Пайбаршева Жанна. Конспект НОД по окружающему миру 'Откуда берутся звуки'

Конспект НОД по окружающему миру Откуда берутся звукиКонспект НОД по окружающему миру "Откуда берутся звуки"

Цель: Познакомить детей с понятием звук. Понимать значение его происхождения, для чего в жизни он необходим. Учить задавать вопросы, интересующие детей. Уметь рассказывать по рисункам сказки своих родителей. Развивать у детей любознательность и кругозор через знакомство с принципами образования и улавливания звука. Формировать наблюдательность, интерес к звучащему миру. Закрепить навыки словообразования, употребления притяжательных прилагательных, существительных в единственном и множественном числе.

Атрибуты: Ширма, рисунки родителей «Сказка моего детства», бумажные воронки, воздушные шарики по числу детей, камушки и миска с водой, гусли, стакан с тонким стеклом, ложка, железная линейка, расческа и бумажка, картинки с изображением зверей, магнитофон с музыкальными звуками, картинки – схемы с изображением «Как мы можем слышать звуки».

 

Скачать конспект

Ход занятия: Дети с воспитателем подходят к стоящей ширме.

Восп: Ребята, у нас сегодня будет необычное задание, мы будем всем детям рассказывать о своих родителях. О них можно рассказывать много, но нам нужно будет рассказать только о том, о чём мы сможем догадаться из загадки. Внимательно послушайте загадку и постарайтесь отгадать. О чём пойдёт сегодня речь.

Это то, что любят дети.
Знают их и малыши.
Там бывают чудеса и волшебные места.
Там ты встретишь и медведя и колючего ежа (Сказка).

Восп: Правильно речь пойдёт о сказках. Софья, подойди к ширме, там у меня для тебя что – то приготовлено. Но ты постарайся подойти и ничего не говоря детям, постарайся объяснить детям, что там находится.

Ребёнок подходит к ширме и ничего не может объяснить.

Восп: Ребята, как вы думаете, почему Софья подошла и молчит?

Ответы детей.

Восп: Правильно. Софья не может нам ничего рассказать, потому что не знает, что там за ширмой. Софья, подойди к ширме и посмотри что там (ребёнок подходит, смотрит). Ребята, почему Софья опять молчит?

Ответы детей.

Восп: Правильно, Софья подошла, посмотрела что там, но она не знает, что там. Как вы думаете, что надо сделать Софье, чтобы она узнала, что же находится за ширмой.

Ответы детей.

Восп: Правильно, Софье надо взять в руки то, что она увидела (ребёнок выполняет действия, но при этом молчит). Софья, объясни детям, что ты увидела и сейчас держишь в руках (ребёнок старается показать, дети не понимают). Ребята, как вы думаете, почему мы не можем понять Софью?

Ответы детей.

Восп: Правильно мы не можем понять Софью, потому что она молчит. Вот видите, ребята, чтобы мы поняли другого человека нам необходимо произнести определённые звуки, которые помогут нам понять, о чём идёт речь. Молодец Софья. Ты всё правильно сделала: подошла к ширме, посмотрела что там, поняла ты сама, что находится за ширмой? А смогла рассказать детям, что ты там увидела?

Ответ ребёнка.

Восп: Правильно, ты сама вначале увидела, потом потрогала и поняла, а вот молча не смогла рассказать, что там находится. Теперь догадайтесь, о чём мы с вами ещё поговорим. Но прежде чем вы скажете, давайте послушаем магнитофон (воспитатель включает несколько записей с различными звуками). Как вы думаете, о чём мы с вами поговорим?

Ответы детей.

Восп: Правильно, мы поговорим о звуках, для чего они нам нужны, от куда они берутся и что мы со звуками можем делать.

Воспитатель показывает бумажные воронки.

Восп: Ребята, как вы думаете, что это? Для чего они нужны? Хотите узнать? Слышали ли вы, как про кого – то говорят «У него ушки на макушке?»

Ответы детей.

Восп: Это выражение говорит нам о том, кто прислушивается, чтобы лучше всё слышать (воспитатель показывает картинки с изображением насторожившихся зверей). Кто показан на картинках? Чем все эти звери похожи?

Ответы детей.

Восп: У всех животных «ушки на макушке», они насторожились, прислушались. Как мы скажем об ушах зайца, чьи они? У рыси? У оленя? У мыши? (сделать речевой акцент опросить каждого ребенка, нацеливая на четкое проговаривание слов). Что вы можете сказать о размере ушей животных и человека?

Ответы детей.

Восп: Правильно, они разного размера. Каким словом мы назовем уши маленького размера? А уши большого размера? Как вы думаете, зачем зверям нужны большие уши? В какой сказке девочка интересовалась размером ушей своей бабушки? Что ответил Красной Шапочке Волк? Ребята так вы хотите узнать, зачем животным большие уши?

Ответы детей.

Восп: Для этого мы проведем эксперимент. Вы будете стоять на месте, а я отойду от вас и загадаю вам загадку (воспитатель отходит подальше от детей и говорит тихим шепотом: — Серое ухо, комочек пуха. Кто это?) Вы не расслышали? Ребята представьте, что делает плохо слышащий человек, чтобы услышать что говорят? Конечно, прикладывает руку к уху, тем самым делает свое ухо больше. У зверей уши больше, чем у человека, они хорошо улавливают звук. Как размер уха влияет на остроту слуха? Чем больше ухо, тем лучше слышно. У каких зверей самые большие уши? Как вы думаете, почему природа наделила их такими большими ушами? Так для чего нам понадобятся воронки?

Воспитатель раздает каждому ребенку по одной воронке, сделанной из листа ватмана.

Восп: Ребята попробуйте догадаться, что нужно сделать, чтобы лучше слышать?

Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается вывод.

Восп: Зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попало больше звука. Чуткое слушание спасает их от опасности. Мы поговорили о том, как лучше слышать. А сейчас я хочу узнать, вы знаете как образуется звук?

Дети подходят к столу, на котором лежат металлическая линейка, гитара, расчески.

Восп: Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы линейка начала издавать звук?

Линейку одним концом прижимают к столу и дергают за свободный конец – раздается звук.

Восп: Что происходит с линейкой? Она дрожит. Как получить звук из расчески? Как получился звук? Зубчики расчески дрожат и издают звук. Заставьте зазвучать струны у гуслей. Что вы для этого сделали? Что происходит со струной, когда она звучит? Какой вывод мы можем сделать, как появляется звук?

Ответы детей.

Восп: Правильно, если дрожит, значит звучит. Молодцы, я думаю, что вам было интересно узнать для чего зверям большие уши и как появляется звук.

Восп: Дети, что такое звуки? Как он получились? Почему их целое множество?... Скажите, пожалуйста, вам приходилось когда – нибудь бросать камешки в воду?

Ответы детей.

Восп: Значит, вам легко представить, что звуки – это такие же волны, только воздушные. К сожалению, их не видят наши глаза, зато их прекрасно слышат наши уши. А теперь давайте тихонько коснемся стакана чайной ложечкой. Что сразу слышим?

Ответы детей.

Восп: Откуда же он взялся? Оказывается, при соприкосновении ложечки со стаканом происходит вибрация, начинает дрожать воздух вокруг стакана, поэтому мы слышим звук. Мы не видим, как дрожит стакан, потому что стенки стакана очень тонкие. Они так мелко и часто дрожат, что человеческий глаз этого заметить не может. А если тронуть струну гуслей, то мы без труда увидим колебание: она дрожит, будто раздваивается. Значит, если дрожит – то звучит. Какой вывод мы можем сделать из того что мы сейчас узнали?

Ответы детей.

Воспитатель включает различные звуки, делая их громкими и тихими.

Восп: Как вы думаете, какие звуки бывают?

Ответы детей.

Восп: Правильно, звуки бывают тихими и громкими, глухие и звонкие. А как вы думаете, как человек может сделать звук, чтобы другой человек этот звук услышал?

Ответы детей.

Восп: Правильно, человек может произносить различные звуки с помощью голосового аппарата, к нему можно отнести: глотку, ротовую полость с языком, лёгкие, носовую полость, губы, зубы (воспитатель показывает детям картинку, дети могут продемонстрировать её на себе). Звук — это колебания, которые распространяются в воздухе или в воде. Любой предмет, если его заставить вибрировать, становится источником звука. Природу рождения звуков наглядно можно представить так.

Голос человека — это тоже звуковые колебания воздуха. Откуда же они берутся?

Ответы детей.

Воспитатель с детьми надувает шарик и выпускают воздух из него, чтобы издавался звук (можно издавать звук быстро, можно медленно)

Восп: Когда человек начинает говорить, он набирает в лёгкие воздух. Как мы сейчас видели в опыте с шариком. Чтобы издавался, какой нибудь звук человек использует в своей речи губы, зубы, язык, голосовые связки. Давайте, посмотрим, как у нас получится произнести звук «У», «Ы», «Ш», «М» (дети произносят звуки и наблюдают за своими сверстниками, как другие тоже, самое делают). Вот видите, мы произносим звуки, наши уши их улавливают и мы понимаем другого человека, что он говорит. Так человек может через речь передавать не только звуковые сигналы, но и какие — то свои мысли другим людям.

Вот так выглядит голосовой аппарат у каждого человека.

Есть люди, которые плохо слышат, для них учёные и врачи разработали специальные слуховые аппараты, с помощью которых они могут слышать различные звуки, а значит и понимать речь.

Восп: Мы с вами о чём сегодня поговорили? Как вы думаете, в самом начале сегодняшней встречи Софья хотела нам что – то рассказать, но не смогла. Подскажите, что её надо сделать, чтобы мы все могли понять, что она увидела за ширмой?

Ответы детей.

Восп: Софья, подойди ещё раз к ширме и расскажи детям, что ты можешь сказать о том, что ты видела в самом начале нашей встречи.

Ребёнок подходит снова к ширме, берёт картинки со сказками и говорит, какую сказку её родители любили слушать в детстве.

Восп: А кто ещё хочет рассказать всем детям о любимой сказке их родителей.

Дети по желанию выходят и рассказывают про сказки своих родителей.

Восп: Ребята, скажите, о чём вы сегодня узнали? Почему мы не могли понять вначале сегодняшней встречи, какую сказку любили слушать родители Софьи? А в конце мы узнали про это? Как вы думаете, почему у нас всё таки это получилось? Что сегодня вам было интересно? Хотели бы вы ещё что нибудь узнать на других занятиях?

Ответы детей.

Восп: Вывод: Из проведенного исследования всем присутствующим детям стало известно, какие шумы, звуки нас окружают, почему их так много – целое множество. А в конце нашей сегодняшней встречи мне хочется прочитать стихотворение Елены Королёвой «Шумовые звуки».

Все на свете дети знают, звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот, самолёта громкий ропот,
Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка, тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые. Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стуки – музыкальные есть звуки.

Просмотров: 401
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Нескучаева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Как человек рассеянный с улицы Бассейной узнал, что такое чистота»
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Былкова Татьяна Юрьевна. Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Колесникова Юлия Леонидовна. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Путешестви
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Маврина Людмила Юрьевна. Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Зерцова Юлия Николаевна. Трудности в обучении современных детей. Почему? И что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь