Чайка Алевтина Васильевна. Мастер-класс по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Мастер-класс по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников»Мастер-класс по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Автор:

Чайка Алевтина Васильевна МБДОУ детский сад № 51 воспитатель

Задачи:

  1. Продемонстрировать метод эксперимента (в процессе детского экспериментирования).
  2. Показать педагогам, как у детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности формировать простейшие исследовательские умения и навыки.

Материал: столы — 3 шт, карточки с буквами (д;р; у; ж; б; а), контейнер с крупой, сито, магниты, капсула, колба, камни, сахар песок, кувшинки из бумаги, чашка с водой, кубик льда с буквой, воздушный шарик, деревянная расческа, шерсть, лист бумаги с буквой, контейнер с речным песком, буквы пластмассовые, мольберт, Лягушонок-удивлёнок.

 

Почему собаки не любят кошек?", "Почему облака не падают?", "Почему в космосе темно? Сколько ещё разных вопросов задают нам воспитанники?

«Любознайка», «Почемучка» — так можно назвать любого ребенка, ведь все дошкольники, прирождённые исследователи!

ФГОС ставит перед нами важную задачу, чтоб ребёнок вырос не только здоровым но и думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Самым эффективным способом познания окружающего мира является метод эксперимента, в процессе которого у детей формируются простейшие исследовательские умения и навыки. Дети получают возможность самостоятельно исследовать, искать и находить! ответы на интересующие их вопросы.

Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее будет его развитие.

Сегодня я поделюсь опытом организации исследовательской деятельности.

В своей группе я создала центр детского экспериментирования «Любознайка». Здесь живёт сказочный персонаж «Лягушонок-удивленок».

Наш герой приносит ребятам необычные предметы, удивительные истории, вместе с детьми участвует в разных опытах и исследованиях.

Дети с радостью делятся своими знаниями с Лягушонком, помогают ему узнать как можно больше нового и интересного об окружающем мире.

Вместе с Лягушонком создаём перед детьми разные проблемные ситуации. Дети ищут пути решения, выдвигают гипотезы, проверяют опытным путём свои предположения, делают выводы, самостоятельно размышляют, обобщают полученные сведения и открывают для себя что то, новое, в привычном и обыденном.

Детское экспериментирование проходит через все виды организованной образовательной деятельности:

Мы ткань, бумагу изучали и свойства разные узнали. Опытным путём доказали, что объём воды не зависит от формы сосуда, а на рисовании постоянно экспериментируем с цветом. Ухаживая за растениями выяснили какие условия необходимы для их роста.

На прогулке мои юные исследователи решают важные проблемы: «Что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку?», «Как быстро освободить бусинку из ледяного плена?»

Мы узнали, что вода наша спутница всегда. Её мы свойства изучали, даже фильтром очищали!

Обыкновенная лужа на участке – ведь это модель водоема, исследуя который можно изучить почти все свойства воды.

Мы наш кораблик в плаванье отправим, ветерок нам веер создает, а мы еще и электричества добавим, вот сколько знаний опыт нам даёт!

Важно, чтобы каждый ребенок проводил опыты сам, а не был в роли наблюдателя. При этом взрослый не учитель, а равноправный партнер.

Знания которые ребёнок добывает самостоятельно, становятся его достижением на всю жизнь!

Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг!

В вечерние часы, создаю такие условия, чтобы у детей возникло желание проводить элементарные опыты самостоятельно (по собственной инициативе).

Сегодня, уважаемые коллеги Лягушонок-удивлёнок нуждается в Вашей помощи. На этом столе спрятано 6 букв. Которые нужно найти используя свои исследовательские умения и навыки. И отгадать очень важное слово. (Дружба)

Для выполнения заданий можно использовать любой предложенный на столе материал.

З а д а н и я

  1. Магнит. Первая буква спрятана в контейнере с крупой. Как вы думаете что нужно сделать для того чтоб её достать? Гипотеза: Просеять? А может с помощью магнита? Предлагаю проверить нашу гипотезу опытным путем. Вывод: Сила магнита притягивает металлические предметы через другие материалы, в данном случае крупу.
  2. Поднять букву в капсуле на поверхность. Следующая буква находится вот в этой капсуле. Подумайте, как мы можем её достать? Что для этого нам потребуется? Гипотеза: опустить туда камни, сахар. Проверка предположения Вывод: чем больше опустить тяжёлых предметов в воду, тем объём воды увеличится и выше будет уровень воды.
  3. Кувшинки.

В середине одной из волшебных кувшинок скрыта нужная нам буква. Как Вы думаете, что нужно сделать для того, чтоб кувшинки раскрылись?

Гипотеза: если опустить кувшинки на воду, лепестки цветов начнут распускаться.

Предлагаю проверить нашу гипотезу опытным путем.

Вывод: это произошло потому, что бумага намокла, стала тяжелее и лепестки цветка раскрылись.

4) Кубик льда. Следующая буква оказалась в ледяном плену, подумайте с помощью чего, мы можем быстро освободить нужную нам букву. Гипотеза: Растопить лед. Вывод: лёд в тёплой воде тает и превращается в воду.

5) Намагничивание предмета. Буква нарисована вот на этом листе. С помощью чего мы можем перевернуть этот лист бумаги? Гипотеза: надуем воздушный шарик. Потрем его о шерсть и перевернём листок с буквой. Деревянная расческа. Вывод: шарик может работать как магнит, если потереть его о шерсть.

6) Просеять песок. Нашу букву закопали глубоко в песок. Гипотеза: песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться. Вывод: между песчинками в сухом песке находится воздух, поэтому его можно легко просеять.

Все буквы освобождены и у нас на мольберте появилось очень важное слово «ДРУЖБА».

Не следует забывать, что зачастую опыты у детей не получаются. Но главное в исследовательской деятельности, чтобы дети увидели свои ошибки, и в следующий раз их исправили т.е. добыли знания самостоятельно.

Надеюсь, что данный мастер – класс способствовал повышению профессионального мастерства педагогов по данной теме.

Просмотров: 359
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Лисанова Елена Викторовна. Дидактических игр по познавательно-исследовательской деятельности (воздух, песок, вода, дерево, бумага, металл, магнит, увеличительное стекло)
  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Медведева Надежда Ивановна. Конспект поисково-исследовательской деятельности во второй младшей группе 'Свойства воды'
  • Галина Бастина. Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде?»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме: «Песок всегда, песок везде»
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Редактор. Как самостоятельно сделать букет из конфет
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мальцева Фируза Николаевна. Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Шикина Ольга Николаевна. Практикум для родителей по теме: «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты»
  • Кошелева Анна Валерьевна. Конспект НОД по познавательной-исследовательской деятельности (младшая группа) «Как дети Дед Морозу помогали»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Чубрикова Татьяна Николаевна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
  • Земцова А.А., Шабанова Л.И.. Информационно-творческий проект «Рыбы. Что нужно им для жизни» для старшей группы
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Омётова Олеся Васильевна. Что же нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь