Брякунова Ульяна Петровна. Конспект подгруппового занятия по подготовке к обучению грамоте

Конспект подгруппового занятия по подготовке к обучению грамоте

Учитель-логопед: Брякунова Ульяна Петровна, первая категория.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 «Ласточка» комбинированного вида», Свердловская область, город Лесной.

В занятии участвуют три ребёнка из подготовительной группы. При выборе детей учитывался дифференцированный подход.

Тема занятия: «Звуковой анализ слова из шести звуков».

Цель: развивать умение анализировать и синтезировать слово из шести звуков в игровой форме.

Задачи

Образовательные

  • Закрепить умение слышать и определять в словах первый и последний звук.
  • Закрепить умение слышать последовательность согласных звуков при их стечении.
  • Упражнять в различении на слух твёрдых и мягких согласных звуков в начале слова.
  • Учить анализу и синтезу слова из шести звуков в игре «Ребус».

Развивающие

  • Продолжать развивать навыки фонематического анализа и синтеза.
  • Продолжать развивать координацию речи с движением.
  • Развивать зрительное восприятие и внимание.

Воспитательные

  • Формировать интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.
  • Воспитывать навыки сотрудничества в игре.

Оборудование

Схемы для характеристики звуков речи, наглядное пособие «Собери дорожку», мяч, наглядное пособие к игре «Цветочек», наглядное пособие для игры с кубиками «Ребус», ребусы для домашнего задания.

Предварительная работа

Решение основных задач в разделе «Звуковой анализ слова».

Разучивание стихотворного текста к подвижной паузе.

Ход занятия

1. Организационный момент

Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия.

Логопед встречает детей и предлагает встать в круг.

Игра «Доброе утро»

Дети выполняют движения по показу за логопедом.

Доброе утро! Улыбнись скорее!

Дети поднимаются на носочки, вытягивают вперед руки, приветствуя друг друга.

И сегодня весь день будет веселее.

Поворачиваем туловище то вправо, то влево, руки на поясе, улыбаются друг другу.

Мы погладим лобик, носик и щечки,

По тексту.

Будем мы красивые, как в саду цветочки.

Руки на поясе, качают головой, кружатся на носочках вокруг себя.

Разотрем ладошки, сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем смелее, смелее.

По тексту.

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.

По тексту

Улыбнемся снова, Будьте все здоровы!

Разводят руки в стороны, наклон вперед.

Логопед: «Здравствуйте, ребята».

Дети: «Здравствуйте».

Логопед: «Ребята, мы с вами уже многое знаем о звуках речи и умеем делать звуковой анализ слова»?

Дети: «Да».

Логопед: «А хотели бы вы научиться выполнять звуковой анализ длинного слова (из шести звуков)»?

Дети: «Да».

Дети садятся.

2. Характеристика звуков речи с помощью схем

Логопед: «Пододвиньте схемы, по которым вы расскажите, что вы знаете о звуках речи».

Ребёнок: «Звуки речи мы слышим и произносим».

Логопед: «На письме звуки речи обозначаются буквами».

Логопед: «Что вы знаете о буквах»?

Ребёнок: «Буквы мы видим и пишем».

Логопед: «Из чего состоят слова»?

Ребёнок: «Слова состоят из звуков».

Логопед: «Какие бывают звуки речи»?

Ребёнок: «Звуки бывают гласные, когда мы их произносим воздух проходит свободно, мы их произносим голосом».

Логопед: «Сколько мы знаем гласных звуков»?

Ребёнок: «Шесть – «А», «О», «И», «У», «Э», «Ы».

Логопед: «Как мы обозначаем гласные звуки»?

Ребёнок: «Гласные звуки обозначаются фишками красного цвета».

Логопед: «А какие ещё бывают звуки речи»?

Ребёнок: «Согласные, когда мы их произносим, воздух встречает преграду: губы, зубы или язык. Они бывают твёрдые и обозначаются фишками синего цвета, и мягкие, обозначаются фишками зелёного цвета».

Логопед: «Молодцы, вы очень хорошо рассказывайте о звуках речи».

3. Игровое упражнение «Собери дорожку».

Закрепить умение слышать и определять в словах первый и последний звук.

Логопед: «А теперь я предлагаю встать и поиграть в игру «Собери дорожку».

Логопед: «Давайте перечислим, что нарисовано на картинках».

Ребёнок: «Капуста, насос, стул, ландыш, апельсин, лимон, рак, шмель, помидор».

Логопед: «Я вам помогу, начну выкладывать дорожку со слова «помидор».

Логопед: «Какой последний звук мы слышим в слове «помидор»»?

Ребёнок: «В слове «помидор» последний звук [Р]».

Логопед: «Значит нам, чтобы продолжить дорожку, нужно подобрать слово, которое начинается со звука [Р]».

Логопед: «Найдите такое слово и продолжите дорожку»?

Ребёнок: «Рак».

Логопед: «Какой последний звук мы слышим в слове «рак»».

Ребёнок: «В слове «рак» последний звук [К]».

Логопед: «Значит нам, чтобы продолжить дорожку, нужно подобрать слово, которое начинается со звука [К]».

Логопед: «Найдите такое слово и продолжите дорожку»?

Ребёнок: «Капуста».

Логопед: «Какой последний звук мы слышим в слове «капуста»».

Ребёнок: «В слове «капуста» последний звук [А]».

Логопед: «Значит нам, чтобы продолжить дорожку, нужно подобрать слово, которое начинается со звука [А]».

Логопед: «Найдите такое слово и продолжите дорожку»?

Ребёнок: «Апельсин».

Логопед: «Какой последний звук мы слышим в слове «апельсин»».

Ребёнок: «В слове «апельсин» последний звук [Н]».

Логопед: «Значит нам, чтобы продолжить дорожку, нужно подобрать слово, которое начинается со звука [Н]».

Логопед: «Найдите такое слово и продолжите дорожку»?

Ребёнок: «Насос».

Логопед: «Какой последний звук мы слышим в слове «насос»».

Ребёнок: «В слове «насос» последний звук [С]».

Логопед: «Значит нам, чтобы продолжить дорожку, нужно подобрать слово, которое начинается со звука [С]».

Логопед: «Найдите такое слово и продолжите дорожку»?

Ребёнок: «Стул».

Логопед: «Какой последний звук мы слышим в слове «стул»».

Ребёнок: «В слове «стул» последний звук [Л]».

Логопед: «Значит нам, чтобы продолжить дорожку, нужно подобрать слово, которое начинается со звука [Л]».

Логопед: «Найдите такое слово и продолжите дорожку»?

Ребёнок: «Ландыш».

Логопед: «Какой последний звук мы слышим в слове «ландыш»».

Ребёнок: «В слове «ландыш» последний звук [Ш]».

Логопед: «Значит нам, чтобы продолжить дорожку, нужно подобрать слово, которое начинается со звука [Ш]».

Логопед: «Найдите такое слово и продолжите дорожку»?

Ребёнок: «Шмель».

Логопед: «Какой последний звук мы слышим в слове «шмель»».

Ребёнок: «В слове «шмель» последний звук [Л"]».

Логопед: «Значит нам, чтобы продолжить дорожку, нужно подобрать слово, которое начинается со звука [Л"]».

Логопед: «Найдите такое слово и продолжите дорожку»?

Ребёнок: «Лимон».

Логопед: «Молодцы! Ребята, вы очень хорошо научились слышать звуки в начале и конце слова».

4. Игра «Назови звуки по порядку» с мячом

Закрепить умение слышать последовательность согласных звуков при их стечении.

Логопед и дети встают в круг.

Логопед кидает мяч ребёнку и говорит: «ДРО».

Ребёнок ловит мяч и отвечает: [Д], [Р], [О].

Логопед кидает мяч ребёнку и говорит: «КРА»

Ребёнок ловит мяч и отвечает: [К], [Р], [А].

Логопед кидает мяч ребёнку и говорит: «ГНО».

Ребёнок ловит мяч и отвечает: [Г], [Н], [О].

Логопед кидает мяч ребёнку и говорит: «ШТА».

Ребёнок ловит мяч и отвечает: [Ш], [Т], [А].

Логопед кидает мяч ребёнку и говорит: «СТА».

Ребёнок ловит мяч и отвечает: [С], [Т], [А].

Логопед: «Замечательно, вы теперь не допускаете ошибки, когда называете звуки по порядку».

5. Игра «Цветочек»

Упражнять в различении на слух твёрдых и мягких согласных звуков в начале слова.

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «Мышка, в слове «мышка» первый звук [М].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [М] — согласный, твёрдый звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком синего цвета».

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «Мишка, в слове «мишка» первый звук [М"].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [М"] — согласный, мягкий звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком зелёного цвета».

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «кастрюля, в слове «кастрюля» первый звук [К].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [К] — согласный, твёрдый звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком синего цвета».

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «Кисточка, в слове «кисточка» первый звук [К"].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [К"] — согласный, мягкий звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком зелёного цвета».

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «Слон, в слове «слон» первый звук [С].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [С] — согласный, твёрдый звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком синего цвета».

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «Синица, в слове «синица» первый звук [С"].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [С"] — согласный, мягкий звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком зелёного цвета».

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «Бабочка, в слове «бабочка» первый звук [Б].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [Б] — согласный, твёрдый звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком синего цвета».

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «Бинокль, в слове «бинокль» первый звук [Б"].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [Б"] — согласный, мягкий звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком зелёного цвета».

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «Ручка, в слове «ручка» первый звук [Р].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [Р] — согласный, твёрдый звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком синего цвета».

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «Репка, в слове «репка» первый звук [Р"].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [Р"] — согласный, мягкий звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком зелёного цвета».

Логопед: «Замечательный цветочек у нас получился».

Логопед: «Молодцы ребята, вы не допустили ошибок, определяя твёрдость и мягкость согласных звуков в начале слова».

6. Физкультурная минутка

Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Логопед приглашает детей на ковёр, делает вместе с ними упражнение.

Разминаемся все вместе,

Начинаем бег на месте.

Хватит бегать, прибежали,

Потянулись, подышали.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Логопед: «Присаживайтесь».

7. Настольная дидактическая игра «РЕБУС»

Учить анализу и синтезу слова из шести звуков в игровой форме.

Логопед нацеливает детей на отгадывание слова, зашифрованного в картинках.

Логопед: «Ребята, а что же такое «ребус»»?

Ребёнок: «Ребус – это загадка».

Логопед: «Сколько звуков в зашифрованном слове и почему»?

Ребёнок: «В слове 6 звуков, потому что в ребусе 6 картинок».

Логопед: «Давайте назовём все картинки»?

Ребёнок: «Груша, носки, обруч, мишка, игла, карандаш».

Логопед: «Назовите первую картинку и начальный звук»?

Ребёнок: «Груша», первый звук [Г]».

Логопед: «Какой это звук и кубиком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Звук [Г] — согласный, твёрдый звук, обозначим кубиком синего цвета».

Логопед: «Назовите вторую картинку и начальный звук»?

Ребёнок: «Носки», первый звук [Н].

Логопед: «Какой это звук и кубиком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Звук [Н] — согласный, твёрдый звук, обозначим кубиком синего цвета».

Логопед: «Назовите третью картинку и начальный звук»?

Ребёнок: «Обруч», первый звук [О]».

Логопед: «Какой это звук и кубиком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Звук [О] — гласный, обозначим кубиком красного цвета».

Логопед: «Давайте соединим звуки, что получится»?

Дети: «Гно».

Логопед: «Назовите четвёртую картинку и начальный звук»?

Ребёнок: «Мишка, первый звук [М"]».

Логопед: «Какой это звук и кубиком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Звук [М"] — согласный, мягкий звук, обозначаем кубиком зелёного цвета.

Логопед: «Назови пятую картинку и начальный звук»?

Ребёнок: «Игла», первый звук [И]».

Логопед: «Какой это звук и кубиком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Звук [И] — гласный, обозначим его кубиком красного цвета».

Логопед: «Давайте соединим звуки, что получится»?

Дети: «Гноми».

Логопед: «Назовём шестую картинку и начальный звук»?

Ребёнок: «Карандаш», первый звук [К]».

Логопед: «Какой это звук и кубиком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Звук [К] — согласный, твёрдый звук».

Логопед: «Давайте назовём все звуки»?

Ребёнок: «[Г], [Н], [О], [М"], [И], [К]».

Дети называют всё слово целиком. Логопед ставит кубик и показывает иллюстрацию.

Дети: «Это слово «гномик»».

Логопед: «А кто такой гномик»?

Дети: «Гномик – это сказочный персонаж».

Логопед: «Сколько звуков в слове «гномик»»?

Ребёнок: «В слове «гномик» 6 звуков».

Логопед: «Сколько гласных звуков в этом слове, назовите их»?

Ребёнок: «Два звука, [О], [И]».

Логопед: «Сколько согласных звуков в слове, назовите их»?

Ребёнок: «Четыре звука, «[Г], [Н], [М"], [К]».

Логопед: «Сколько твёрдых согласных звуков в этом слове»?

Ребёнок: «Три звука, «[Г], [Н], [К]».

Логопед: «Сколько мягких согласных звуков в слове»?

Ребёнок: «один звук, [М"]».

Логопед: «Назовите второй звук в слове (пятый, третий, первый, шестой…)»?

Логопед: «Вам понравилось играть со звуками речи»?

Логопед: «Какая игра понравилась больше всего»?

Дети отвечают.

Итог

Логопед: «Сегодня, мы с вами научились составлять звуковую схему длинного слова, поиграли со звуками речи. Ребята вы молодцы, а я хотела бы вам подарить вот такие «ребусы», которые вы отгадаете и раскрасите звуковые схемы. До свидания, ребята».

Просмотров: 241
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Кошелева Светлана Александровна. «А Ваш ребёнок произносит звук «Р»?
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Шарафутдинова Лилия Даннуровна. Эссе «Я- логопед»
  • Сошникова Лариса Валериевна. Цикл занятий для подготовительной к школе группы. Звук «с» и звук «з».
  • Смольникова Наталья Юрьевна. «Эссе: «Моя профессия — логопед»
  • Митрюшина Анна Викторовна. Эссе «Моя профессия – учитель-логопед»
  • Регаловская Татьяна Борисовна. Открытое занятие по развитию речи совместно воспитатель и логопед «Зима. Зимующие птицы»
  • Воробьева Галина Алексеевна. Конспект логопедического развлечения «Как доктор Логопед зверятам помог»
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Богдан Ольга Ивановна, Романченко Светлана Сергеевна, Швед Ольга Викторовна, Мельник Марина Александровна. Проект «Вместе дружная семья – логопед, родители и я»
  • Вербенко М. Б. Учитель-логопед Гуренко Е. Н. Музыкальный руководитель Резван Н. В. Учитель-дефектолог. Сценарий художественно-литературной композиции «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»
  • Шошина Елена Владимировна. Занятие в подготовительной группе Тема. Волшебные буквы «Согласный звук и буква Р.»
  • Даутова Елена Николаевна. Конспект ОД по звуковой культуре речи в средней группе, звук Ч.
  • Размета Татьяна Евгеньевна. Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: Звук «Ш» для детей старшей группы
  • Васильева Сахаяна Петровна. Конспект занятия по развитию речи Тема: 'Звук и буква Э'
  • Миронова Марина Алексеевна. Консультация для родителей «Почему ребёнок не говорит?
  • Демиденко Татьяна Романовна. Непосредственно организованная образовательная деятельность Тема: Звук [Ч], буква Ч. (Этап автоматизации звука [Ч])
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Мудракова Наталья Владимировна. Презентация по развитию речи во 2 младшей группе 'Звук 'П'
  • Киселева Ольга Михайловна. Конспект НОД по формированию фонетической стороны речи Тема: Звук “Д”.
  • Балхина Светлана Юрьевна. Конспект подгруппового занятия по подготовке обучению грамоте «Звук «У. Буква У»
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Арсеньева Галина Алексеевна. Занятие по развитию речи в старшей группе «Звук и буква У»
  • Светлана Шишкина. Презентация к занятию по подготовке к обучению грамоте 'Звук С и буква С'
  • Галина Клопшина. Неуверенный ребёнок
  • Фурцева Татьяна Александровна. Тема: звук [А].
  • Любовь Филиппова. Конспект фронтального занятия. Тема 'Звук С'
  • Горобец Елена Валерьевна. Звук и буква «Х»
  • Рахимова Лейсан Ильдусовна. Конспект занятия звук и буква Э



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь