Бекенёва Наталья Владимировна. Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».

Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».

Автор Бекенёва Наталья, практический психолог, арт-терапевт, детский писатель член РОО Арт-терапевтической ассоциации.

Психотерапевтическая сказка и как ею пользоваться?

В те моменты, когда мы теряемся и не можем объяснить ребёнку:

  • Почему мы злимся? И что с этим делать?
  • Для чего надо учиться и в чём польза труда?
  • Зачем извиняться? И как прощать? И что такое зависть?

И так далее… и так далее.

В вопросах воспитания нет единого рецепта, но есть образы, через которые наша психика безболезненно и легко воспримет проблемную ситуацию и найдёт правильный выход.

Почему так? Вспомните, как часто в нашей жизни бывают ситуации, когда взгляд на Вашу тревожную историю постороннего человека оказывается открытием и многое проясняет? Это обусловлено абстрагированием от произошедшего через взгляд другого, не связанного с этим событием человека. Это мнение становится значимым, ценным для нас и многое проясняет.

 

Скачать конспект

Для ребёнка этим «посторонним», может быть сказка! Она яркая, насыщена образами, красочными описаниями, любимыми персонажами – это и позволяет ребёнку лучше понять себя, своё поведение и принять верное решение без нажима взрослого и через сказочного персонажа.

Итак, ребёнок столкнулся с завистью. Что делать? Как помочь малышу направить негативную психическую энергию в позитивное русло? Просто сказать «не завидуй, ничего, у тебя тоже так будет» – порой бывает недостаточно. Некоторые дети в силу своего темперамента могут замкнуться, подолгу «застревая» на той или иной ситуации, или требовать от родителей такой же игрушки как у кого-то, события, роли в спектакле и т.д. Родители быстро уступают, лишь бы избавить себя от долгих уговоров.

Выход – прослушать психотерапевтическую сказку, а после – предложить ребёнку совместную поделку, например, игрушку, не ту, что он увидел у Пети или Васи, а сделанную своими руками – уникальную и неповторимую (из солёного теста, пластилина, глины или при помощи изобразительных средств).

Или выучить, а лучше сочинить оригинальные, запоминающие слова для роли в спектакле, на утренник. В общем, не зацикливаться на произошедшем, а направить энергию ребёнка на созидание.

Сказка о тучка-хмурёнах.

Цель: развитие у ребёнка волевого компонента, мотивация к труду и познанию.

Однажды летом в небе приключилась история. Утром взошло солнце. Осветило лучами землю – люди проснулись, птицы запели, цветы расцвели.

И тут появились тучки-хмурёны – вечно мрачные и надутые. Взглянули они вниз – земля сияет от счастья, все солнцу радуются, а им нет. Стали тучки завидовать, чернеть и двинулись на солнышко. Закрыли они его – пухлые, да тёмные, не дают солнцу выглядывать, а людям и животным нежиться тёплых лучах.

Солнце подумало-подумало и говорит:

— Чего злитесь, хмурёны? Неужто вы думаете, что в вас ничего полезного нет?

- Нет! – зло ответила старшая, самая пухлая и хмурая туча. Да так надулась, аж капли дождя из неё полились.

–А вот и неправда! В вас же полно влаги! Прольётся вода на землю и люди порадуются! Вы только уж постарайтесь! – подзадоривало солнышко хмурён.

– Ничего они не порадуются, убегут все только!

Солнце улыбнулось и отвечает:

- Все новые тучки, кто меня увидит, так говорят. А вы попробуйте, расступитесь подальше, да пролейтесь обильным дождём, увидите, что будет!

Тучки похмурились, похмурились, да собрались в единую тучищу. Загремел гром, всполохнулась молния, пролился летний дождь.

Люди на земле, конечно, поначалу спрятались. Но через время, когда дождь прекратился, и над землёй возникла радуга – под редкие капли дождя выбежали люди. Особенно было много детишек. Они радовались свежему воздуху после дождя, радуге, а звери и птицы возможности выпить свежей воды из луж. Через день хмурёны снова появились на небе.

Но они уже не спорили с солнышком, а просто делали своё дождевое дело, без зависти, злобы и обиды.

Ну что ж, а теперь тест – поделка «Путешествие на воздушном шаре».

Для детей среднего и младшего дошкольного возраста.

Материалы: пластилин или тесто для лепки, цветной картон или альбомный лист.

Арт-занятие предназначено для педагогов, психологов или близких ребёнка, желающих разобраться в причинах: замкнутости, агрессии, нежелания общаться с тем или иным членом семьи и в других психологических трудностях.

Погружение в историю или что говорим ребёнку?

Однако, если мы хотим провести полноценную непредвзятую диагностику, то это упражнение должен проводить психолог или специалист- педагог.

«Итак, сейчас мы отправляемся в далёкое путешествие.

Оно непростое, а на воздушном шаре.

Представь, что однажды ты вышел во двор, а перед тобой оказался волшебник, а за его спиной висел красивый, огромный воздушный шар. Волшебник предложил тебе отправиться на шаре в путешествие. Кого бы из родственников или близких ты хотел бы взять с собой?

Параллельно начинаем лепить воздушный шар из пластилина или солёного теста и украшать его орнаментом. В корзине – человечки, члены семьи, которых малыш возьмёт с собой.

Лепим окружающий мир – небо, солнце, птиц, деревья, животных. Всё, что интересно.

Продолжаем развивать историю, расспрашиваю по ходу занятия у ребёнка:

Как надолго ты бы отправился в такое путешествие? Насколько далеко бы покинул родное место? Какая была погода? Меняется ли она? Что рядом? Что ты видишь внизу? Будет ли ваш воздушный шар снижаться и знакомиться с местностью и жителями, возможно, даже с новой сказочной страной? Всё зависит от желания ребёнка. Не настаивайте, позвольте фантазии литься естественно. Возможно, история примет статичный, релаксирующе-творческий характер. Это тоже хорошо – это выход, отреагирование эмоций.

Итак, после путешествия необходимо вернуться домой. Ведь всякое путешествие обязательно подходит к концу. Ты благополучно возвращаешься домой со всеми, кого ты взял в это путешествие. Оно было насыщено эмоциями, возможно приключениями, но ты со всем справился, ведь у тебя есть дружная семья и друзья!

От автора: Я удивилась, как много можно понять по рассказу ребёнка о путешествии, о его внутреннем мире. И главное, в этом методе есть большой ресурс для психотерапии страхов, тревог, эмоционального фона и отношений с семьей. Обращайте также внимание на то, как ребёнок описывает погоду (эмоциональный фон), внедряет ли он дополнительные препятствия в путешествие (конфликты) и как он их преодолевает и с кем? Предлагайте выходы из критических ситуаций по ходу представления, если таковые случаются (дождь, град, смена времени года, жесткая посадка, неизвестные племена, нападения и т.д.)

Вместе с членами семьи ребёнок обязательно должен их разрешить и благополучно вернуться домой в представлении.

Поделку лепим на картоне или плотном альбом ном листе. Впоследствии ребёнок может поступить с ней, как его хочется – поставить, повесить в рамку, убрать в стол или даже выбросить. Здесь также заложен арттерапевтический ресурс, и мы не мешаем этому.

Просмотров: 456
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Чернышова Нина Ивановна. «Зашифруй своё имя!» Или как научить ребёнка разгадывать ребусы
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Екатерина Геннадьевна Иванова. Инклюзия «не заплывай за буйки» или как границы помогают в развитие ребёнка
  • Анна Ушакова. 'Волшебный сундук' или как добро победило зло - сказка для детей
  • Редактор. Шаг навстречу книге или как приобщить ребёнка к чтению (Рыбкина Елена Анатольевна)
  • Авдеенко Кирилл. Важное совещание, или Что подарить мамам
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Климанова Вера Владимировна. Друг ты мне или так?
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Миронова Елена Габталхаковна. «Зайкина березка или История о том, как зайчик узнал о временах года»
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Главный Редактор. Почему подпрыгивает плоский камень? Или как пускать блинчики?
  • Упакова Наталья Ивановна. «Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Бевз Майя Антоновна. Ребёнок и компьютер. Вред или польза.
  • Редактор. Сохранять или не сохранять или рассказ одной счастливой мамочки
  • Фоминых Елена Николаевна. Час педагогической компетентности с элементами деловой игры 'В преддверии тотального диктанта, или русский язык – это интересно!'
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Ферсюк Элеонора Всеволодовна. Новое – это хорошо забытое старое или старое, да на новый лад.
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Вяткина Лариса Анатольевна. Методическая разработка Тема. Вместе у нас получится или как заниматься с неговорящим ребенком дома»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь