|
Рауш де Траубенберг Нина Константиновна. Тест Роршаха: Практическое руководство.Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 24184
Автор: Рауш де Траубенберг Нина Константиновна.
Название: Тест Роршаха: Практическое руководство. Формат: HTML, RTF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке АНАЛИЗ ПРЕДЪЯВЛЯЕМОГО СТИМУЛА
ЭКСПЛИЦИТНЫЕ И ИМПЛИЦИТНЫЕ - ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАБЛИЦ Предъявляемый материал рассматривается в трех аспектах: перцептивные характеристики стимула, тип эмоциональной направленности испытуемого и предпочитаемое скрытое символическое значение. Объективные характеристики десяти таблиц, построенных вдоль вертикальной оси, определяются качеством формы, соотношением фигуры и фона, цвета и светотени. Каждая из этих перцептивных особенностей может быть также рассмотрена в зависимости от различных измерений: образ может быть цельным или раздробленным, связанным воедино или несвязанным, постоянным или нестабильным, четким или расплывчатым, плавным или угловатым, а также светлым или темным, легким или тяжелым. Четкое выражение этих характеристик дает основания для гипотез о символическом смысле стимула. Этот смысл всегда неоднозначен; он зависит от уровня функционирования личности, приводимого в действие стимулом: схематически можно говорить о первичном регрессивном уровне или вторичном адаптивном. Итак, при предъявлении незнакомого стимула с неясным значением испытуемый может либо рассматривать его по сходству с объективной реальностью и действовать на уровне распознавания, либо — на вторичном уровне, с установкой на реализацию возможностей интеллекта (с участием защитного механизма или без оного). Кроме того, испытуемый может обратиться к имажи- нативному уровню, имеющему как регрессивный аспект, так и творческий, близкий к мечтательности и сновидениям. 180 Как правило, испытуемый задействует попеременно то один уровень, то другой, однако он постоянно переходит от чистого перцептивного процесса ко вторичной разработке, а затем регрессирует к образам первичного уровня. Эти переходы управляются проективной вовлеченностью, фантазматической экспансией, способами задействованности в объективной реальности и различными защитными методами, препятствующими выражению И осознанию конфликтов И импульсов. Таким образом, разнообразные тенденции, мобилизирован- ные в данной ситуации, могут сильно изменяться при предъявлении стимула: мы наблюдаем и сознательное отстранение, имеющее целью интерпретацию внешнего объекта (при условии, что задача отчетливо сформулирована), и обращение к воображаемому, которое может быть сдержанным или с потерей дистанции, вплоть до дереализующего. Эта динамика движения то внутрь, то вовне находится в зависимости от способа представленности образа фантазматического тела и от отношений, вытекающих из этого образа или структурирующих его. АНАЛИЗ ТАБЛИЦ Таблица 1 Черно-серое пятно, очень растянутое и в то же время центрированное, содержащее четыре просвета по обеим сторонам оси симметрии, раскрытое кверху, с краями неправильной формы. - Здесь будет обязательно задействовано общее восприятие, основывающееся на форме. Чувствительность к трехчастной композиции часто служит поводом для восприятия персонажей человека и животных в действии. Серый цвет и разрезанные края обусловливают неясные, смутные ответы, такие, как «облака», «скалы» и т. д. Просветы, редко воспринимаемые изолированно, могут остаться незамеченными или быть включены в образ; они привносят элемент беспокойства («волчьи глаза») или безопасности («мой дом»). - Характеристики пятна влияют на эмоциональную тональность в целом, чаще она дисфорическая, чем эйфорическая. Большую роль играет тот факт, что испытуемому предъявлена первая таблица и он находится в новой и незнакомой для него ситуации. - Символический смысл таблицы связан с ситуацией «входа в проблему», первого приступа к неизвестному, когда проис- 131 ходит нечто вроде испытания, которое заставляет испытуемого либо принять социализированную форму поведения, либо мобилизовать свои силы и компенсировать испытываемую неловкость при помощи форм или их сюжетного взаиморасположения. Т. е. испытуемый может: 1) реагировать как на нейтральное задание, 2) воспринимать ситуацию как повод для личностного самовыражения или считать ее угрожающей, 3) задействовать образы, связанные со схемой тела. На более примитивном уровне равития выявляется потребность обращения к материнскому образу, олицетворяющему всемогущество, в его позитивных и негативных аспектах, в плане защищенности либо угрозы. Состоящая из трех частей композиция иногда провоцирует такие проекции, в которых действующие лица связаны отношением угрозы или опасности, в частности, опасность может грозить персонажу, находящемуся в центре. Таблица II - Черно-красное пятно симметричной структуры, окружающее пустое пространство в центре, красные участки расположены сверху и снизу; красный цвет отчасти накладывается на черный, в результате чего получается изящный узор; верхние и нижние детали красного цвета отделены от черных, все части изображения связаны между собой. Общее впечатление диктуется в основном сочетанием цветов («Доисторическая живопись»). Если образ определен формой, он редко бывает адекватен («Бабочка»); хороший результат появляется там, где восприятие основывается на билатеральной структуре с учетом красного цвета («Борьба клоунов»). Важными деталями являются D красного цвета (иногда испытуемый игнорирует либо их цвет, либо локализацию, либо то и другое вместе); белое пространство посередине трактуется либо как объект («Волчок»), либо как пустота («Вход в грот») в соответствии с полярностью « пустое-полное ». - Ответы по таблице II, как правило, эмоционально насыщены: здесь возможны как чувство некоторого неудобства, так и приятное возбуждение, как негативная реакция вплоть до отказа от выполнения задания, так и воодушевление. Главное внимание следует обращать на выявление непосредственного или завуалированного выражения испытываемых эмоций, поскольку именно они свидетельствуют о способности к управлению импульсивностью, 182 - Следующее свойство таблицы II — ее богатая символическая нагруженность, меняющаяся в зависимости от восприятия всей насыщенной конфигурации в целом или от более определенного восприятия красного, пустоты посередине и взаимоотношений деталей с этой пустотой. Как правило, красный цвет связан с разного рода агрессивными и сексуальными импульсами довольно высокого порядка (борьба и соревнование) либо с импульсами первичного уровня (деструкция и разрушение). Здесь отчетливо прослеживаются проблематика кастрационного комплекса, связанная с ней тревога и пущенные в ход защитные механизмы. Способность отсрочить импульс выражается в хорошо организованных ответах, где агрессивность выступает в социализированной форме («Два человека ссорятся», «Медведи дерутся»). «Двуполый» характер этой таблицы может спровоцировать специфические ответы, отражающие индивидуальную проблематику испытуемого. Воспринятое в целом, это пятно вызывает фантазии, отсылающие нас к прегенитальной проблематике, к рождению, к первоначальным отношениям с матерью, выступающим либо как симбиотические, либо как деструктивные. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|