Мальцева Людмила Владимировна. Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания

Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитанияОрганизация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Однако, такой подход носит фрагментарный, эпизодический  характер: логические  задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию.
Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического процесса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

 

Скачать конспект

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он был разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859 – 1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться « на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой , прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.
Так что же такое проектная деятельность?
Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне  это надо  и  где  и как  я  могу  эти знания  применить»  - вот основной тезис  современного понимания метода проектов.
Проект – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
По сути своей, это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все возможные виды детской деятельности, объединенные одной темой.

Проект  - это пять  «П»:

Спецификой проекта является его комплексный  характер, т.е., проектная деятельность  позволяет интегрировать  образовательные области  в свете современных требований («Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»)
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
Задачи развития:
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
Развитие познавательных способностей;
Развитие творческого воображения;
Развитие творческого мышления;
Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
Классификация проектов, используемых в работе ДОУ.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1.    исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2.    ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3.    информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4.    творческие(оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
•    комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
•    межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
•    творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
•    групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
•    индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
•    исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности( в течение одного или нескольких месяцев), долгосрочные (на учебный год).
План работы воспитателя по подготовке к проекту:
1. Постановка цели проекта (исходя из интересов детей)
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, дети обсуждают план с родителями.
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта).
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор (накопление материала).
6. Включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности.
7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта (разнообразные формы представления).
Этапы  реализации проектной деятельности:
1.ВЫБОР ТЕМЫ (источники могут быть разные: события, праздники, даты, явления, предметы,  и т. д.) КЛЮЧЕВЫЕ  ВОПРОСЫ : Что мы знаем? Что хотим узнать?
2.СБОР СВЕДЕНИЙ  ключевой вопрос: Что мы узнали?
Создание условий для познавательной деятельности в разных формах: литература, предметы, опыты, эксперименты, встречи, экскурсии, телефонные звонки и т. д.
3.ВЫБОР ПРОЕКТОВ обсуждается вместе с детьми. Ключевые вопросы: Почему этот проект выбираем? Что хотим получить в конце? Что необходимо для реализации?
Предложить варианты. Их обсудить. Сделать выбор. Наметить шаги для реализации, распределить роли, план деятельности.
4.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ Необходимо создать условия для реализации. Участие детей в разных видах деятельности. Ключевые  вопросы: Что мы делаем с тем, что узнали? Что получается? Что не получается? Что еще нужно?
Ответ – практический. Создание нового продукта: праздник, спектакль, благотворительное дело, газета, книга, практическое дело и т.д.
5.ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ Ключевой вопрос: Что получилось?
Некоторые проекты – «самопрезентующиеся» - спектакли, концерты, в которых дети участвую в разных ролях. Но необходимо участие детей и в организации: где, когда, кого пригласить, какие сделать билеты? Для других  - необходимы специальные формы: выставки, в которых дети участвуют как экскурсоводы, авторы изделий…
Правила для педагогов при работе над проектом:
1.    Глубоко изучите тему проекта;
2.    При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу;
3.    Заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4.    Создавайте игровую ситуацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
5.    Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6.    Ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7.    Последовательно и регулярно работайте над проектом.
8.    Создавайте атмосферу сотворчества.
9.    Используйте индивидуальный подход.
10.    Творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на использование накопленных знаний, впечатлений.
11.    Привлекайте родителей: информируйте их о тематике проектов, сроках и содержании каждого этапа, предлагая  конкретное участие соблюдайте  добровольность, вызывайте чувство успешности, благодарите.

Т.о., метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Для подготовки материалов также  были использованы Интернет-ресурсы (сайты для педагогов и воспитателей)

Просмотров: 330
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Тарасова Елена Алексеевна Баранова Ольга Вадимовна. Метод проектов как условие гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Захарова Ирина Сергеевна. «Метод проектов как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».
  • Малинина Виктория Александровна. Совместная деятельность детей и родителей в рамках проектной деятельности «МОЯ МАМОЧКА» в старшей группе.
  • Буханцева Валентина Николаевна. «Метод проектов в работе с педагогами ДОУ»
  • Саляева Оксана Юрьевна. Презентация 'Метод проектов в ДОУ'
  • Мусатова Т.С. Чиркова Т.В. Конспект образовательной деятельности в рамках реализации проекта «Хлеб всему голова» в средней группе
  • О. Б. Баранова, Е. А. Тарасова. Педагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУ
  • Будникова Оксана Александровна. Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Азаматова Дильшат Мирхатовна. Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка».
  • Хрулева Наталья Владимировна. Исследовательская деятельность – как активный метод обучения и воспитания дошкольников. Конспект занятия «Камни – цветы земли».
  • Михайлова Галина Валерьевна. Методическая разработка «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Горбачева Марина Витальевна. Интерактивные технологии обучения в ДОУ, как метод реализации новых ФГОС
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Касьянова Анна Николаевна. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Подпрятова Ольга Владимировна. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Ольга Даниленко. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
  • Иванова Зоя. План реализации муниципального проекта «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА» 2018-2019 учебный год
  • Кодола Лариса. Занятие по проектной деятельности – «Дети экспериментируют» Тема занятия: «В гости к профессору Почемучкину»
  • Вдовина Валентина Николаевна. Опыт работы «Приобщение детей к истокам культуры жителей Нижегородской области на основе проектной деятельности»
  • Букаева Екатерина. Практика Управляющего Совета школы №2 п. Пангоды: метод проектов и движение вперед
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Вильгельм Татьяна Владимировна. Проектная деятельность в подготовительной группе. Презентация проекта «Осень разноцветная!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь