Пономарёва Елена Александровна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 'В ГОСТЯХ У МАТРЁШЕК'

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА В ГОСТЯХ У МАТРЁШЕКМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "В ГОСТЯХ У МАТРЁШЕК"

ПОДГОТОВИЛИ, АЛЕКСАНДРОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА ЛОГОПЕД

ПОНОМАРЁВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей «Березка»,

ПОС. ЗДРАВНИЦА, СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ РАЙОН, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Посещение с детьми выставки "РУССКАЯ МАТРЁШКА" С УЧАСТИЕМ В МАСТЕР-КЛАССЕ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

 

Скачать конспект

Коррекционно — образовательные:

  • закрепление знаний детей о русском народном творчестве. Матрёшка.

Коррекционно — развивающие:

  • развитие неречевых психических процессов
  • развитие слухового внимания, слуховой памяти
  • развитие зрительной ориентировки на собеседника
  • коррекция речевых нарушений
  • развитие умения удерживать губы и язык в заданном положении
  • укрепление мускулатуры языка и щёк
  • тренировка подвижности языка
  • укрепление жевательных артикуляторных мышц
  • стимуляция речевого дыхания
  • развитие мелкой моторики
  • развитие слуха, темпа и ритма движений
  • развитие координации движений.

Коррекционно — воспитательные:

  • воспитание произвольного поведения во всех видах игр
  • воспитание личностных качеств
  • развитие чувства коллективизма, умения соблюдать правила.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Вход в зал под музыку.

Ходьба является вводным упражнением. Она формирует чёткую координацию движений рук и ног, улучшает осанку, учит ориентироваться в пространстве, учит воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивает слуховое внимание.

«Улыбка» на лице.

Упражнение на развитие мимики направлено на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щёк)

Приветствие.

Каждый раз приветствие звучит одинаково и этим настраивает детей на занятие.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Загадка

Введение в тему. Создание проблемной ситуации.

Сравнительный анализ количества и величины предметов.

Презентация «Русская матрёшка» — слайд-шоу.

Использование современных технических средств обучения для развития памяти, обогащения пассивного и активного словарного запаса.

Танец «Мы – весёлые матрёшки».

Данное упражнение направлено на развитие чувства ритма. Основная задача – формировать у детей чувство музыкального ритма в движении. Также способствует развитию координации и ловкости движений.

Артикуляционная гимнастика.

Данный комплекс направлен на развитие подвижности языка, губ, челюстей. Учит удерживать губы и язык в заданном положении. Укрепляет мускулатуру языка и щёк. Способствует переключаемости артикуляционных движений. Помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Пальчиковая игра «Ватрушки»

Речевая пальчиковая игра с элементами самомассажа. Стихотворный текст является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий. Упражнение способствует скорейшему речевому развитию.

Упражнение «Нанизываем баранки»

Упражнение развивающее неречевые процессы – мелкую моторику, координацию движений, мышечный тонус.

Игра «Матрёшки и мышь»

Данное упражнение воспитывает устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Развиваются все виды памяти – моторная, зрительная, слуховая. Учит ориентироваться в пространстве, соблюдать правила, работать в коллективе.

Раскрашивание матрёшек.

Упражнение развивает мелкую моторику, учит ориентироваться на листе бумаги, подготавливает руку к письму.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Оценка работы детей.

Выход из зала под музыку.

Ходьба является заключительным упражнением. Она формирует чёткую координацию движений рук и ног, улучшает осанку, учит ориентироваться в пространстве, учит воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивает слуховое внимание.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

"В ГОСТЯХ У МАТРЁШЕК"

МУЗЫКА (русская народная плясовая)

Дети входят в зал под русскую народную плясовую, руки придерживают края юбки, губы в "улыбке". Идут произвольным шагом.

ПРИВЕТСТВИЕ:

Педагог (пропевает): Добрый день!

Дети (отхлопывают): Здравствуйте!

Педагог:

Девочки, послушайте загадку:

Они и летом, и зимой
Любят жить одна в одной.
Принесите им сапожки -
И пойдут плясать.... (МАТРЁШКИ)

Помните, мы были в гостях у Матрёшек? А сегодня они пришли в гости к нам!

Педагог расставляет матрёшек.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.

(Взять в руку одну) А сколько в руке? (одна)

Сколько стало матрёшек? (много)

Какая самая маленькая? (последняя)

Какая самая большая? (первая)

Педагог:

Русский народ любит своих детей. Вот и придумали народные мастера матрёшку, которая считается самой любимой детской игрушкой.

Давайте присядем на стульчики и посмотрим на экран.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РУССКАЯ МАТРЁШКА"

МУЗЫКА (фон — народная мелодия)

ЗАСТАВКА

Педагог: (СЛАЙД 1)

Матрёшка на окошке
В ярком сарафане,
И вся семья в матрёшке,
Как в доме деревянном.

(СЛАЙД 2)

Первая матрёшка появилась в России много-много лет назад. Это была деревянная кукла, изображавшая девушку в русском сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове. В руке кукла держала чёрного петуха.

(СЛАЙД 3)

Как вы думаете, из чего сделана матрёшка? (из дерева)

Сначала надо выточить из дерева заготовку. Работу мастер начинает с самой маленькой матрёшечки, порой она меньше ногтя. Затем больше и больше.

(СЛАЙД 4)

Очень любят все матрёшки
Разноцветные одёжки:
Всегда раскрашены на диво
Очень ярко и красиво.

Яркими, весёлыми красками художник распишет матрёшек, "оденет" их в нарядные одежды. Иногда фигурки покрывают лаком.

(СЛАЙД 5)

Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем -
В ней прячется дочка.

(СЛАЙД 6)

И вот уже улыбается русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с дружной семейкой. Внутри самой большой куклы помещается целое семейство.

(СЛАЙД 7)

Матрёнами в то время называли очень много девочек. Вот и игрушку ласково стали называть Матрёшей, Матрёнушкой.

(СЛАЙД 8)

Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться.

(СЛАЙД 9)

Как вы думаете, какой человек их смастерил — добрый или злой?

Конечно, добрый. Его доброта поселилась в каждой матрёшке. Поэтому матрёшку любят и взрослые, и дети.

(СЛАЙД 10 заключительный)

Педагог:

И весёлые матрёшки
Разноцветные одёжки-
Громко хлопают хлопушки
И танцуют топотушки!

ТАНЕЦ "МЫ — ВЕСЁЛЫЕ МАТРЁШКИ"

слова и музыка Г.Ф. Вихаревой

Мы весёлые матрёшки, руки на пояс, "пружинки"

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки. ноги на пятку поочерёдно

Ладушки, ладушки.
ПРОИГРЫШ кружатся один круг
В сарафанах наших пёстрых, руки за юбочку
Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сёстры, также + повороты туловища
Ладушки, ладушки.
ПРОИГРЫШ кружатся один круг
Нарядили нас в платочки, руки за концы платочков

Ладушки, ладушки.
Раскраснелись наши щёчки, ладошки к щёчкам и качаем головой.
Ладушки, ладушки.

ПРОИГРЫШ кружатся один круг

Педагог:

Ну, матрёшки, все на диво
Танцевали вы красиво.
Теперь давайте отдохнём,
Чаю сладкого попьём.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА "САМОВАР"

Иван Иваныч Самовар надуваем щёки и удерживаем 3-5 сек.

Был пузатый самовар,
Трёхведёрный самовар.
В нём качался кипяток, поочерёдно надуваем правую и левую щёки,
Пыхтел паром кипяток, как бы перегоняя воздух из одной в другую

Разъярённый кипяток,
Лился в чашку через кран, сжимаем губы, надуваем щёки, удерживаем
Через дырку прямо в кран, 2-3 сек. и выпускаем через губы, произнося
Прямо в чашку через кран. "Пых!"

"ЧАШЕЧКА"

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка приподняты, но зубов не касаются.

Упражнение учит удерживать губы и язык в заданном положении.

"ПОДУЕМ НА ГОРЯЧИЙ ЧАЙ"

Дети вытягивают губы вперёд длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной.

Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох, стимулирует речевое дыхание.

"КОНФЕТКА"

Рот закрыт.

Напряжённым языком упираются то в одну щёку, то в другую.

Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щёк.

"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ"

Дети приоткрывают рот и облизывают язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю.

Упражнение укрепляет мышцы языка и губ, развивает подвижность языка.

"КУСОЧЕК ПИРОГА"

Открывают рот, расслабленный язык кладут на нижнюю губу и покусывают язык зубами.

Упражнение способствует расслаблению мышц языка, снимают напряжение.

Педагог:

Чаепитие продолжается с хлебом, с плюшками,

С вкусными ватрушками.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА "ВАТРУШКИ"

Тюшки — тютюшки! хлопаем в ладоши
Будем печь ватрушки!
Тесто замесили мы, пощипываем себя по бёдрам
Сахар положили мы, "посыпаем сахар" двумя руками

Ягоды, творог — "лепим пирожки"
Лепим пирожок.
Тюшки — тютюшки! хлопаем в ладоши
Кушайте ватрушки! вытягиваем руки вперёд, развернув ладони вверх

Педагог:

Матрёшки тоже принесли нам угощение — баранки к чаю, но по дороге случилось несчастье — верёвочка порвалась и баранки рассыпались. Давайте поможем матрёшкам нанизать баранки на верёвочку.

Дети садятся к столу.

МУЗЫКА (русская народная мелодия)

УПРАЖНЕНИЕ "НАНИЗЫВАЕМ БАРАНКИ"

Педагог:

Чай попили и поели,
Поиграть мы захотели.

ИГРА "МАТРЁШКИ И МЫШЬ"

музыка М.Ю. Картушиной

Вот матрёшечки гуляли, гуляют по залу, "собирают ягоды"

В лесу ягоды искали.
Вот, так-так, да вот, так-так,
В лесу ягоды искали.
Под кусточком посидели, присаживаются и "едят ягоды" с ладошки

Вкусны ягоды поели.
Вот, так-так, да вот, так-так,
Вкусны ягоды поели.
Как матрёшечки устали- закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку

Под кусточком задремали.
Вот, так-так, да вот, так-так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали, выставляют ножку на пятку

Свои ножки показали.
Вот, так-так, да вот, так-так,
Свои ножки показали.
Только слышат вдруг подружки: прислушиваются

Прямо на лесной опушке
Побежали по дорожке
Чьи-то серенькие ножки. (педагог незаметно подбрасывает мышку)
- Ой, Матрёшка, берегись! подбегают к педагогу и прячутся.

Оказалось, это мышь!

Педагог:

Поплясали, поиграли
И немножечко устали.
Будем, дети, отдыхать
И матрёшек наряжать.

Дети садятся к столу.

Педагог:

Давайте украсим платочки матрёшек волшебным горошком.

МУЗЫКА (фон — русский народный наигрыш)

Дети раскрашивают горох на платках бумажных матрёшек.

Педагог:

Посмотрите, сколько красивых матрёшек появилось у нас.

Дети встают и строятся на выход. Губы в «улыбке», плечи расправлены.

Педагог:

Такую игрушку — матрёшку делают только в России. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле.

МУЗЫКА

ВЫХОД из зала под русскую народную плясовую.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. "Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет", автор М.Ю. Картушина, Москва, ООО "ТЦ Сфера" 2008 г.
  2. "Споём, попляшем, поиграем" Песенки-игры для малышей, автор Г.Ф. Вихарева, Санкт-Петербург, "Музыкальная палитра" 2011 г.
Просмотров: 333
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ильинская Диана Витальевна. Веб – квест «Вот так Африка»! для детей 6-7 лет
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Артемьева Наталья Александровна. Конспект открытого занятия. Аппликации в средней инклюзивной группе (с использованием ватных дисков). «Вот так подарок для мамы мы сделали сами своими руками!»
  • Кузьмина Светлана Валерьевна. Образовательная деятельность в старшей группе по конструированию на тему 'Вот так Африка!'
  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Мартынова Ирина Анатольевна. Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Вот она, какая русская Матрешка»
  • Лариса Варченко. Ладушки, ладушки… О большой пользе мелкой моторики
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Саватеева Светлана Павловна. Интегрированное коррекционно – развивающее занятие в старшей логопедической группе на тему: «Вот она, какая осень золотая»
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Качкачова Татьяна Анатольевна. Сценарий праздника «Мы поздравляем наших мам и это так приятно нам» в старшей группе ко дню Матери.
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Арышева Наталья Тимофеевна. Развитие сценического творчества у воспитанников путем создания единого пространства ребенок-педагог-родитель
  • Филимонова Любовь Ивановна. Проект «Русская народная игрушка матрёшка»
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Климанова Вера Владимировна. Друг ты мне или так?
  • Хмельницкая Марина Владимировна. Информационно-творческий проект «Русская народная игрушка матрёшка»
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Гринь Елена Владимировна. Презентация по рукоделию Тема: Вот она какая нитка шерстяная…
  • Малютина Екатерина Алексеевна. Дидактическое упражнение «Деревья в разные времена года»
  • Наумкина Светлана Анатольевна. Презентация «Так мы живем»
  • Азарова Наталья Александровна. Исследовательская работа «Почему так говорят «Ваше время истекло»
  • Балабанова Ирина Петровна. Педагог – это призвание
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Бороненкова Любовь Александровна. Презентация - Русская красавица-матрёшка.
  • Писарева Людмила Викторовна. Комплексно — тематическое планирование в старшей группе по ФГОС Тема недели: «В мире все так интересно!» (экскурсии, наблюдения, экспериментирования с природными объектами (воздух, песок, вода), экспериментирование с предметам
  • Колемасова Марина Николаевна. Сценарий квест-игры с использованием блоков Дьенеша «В поисках матрёшек» для детей старшей группы.
  • Ананьева Светлана Ильинична. Проект методической разработки развлечения 'Русская матрёшка' по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет
  • Бекенёва Наталья Владимировна. Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь