности. Свойства нервной системы человека не предопределяют никаких психических свойств личности. Ни один нормальный ребенок не является «природно-предрасположенным» быть настойчивым или безвольным, трудолюбивым или ленивым, дисциплинированным или недисциплинированным. Соответственно не существует детей, которых нельзя было бы перевоспитать, которым нельзя было бы привить определенные положительные качества и устранить даже укоренившиеся отрицательные черты.
Комплексный подход к воспитанию. Личность, как вы помните, представляет собой единое целое, где каждое качество неразрывно связано с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Например, настойчивость как умение длительно преследовать цель, преодолевая трудности и препятствия, имеет положительное значение только в сочетании с высокими моральными чувствами, развитым чувством коллективизма. Совсем иное содержание эта черта будет иметь, если она связана с сильно развитыми эгоистическими потребностями, со стремлением добиться личного благополучия, пренебрегая интересами коллектива, других людей. Смелость приобретает совершенно различное содержание в зависимости от того, сочетается ли она с осторожностью и расчетливостью или с импульсивностью, с высокой идейностью или чувствами мелкого тщеславия и самомнения. Даже чувство товарищества и коллективизма не может рассматриваться и оцениваться абстрактно. Совершенно иное содержание приобретает это качество в зависимости от того, возникает ли оно в условиях совместной деятельности ради высоких общественно значимых целей, или ради личных, но не противоречащих советской морали целей, или, наконец, ради антиобщественных, аморальных целей, когда оно превращается в чувство круговой поруки и взаимной выручки. Поэтому человека нельзя воспитывать «по частям», формируя отдельные черты, — воспитывают всегда личность в целом.
В свете сказанного особо важное значение приобретает идея комплексного подхода к воспитанию, высказанная Л. И. Брежневым на XXV съезде КПСС. Комплексное воспитание означает тесное единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Это и означает разносторонний подход к личности как единому целому, подход, обеспечивающий неразрывную связь между важными сторонами формирующейся личности. Комплексный подход предполагает единство воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую, действенно-практическую стороны личности. Только такой комплексный подход к воспитанию формирует подлинно коммунистическую личность, а не «коммунистическую декорацию личности» (так говорил А. С. Макаренко), когда человек характеризуется несоответствием слова и дела, маскирует высокими фразами свою индивидуалистическую сущность. Например, коммунистическое отношение к труду формируется в результате единства идейно-политического воспитания (дает понимание того, что труд — основа жизни общества, источник его материального п духовного богатства, осознание значения труда в коммунистическом строительстве и т. д.), нравственного воспитания (формирование потребности трудиться на общество, чувства глубокого уважения к трудящимся, нетерпимости к тунеядцам, бездельникам, лентяям и т. д.) и трудового воспитания (формирование трудовых умений и навыков, умения организовывать, планировать, контролировать трудовую деятельность).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Характер; character
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Старичкова Марина Вадимовна. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста.
  • Яковенко Ольга Валентиновна. Родители – активные участники детских праздников и мероприятий в ДОУ.
  • Черты характера тех, кто переживает за экологию
  • Войлошникова Елена Валентиновна. Доклад 'Обучение целеполаганию, планированию в процессе трудовой деятельности старших дошкольников'
  • Гадание по имени
  • Блюм Г. СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА У ВЗРОСЛЫХ
  • Коэн С. Садомазохистское возбуждение: расстройство характера и перверсия
  • Развитие умения видеть в себе и в других людях некоторые черты характера
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Раздел третий. Личностные особенности для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Помочь ребёнку увидеть черты характера. ЗАНЯТИЕ 13
  • Федотова Наталья Ивановна. Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»
  • Соловьева Ирина Геннадьевна. Психическое здоровья детей дошкольного возраста
  • Масленникова Наталья Геннадьевна. Физкультура и ранняя профориентация дошкольников
  • Цыганкова Юлия Сергеевна Умникова Екатерина Викторовна. «Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста»
  • Кузнецова Юлия Сергеевна. Здоровье-сберегающие технологии в дошкольном образовании.
  • Искусственный интеллект определяет черты личности по глазам
  • Зайцева Ирина Юрьевна, Павлова Татьяна Ильинична. Проведение физкультурно-оздоровительной работы в режимных моментах в группе компенсирующей направленности (опыт работы) 'Будем здоровы!'
  • Обсессивный характер; obsessional character
  • Юлия Кузнецова. Здоровьесбрегающие технологии в ДОУ
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Джон Готтман. Четыре признака грядущего развода
  • Чебаневич Ирина Дмитриевна. Здоровый образ жизни
  • Формула успеха
  • Кузьмина Наталья Васильевна. Сценарий спортивного мероприятия «Малая Зимняя Олимпиада»
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Редактор. Обучение в детском саду (часть 4)
  • Притча «Старость — не черта характера»
  • Сидорова Наталья Витальевна. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Гузняева Светлана Валерьевна. Трудовое воспитание дошкольников в условиях современного образования
  • Генитальныи характер; genital charachter
  • Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Психология лидерства
  • Поздеева Кристина Владимировна Левина Ирина Ивановна. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ для второй младшая группа «Эти прелестные сказки»
  • Курченко Ольга Владимировна. Пропаганда здорового образа жизни в семье
  • Сазонова Людмила Владиславовна. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Захарова Татьяна Николаевна. План-конспект открытого показа по самообразованию Тема: Гендерное воспитание детей.
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Яна Горбунова. Психологическое здоровье детей дошкольного возраста
  • Атаманова Палина Павловна. Значение и роль физического воспитание для детей раннего возраста
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Мерзлякова Юлия Алексеевна. Труд – основа воспитания
  • Жуков В.Ю. Основы теории культуры



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь