Экман Пол. Лгуны или фантазеры. Правда о детской лжи

Категория: Популярная психология, Инструментальная детекция лжи | Просмотров: 6066

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Мама возвращается из магазина. Она купила шоколад, чтобы испечь торт. Макси помогает ей распаковать сумки и спрашивает: «Куда положить шоколад?» «В голубой шкаф», — отвечает мама. Макси кладет шоколад в голубой шкаф. Макси точно помнит, куда он положил шоколад, и он может взять его там позже. Он любит шоколад. Потом Макси уходит поиграть на детскую площадку. Мама начинает готовить торт и достает шоколад из голубого шкафа. Она натирает немного шоколадной крошки в тесто, а то, что осталось, кладет не в голубой, а в зеленый шкаф. Макси дома нет. Он не знает, что шоколад переместился в зеленый шкаф. Спустя некоторое время Макси приходит домой, он голоден и хочет взять немного шоколада. Он помнит, куда положил его. Но прежде чем он начинает искать его, на кухню заходит его сестра. Она говорит: «Я слышала, что мама купила шоколад. Я хочу съесть сейчас немного, ты не знаешь, где он?»

Детям прочитали вслух четыре варианта окончания этой истории. В одной версии Макси хочет сказать правду, но вводит сестру в заблуждение (говорит, что шоколад в голубом шкафу), потому что не знает о том, что мама переложила шоколад в другое место. Во второй версии не говорится о том, что мама переложила шоколад из голубого шкафа в зеленый, поэтому, когда Макси хочет сказать правду, он дает правильную информацию. В оставшихся двух вариантах детям сообщают, что Макси хочет обмануть свою сестру. К истории добавляют вот такие фразы: «Вот еще, — думает Макси, — сейчас сестра съест весь мой шоколад. Но я оставлю его для себя. Я ей нарочно отвечу неправильно, чтобы она его не нашла». Если не менять историю о том, что мама переложила шоколад из голубого шкафа в зеленый, то возникнет ситуация, в которой Макси хотел обмануть, но нечаянно сказал правду. А если убрать часть рассказа о том, что мама положила шоколад в зеленый шкаф, получится, что Макси хочет обмануть и нарочно говорит неправду о том, где сейчас шоколад. Вот таблица с результатами этого эксперимента.



Большинство четырех- и шестилетних мальчиков и девочек сказали, что Макси врал не только в тех случаях, когда делал это намеренно, давая сестре заведомо ложную информацию (история 4), но и когда он хотел сказать правду и поделиться шоколадом с сестрой, но сбил ее с толку, так как не знал, что мама переложила шоколад (история 1). Намерение роли не играло. Но намерение приобрело значение, когда у детей спросили, можно ли дать Макси золотую медаль за то, что он хорошо обращался со своей сестрой, или черную метку за то, что он хотел ее обидеть. Большинство детей (75%) строили свое мнение о Макси, учитывая его намерение.
Даже если эти малыши неправильно толковали слово «обман», они правильно понимали, что такое намерение. Они осознавали, что хотеть кого-то обмануть нехорошо. Хотя многим читателям это может показаться очевидным, до последнего времени, когда результаты этого исследования были опубликованы, в научной литературе преобладала точка зрения, что такие маленькие дети не в состоянии формировать суждения нравственно-этического характера, размышляя о намерениях человека.
Если маленькие дети действительно способны судить о нравственности, учитывая намерения, то можно спросить, почему же они не встраивают понятие намерения в свои представления о том, что такое ложь. Некоторые первые исследователи детей [6], говорящих неправду (1909 год), предположили, что это происходит из-за того, что родители недостаточно ясно объясняют им, что такое ложь. Родители подчеркивают, что дети должны говорить правду, не объясняя, что сказать что-то, не соответствующее действительности, — это не ложь, если ты не знаешь, что это неправильно. Другие исследования наводят на мысль о том, что это, возможно, связано с процессом формирования языковых умений и навыков.
Однако важно, что четырехлетние малыши и даже дети помладше уже точно знают, что пытаться кого-то обмануть — это плохо. Такие маленькие дети осуждают ложь гораздо больше, чем дети старшего возраста или взрослые. По словам одного исследователя, маленькие дети «фанатично преданны правде» [7]. Совершенно очевидно, что дети младшего возраста относятся к обману более нетерпимо, чем дети старшего возраста. Например, 92 % пятилетних детей высказали мнение, что врать — это плохо. У одиннадцатилетних эта цифра сократилась до 28 %. При этом 75 % пятилетних детей сообщили, что они никогда не врали, но никто из одиннадцатилетних опрошенных не сделал подобного заявления [8].
Доктора Кандида Петерсон, Джеймс Петерсон и Диана Ситу, получившие эти сведения, также спросили детей: всякая ли ложь — это плохо? Представители всех возрастных групп (от 5 до 11 лет) сказали, что лгать, чтобы избежать наказания (например, не признаться, что это ты пролил чернила на покрывало), это хуже, чем белая ложь (например, сказать другому ребенку, что тебе нравится его стрижка, хотя это не так). Альтруистическая ложь (не сказать хулигану, где прячется ребенок, которого он хочет побить, хотя ты знаешь это) не вызвала осуждения в большинстве возрастных групп. Пятилетние дали этому виду лжи худшую оценку, чем дети постарше, но даже они сочли, что эта ложь не так плоха, как та, которая нужна, чтобы избежать наказания.
Исследователи также расспросили детей о том, что происходит, если кто-то врет. Дети от 5 до 9 лет чаще всего упоминали о наказании. В этом юном возрасте именно наказание заставляет удерживаться от проступков. Менее трети одиннадцатилетних говорили о наказании, в то время как половина из них заметила, что ложь подрывает доверие, о чем упомянули лишь несколько детей помладше.
Мари Васек получила похожие результаты во время опроса мальчиков и девочек от 6 до 12 лет [9]. Она читала детям такие истории.

Боб с друзьями играл в снежки во дворе перед домом. Потом им это надоело, и они стали кидаться снежками в проезжающие машины. Они бросали и бросали снежки, и в какой-то момент один из снежков Боба угодил в ветровое стекло автомобиля. Водитель остановил машину и вышел. Все дети разбежались. Водитель заметил, как Боб бросил снежок и убежал в дом, поэтому он подошел к двери его дома и постучался. Мама Боба поднялась из подвала, чтобы открыть ему. Она не видела, чем занимались дети, но водитель ей все рассказал. Она разыскала Боба, но тот ответил, что они просто играли в снежки. Он кинул снежком в одного из друзей, тот пригнулся и снежок нечаянно попал в машину. Все разбежались, потому что не хотели, чтобы им досталось [10].

Васек считает, что главная причина, по которой дети врут, — это стремление избежать наказания, например как в этой истории. Хотя им известно, что врать нехорошо, они понимают, почему многие люди делают это. Маленькие дети пяти- и шестилетнего возраста будут врать, «чтобы избежать наказания, если они подумают, что совершили проступок, за который им достанется... [они оказываются перед выбором]: сказать правду и рискнуть [быть наказанным] или снова соврать, чтобы тебе не досталось за первую ложь» [11].
К 12-летнему возрасту, а может быть, и раньше, дети больше не считают, что любая ложь — это плохо, они начинают «реагировать гибко». Плохо врать или нет, зависит от того, чем все закончится. Например, когда я проводил опрос среди детей, 12-летняя Бесси высказала такую точку зрения: «Что, если кто-то спросит у вас, хорошая ли у него прическа, а она некрасивая? Вам же придется соврать». Одиннадцатилетний Роберт рассказал мне следующую историю (я попросил его привести пример ситуации, когда ложь допустима): «Предположим, один мальчик — настоящий хулиган или вроде того, он бьет других детей. Если ты соврешь, что он кого-то побил, даже когда он этого не делал, ему достанется. Но он же всех обижает, поэтому хорошо, если его накажут».
Хотя дети на границе подросткового возраста и младшие подростки осознают, что обманывать плохо, так как они могут потерять доверие других людей, эта мысль не всегда приходит им в голову первой. Даже взрослые не всегда задумываются о том, что рискуют утратить доверие, когда решаются на обман. Отношения между людьми уже не станут прежними после того, как ложь разрушила доверие. Потеряв доверие, его трудно вернуть, бывает, что оно так и не восстанавливается.
В статье, опубликованной в Washington Post в 1987 году, писатель Уолт Хэррингтон рассказал о том, как даже белая ложь после ее обнаружения меняет отношения между друзьями. Писатель обедал с женщиной, у которой был роман с его другом. «Она не рассказала об этом своему мужу, и это была ложь номер один. Мужчина, с которым у нее был роман, поклялся, что никогда не расскажет об этом мне, и это была ложь номер два. И вот мы сидим и обедаем вместе, а она провоцирует меня на ложь номер три, спрашивая: "А ты знаешь, что я изменяла мужу?"» Писатель решает не нарушать чужого обещания и говорит, что нет. Через несколько дней он признался, что ему было все известно. «Хорошо врешь, — сказала она. — А я-то тебе поверила». Он спросил, не сердится ли она на него. «Нет, не сержусь, — задумчиво ответила женщина. — Но теперь я иначе буду к тебе относиться. Немного иначе» [12].
Потеря доверия — вот что самое страшное, когда люди лгут, так я объясняю это своим детям. Я рассказываю, как трудно приходится тем, кто живет вместе и больше не может доверять другому, опасаясь, что тот может солгать. А еще я говорю, что, однажды утратив чье-то доверие, вернуть его очень сложно. Как только вы узнали, что ребенок соврал вам, сомнения и подозрения будет не так-то легко развеять. Детям непросто усвоить этот урок. Лишь те, кто попался на лжи и почувствовал, к чему это привело, могут осознать последствия своего поступка.
Некоторые детские психологи считают, что вы можете научить этому детей, рассказывая им истории наподобие сказки «Мальчик, который кричал: "Волк!"». Как вы помните, в ней шла речь о том, что маленький мальчик столько раз притворялся, что на него напал волк, что, когда это на самом деле произошло, никто ему не поверил. Помню, что я был под впечатлением от морали этой сказки, когда мне было 5 или 6 лет. Но не думаю, что она приходила мне на ум, когда я обманывал своих родителей или учителей, будучи подростком. Может быть, если бы родители и дальше продолжали воспитывать меня, у меня бы это отложилось в голове. В позднем подростковом возрасте, пережив несчастные романтические отношения дважды, я понял, как невероятно трудно вернуть утраченное к тебе доверие.

В каком возрасте дети лгут чаще?

Этот вопрос изучали многие, и мнения ученых разделились. Некоторые исследования не зафиксировали никаких различий, в некоторых было обнаружено, что дети постарше лгут реже. В любом случае в каждой возрастной группе детей, которые признаются во лжи, меньшинство. Самый интересный факт, установленный в этих исследованиях, заключается в том, что процент детей, говорящих неправду часто, остается неизменным. Это незначительная цифра — всего 5 % [13]. В предыдущей главе мы выяснили, что у этих детей есть большая вероятность столкнуться в дальнейшем и с другими проблемами.
В проведенных исследованиях заслуживают внимания два важных момента. Во-первых, поскольку данные получены от родителей и учителей, мы не можем полностью полагаться на них в силу эффекта ореола/рогов, который уже обсуждался. Как мы сможем убедиться, дети начинают врать более изощренно, становясь старше. Получается, что, взрослея, дети могут лгать чаще, но, поскольку становится сложнее уличить их в этом, родители и учителя могут подумать, что дети врут или точно так же, как и раньше, или меньше.
Другая проблема заключается в том, каким образом интерпретировать полученные данные с целью установить, лгут ли дети все так же часто или эти показатели меняются. Есть два возможных варианта касательно хронических лжецов [14]. Один из них заключается в том, что те дети, которые стали врать в раннем детстве (в 5 или 6 лет), так и будут продолжать обманывать все детство и всю юность. Другой вариант — хроническое вранье (это переходный этап жизни, через который нужно пройти некоторым детям). Получается, что в семилетием возрасте хроническими лжецами будут одни дети, а в одиннадцатилетнем — другие. Единственный способ установить, какой из этих вариантов верный, — проследить за поведением детей на протяжении нескольких лет. Подобные лонгитюдные исследования еще не проводились. В нашем распоряжении есть лишь данные перекрестных исследований детей в различных возрастных группах.
Более вероятно, что происходит и то и другое. Для некоторых детей хроническая ложь — это всего лишь этап развития; и если родители вмешаются или ситуация улучшится, дети перестанут врать постоянно. Другие же будут продолжать обманывать — и у них сформируется соответствующий устойчивый стереотип взаимоотношения с окружающим миром.
Если ваш ребенок беспрестанно врет, то вы не знаете, является ли это фазой его развития или началом долгого пути. К хронической лжи нужно отнестись серьезно, не стоит ждать, чтобы убедиться, что это лишь этап в ходе взросления. Попытайтесь выяснить, почему ваш ребенок врет. Понаблюдайте за собой. Может быть, он врет из-за того, что вы его на это провоцируете? Или это его реакция на какие-то семейные проблемы? Может быть, так влияют на него друзья? В любом случае объясните ребенку, почему обманывать вредно. Если вы считаете, что у вас не получится, обратитесь за помощью к специалистам.

Врут ли дети более изощренно, когда подрастают?

Маленькие дети верят, что взрослые могут все. Один малыш дал такое интересное объяснение: «Никогда нельзя врать, потому что у взрослых в голове такие умные мозги, что они сразу обо всем догадываются!» [15]
Но дети догадываются гораздо раньше, чем это могут предположить взрослые, что можно соврать и их на этом не поймают. Младшие подростки и некоторые дети в более раннем возрасте (в 10 или 11 лет) лгут талантливо и изощренно. Их больше не выдают звучание голоса, выражение лица, явные логические несоответствия в рассказе или недостоверное алиби. Когда дети чувствуют, что могут обманывать безнаказанно, родителям больше ни в чем нельзя быть уверенными. Хотя детей можно уличить во лжи — дети постарше, так же как и взрослые, ошибаются, когда врут, а обман часто раскрывается случайно (родители осознают: они больше не способны понимать, о чем думают их дети, что они чувствуют, что делают или собираются делать, разве что дети сами им об этом расскажут).
Две трети опрошенных нами первоклассников считают, что родители точно узнают, что их хотят обмануть, при этом менее половины семиклассников придерживаются такого же мнения. Большинство одиннадцатиклассников сообщили, что уже в пятом или шестом классе они могли соврать, будучи уверенными в том, что их обман не раскроют.
Ни у детей, ни у взрослых из-за вранья не вырастет длинный нос, как у Пиноккио. Ни движение мышц, ни голос, ни жесты не помогут окружающим понять, лгут им или говорят правду. Но есть некоторые признаки лжи, которые можно заметить. Иногда подсказка содержится в том, что говорит человек. Информация может быть надуманной, непоследовательной или противоречащей фактам. Часто можно понять, что человек говорит неправду, по тому, как он это делает. Звук его голоса, выражение лица, жесты могут не совпадать со словами. Лжец может иметь виноватый или испуганный вид или быть таким возбужденным, что это покажется подозрительным.
Становясь старше, дети не только лгут более искусно, они становятся более чуткими к тому, когда их обманывает кто-то другой [16]. Надуманные объяснения матери, почему она не пришла на школьный матч, оправдания отца, что тот ни на кого не ругался, а старался перекричать телевизор, — они больше не верят в эти отговорки. Дело не в том, что дети начинают лучше распознавать ложь, просто поначалу они так плохо умеют это делать, что любой прогресс в этой области очень заметен. Мои исследования этого явления и исследования других ученых продемонстрировали, что большинство людей поддаются на чужую ложь [17]. С возрастом улучшается сама способность распознать обман, а не умение раскрыть конкретную ложь другого человека. Я обнаружил лишь шесть научных исследований на тему того, начинают ли дети врать более изощренно по мере взросления. Их результаты подтверждают то, что и так известно всем родителям: дети постарше действительно врут лучше, чем дети младшего возраста. Поскольку понятно, что дети развиваются, становясь старше, эти исследования не слишком информативны.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Е. Николаева. Говорить правду или быть честным? Правда и ложь
  • Бутковская Светлана Иосифовна. «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. Почему дети врут и как предотвратить обман?!»
  • Притча «Ошибка или ложь?»
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Кто больше всех врет на работе?
  • Кто врет лучше всех: стратегии эффективных лжецов
  • Александр Фролов. Дети не читают
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Худякова Вера Анатольевна. 9 способов сделать детей счастливыми
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Колесникова Екатерина Андреевна. Почему кусаются дети?
  • Хелен Костер. 12 способов распознать ложь делового партнера
  • Людмила Шапошникова. Почему малыш обманывает
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Притча «Правду с Ложью не найдёшь»
  • Редактор. Покончим с истериками.
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Наталья Сысолятина. Памятка для родителей 'Как правильно говорить с детьми'
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Секреты и ложь: откуда они берутся
  • Главный Редактор. 4 СПОСОБА ПОВЫСИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС НЕМЕЦКОГО У ДЕТЕЙ
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Сорокин Сергей. Консультация для родителей «Детская ложь»
  • Почему люди лгут или Быть честным — тяжелая работа. Психология лжи
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • 10 признаков умных людей
  • Чемпосова Юлия Викторовна Кузьмина Вера Валерьевна. Учим детей управлять своими эмоциями. Кризис 4–5 лет.
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Сэм Харрис. Ложь. Почему всегда лучше говорить правду
  • Притча «О вопросах»
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Георгий Почепцов. Ложь как база социальных коммуникаций: от биологии до политики
  • Масару Ибука. Раннее воспитание и развитие ребенка
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Притча «Помни о смерти»
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Притча «Что такое любовь? Глазами детей»
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Папуш М.П. Эрик Берн
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Каменских Ольга Михайловна. Проект «Моя мама лучше всех»
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Никифоров Евгений Владимирович. На острове.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь