Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



12 страница


как и <несоциальное>, поведение; в этой матрице другие  

.люди служат в качестве средства, с помощью которого  

получаются эти выигрыши или предотвращаются поте-  

ри. Именно в этом смысле они являются <стимулами>,  

которые оказываются <социальными> [94, 92].  

 

Попытки Хоманса дать интерпретацию социальных  

.феноменов с позиций <поведенческих предпосылок> пря-  

 

Й6  

 

мо приводят .к искажению этих феноменов. Так случи-  

лось, например, с положением о <распределенной спра-  

ведливости>, которое он рассматривает как психологи-  

ческий закон. Формулирует его Хоманс на основе анало-  

гии, по существу приравнивая гнев человека к реакции  

голубя на ситуацию, когда психолог, регулярно подкреп-  

лявший его при определенных условиях, внезапно пре-  

кращает подачу пищевого подкрепления в этих же  

условиях.  

 

Исходя из подобной редукционистской модели, не-  

возможно решить задачи объяснения и предсказания,  

которые ставит перед собой всякая теория,- в этом  

суть второго возражения против исходного принципа  

Хоманса. Объяснения оказываются тавтологичными или  

ложными. <Отправляясь от них, мы не можем ни по-  

нять, ни предсказать поведение кого-либо, кто не испол-  

няет наши ожидания или не разделяет наши оценки,  

основанные на нашем общем опыте универсальной мат-  

рицы вознаграждений-наказаний; более того, маловеро-  

ятно, что мы сможем понять или предсказать те аспекта  

собственного поведения, которые внезапно, по причи-  

нам, недоступным прямо нашему опыту, принимают но-  

вый поворот, ведущий к неожиданным <вознаграждени-  

ям> или <наказаниям> [94, ИЗ].  

 

Наконец, третье возражение можно адресовать тен-  

денции Хоманса рассматривать свою теорию как некую  

абстрактную, универсальную модель социального взаи-i-  

модействия. Он убежден, что ориентация на поиск выго-  

ды является атрибутом индивида, <который обнаружи-  

вается во всех обстоятельствах, то есть независимо от  

общества> [92, 268]. В действительности, однако, претен-  

зию на построение абстрактной модели отношений обме-  

на следует признать несостоявшейся. Обмен кажется  

свободным, <лишь поскольку он абстрагируется от су-  

ществующих социальных условий и отношений, которые  

в реальности детерминируют принимаемую обменом  

форму> [191, 288]. Теория Хоманса имеет своим источ-  

ником вполне определенный социальный контекст-  

условия капиталистического общества. Существо теории  

во многом обусловлено тем обстоятельством, что она ос-  

нована на аналогии. Как отмечают Дойч и Краусс, в ка-  

честве аналога диадического взаимодействия берется  

рыночная торговая сделка [99, 116]. Образ рынка до-  

статочно адекватно передает характер отношений в  

 

87  

 

капиталистическом обществе. В этом смысле теория Хо-  

манса схватывает отдельные аспекты диадического вза-  

имодействия по типу рыночного обмена. <Обмениваемая  

деятельность рассматривается главным образом с точки  

зрения ее полезности другим,-пишет Я. Яноушек,-  

тогда как ход этой деятельности и ее структура счита-  

ются менее важ.ными> [92, 288]. Далее Яноушек отме-  

чает характерное для данного подхода малое внимание  

процессам принятия аттитюдов и ролей партнера, а так-  

же процессу самовыражения.  

 

Эти аргументы весьма напоминают критические за-  

мечания, высказываемые в адрес рассмотренной выше  

теории Тибо и Келли, что лишний раз свидетельствует  

о родственности теорий. К ним обеим в равной мере  

можно отнести и положения из комментария С. Моско-  

вичи. Он оценивает подход Тибо и Келли как <попытку  

конструировать теорию коллективных процессов на  

основе индивидуалистической теории> [92, 26]. Кроме  

того, он указывает на исключение данным подходом важ-  

нейшего для области групповой динамики вопроса о том,  

каким образом <группа является продуктом собственной  

деятельности. Группы не просто адаптируются к своему  

окружению; некоторым образом они создают это окру-  

жение> [92, 26-27]. С точки зрения Московичи, рас-  

сматриваемый подход в изучении групповой динамики  

<парадоксально не обнаруживает интерес к генезису  

групп>, к человеческой творческой деятельности, прояв-  

ляющейся, в частности, в том, что группы <создают се-  

бя>. Использование же принципов функционирования  

рынка в качестве основы общей социально-психологиче-  

ской теории, по мнению Московичи, неоправданно, по-  

скольку <рынок-это специальный социальный инсти-  

тут, характерный для определенного исторического  

 

периода> [92, 26].  

 

Все приведенные критические аргументы являются,  

 

на наш взгляд, весьма уместными в отношении рассмот-  

ренных теорий Тибо и Келли, Хоманса. К ним можно  

добавить следующее. В обоих случаях авторы, как пра-  

вило, не учитывают такой характеристики исследуемой  

диады, как состоит ли она из случайных людей, то есть  

является диффузным образованием, или участники диа-  

ды имеют определенный опыт взаимодействия, общения  

между собой ,в ходе совместной деятельности. С точки  

зрения методологических принципов марксистской со  

 

циальной психологии, развиваемых, например, в страто-  

метрической концепции групповой активности А. В. Пет-  

ровского, уровень развития группы является принципи-  

ально важной характеристикой, модифицирующей про-  

явление групповых закономерностей. Что касается,.  

в частности, соотношения закономерностей диффузной  

группы и группы такого высокого уровня развития, как  

коллектив, то исследования в рамках стратометрической  

концепции показывают, что часто эти закономерности  

оказываются как бы перевернутыми, то есть противопо-  

ложными [36]. Неучет подобного аспекта в анализе со-  

циального взаимодействия является, на наш взгляд,  

серьезным упущением рассматриваемых теорий.  

 

Для авторов характерно также отвлечение в анализе-  

от содержания той деятельности, которой обмениваются  

взаимодействующие стороны. С позиции марксистской  

методологии, подобная ориентация на изучение преиму-  

щественно абстрактных форм и механизмов взаимодей-  

ствия весьма обедняет социально-психологический ана-  

лиз. Исследования, ведущиеся в русле упомянутой стра-  

тометрической концепции, показывают, что именно ха-  

рактер групповой деятельности опосредует межличност-  

ные отношения, детерминируя социально-психологиче-  

ские феномены и принципы группового общения.  

 

Кроме рассмотренных теорий, более или менее си-  

стематически реализующих принципы необихевиорист-  

ской ориентации, следует упомянуть случаи вкрапления  

отдельных положений необихевиоризма в различные  

исследования, выполненные в целом с иных теоретиче-  

ских позиций. Как уже отмечалось, подобная практика  

является достаточно типичной для современной зару-  

бежной социальной психологии. С подобным переплете-  

нием позиций мы сталкиваемся, например, в исследова-  

нии феномена аттракции. В частности, Т. Ньюком, рабо-  

ты которого в основном могут быть отнесены к когнити-  

вистской ориентации, в подходе к вопросам аттракции  

явно апеллирует к необихевиористскому принципу под-  

крепления, предполагая, что аттракция между индиви-  

дами - это функция степени, в которой во взаимодейст-  

вии представлены взаимные вознаграждения. Можно  

 

89.  

 

упомянуть область социально-психологического тренин-  

га, базирующегося в основном на принципах научения,  

как они представлены в современной бихевиористской  

 

ориентации. В частности, Т. Сарбин включает вариант  

теории подкрепления в свой общий подход к ролевому  

поведению и ролевому научению.  

 

Весьма освоенной областью для необихевиористской  

 

ориентации является проблематика содиальной установ-  

ки (аттитюда). Здесь обращает на себя внимание боль-  

шой объем экспериментальных исследований, представ-  

 

ленных прежде всего в трудах авторов Иельской школы.  

Правда, относительно меры влияния необихевиоризма на  

эти работы высказываются различные суждения. Дело в  

 

том, что в данном случае мы сталкиваемся, с одной сто-  

роны, с достаточно четкой формулировкой исходных прин-  

 

ципов исследования - и для них как раз характерен би-  

хевиористский крен. С другой стороны, в ряде случаев  

 

эксперименты выводят авторов за рамки исходных тео-  

ретических положений. Обнаруживается, что они исполь-  

зуют и более феноменологически ориентированные поня-  

тия теории личности и групповой динамики [54]. Таким  

образом, это еще одна иллюстрация характерного для  

американской социальной психологии совмещения раз-  

личных теоретических позиций в подходе к отдельным  

проблемам.  

 

За|вершая рассмотрение необихевиористской ориента-  

ции в целом, можно сказать, что определенные иссле-  

довательские успехи в рамках данной ориентации свя-  

заны с изучением некоторых аспектов адаптивного  

доведения.  

 

Эксплицитным либо имплицитным лейтмотивом всех  

исследований оказывается идея о том, что основной за-  

дачей всякого организма, включая человека, является его  

пассивная адаптация к существующим условиям. Что же  

касается преобразующей, то есть собственно человече-  

ской, деятельности, то данная сфера - в силу приро-  

ды исходных предпосылок - из анализа исключена.  

Ж. Пиаже и Б. Ияхелдер пишут по этому поводу сле-  

дующее: <Сооружение электронной машины или спутни-  

ка не только обогащает наше знание о действительности,  

но также обогащает саму действительность, в которой  

еще не было таких объектов. Эта творческая природа дей-  

ствия существенна. Бихевиористы изучают поведение,  

таким образом, действия, но слишком часто забывают  

90  

 

<активную> и преобразующую характеристику действия>  

[161,128].  

 

Взаимодействие человека с окружением приводит к  

изменению этого его окружения, которое поэтому не мо-  

жет рассматриваться в виде некоторой константы. Пози-  

цию бихевиоризма в данном отношении можно охаракте-  

ризовать следующими словами К. Маркса: <... это уче-  

ние забывает, что обстоятельства изменяются именно  

людьми> [1, 2]. Подобный антидиалектизм связан с ха-  

рактерным для бихевиоризма, по мнению С. Л. Рубин-  

штейна, разрывом между деятельностью и сознанием че-  

ловека, что, как ни парадоксально на первый взгляд,  

роднит его с интроспекционизмом, в борьбе с которым он  

утверждался. Как отмечает С. Л. Рубинштейн, <бездей-  

ственной сознательности> бихевиоризм противопоставил  

<бессознательную действенность слепых реакций> [40],  

не преодолев таким образом противоречие в постановке  

вопроса о соотношении поведения и сознания человека.  

 

В плане диадического взаимодействия в данной ори-  

ентации исходным по существу оказывается представле-  

ние о детерминации социально-психологических феноме-  

нов в диаде характеристиками индивида. Подобного рода  

<методологический индивидуализм> ведет к редукциони-  

стским представлениям, которые препятствуют действи-  

тельному освоению проблематики групп в необихевиори-  

стской ориентации.  

 

Глава III  

 

КОГНИТИВИСТСКАЯ  

ОРИЕНТАЦИЯ  

 

Более чем любое из трех теоретических направлений со-  

циальной психологии, имеющих своим источником систе-  

мы психологического знания, копнитивизм трудно опре-  

делить как единую <школу>. Широкий спектр концепций,  

относимых обычно к этой ориентации, объединяет тем не  

менее известная общность теоретических источников и  

единство концептуального аппарата, посредством кото-  

рого описывается тоже достаточно прочно привязанный  

к когнитивизму круг социально-психологических феноме-  

нов.  

 

В самом общем виде сущность когнитивистского под-  

хода может быть охарактеризована как стремление объ-  

яснить социальное поведение при помощи описания пре-  

имущественно познавательных процессов, характерных  

для человека. В прямую противоположность бихевиориз-  

му когнитивисты обращаются прежде всего к психиче-  

ской деятельности, к структурам психической жизни.  

Главный акцент в исследованиях делается на процесс  

познания (cognition). Общая линия связи между этим  

процессом и социальным поведением прослеживается  

следующим образом: впечатления индивида о мире орга-  

низуются в некоторые связные интерпретации, в резуль-  

тате возникновения чего образуются различные идеи, ве-  

рования, ожидания, аттитюды, которые и выступают ре-  

гуляторами социального поведения. Таким образом, это  

поведение целиком находится в контексте некоторых ор-  

ганизованных систем образов, понятий и других <мента-  

листских> образований. При объединении этих образова-  

ний в связанную структурированную систему человеку  

неизбежно приходится принимать некоторое решение,  

первым шагом на пути к которому является отнесение  

воспринимаемого предмета к какому-либо классу явле-  

ний, то есть соотнесение его с определенной категорией.  

 

92  

 

Процесс категоризации предполагает избирательное отне-  

сение к той или другой категории, что требует, в свою  

очередь, с особой тщательностью определить значение  

воспринимаемого предмета. Поэтому главными пробле-  

мами социальной психологии становятся проблемы пер-  

цепции, аттракции, формирования и изменения аттитю-  

дов и т. д.  

 

I. Именно эта, .пока самая общая, характеристика  

когнитивистской ориентации позволяет понять, почему  

ее теоретическими источниками выступают гештальтпси-  

хология и теория поля К. Левина.  

 

Гештальтпсихология, как известно, явилась одним из  

вариантов <психологии сознания> [59, 209], где на место  

реального человека и его взаимодействия с окружаю-  

щим миром ставится сознание, а деятельность сводится  

к деятельности сознания. Один из видных теоретиков ког-  

нитивистской социальной психологии Р. Абельсон впо-  

следствии выразит это как своеобразную программу всех  

когнитивистских теорий: <Мой вариант Каждого Человека  

заставляет рассматривать его в большей степени в ка-  

честве Думателя, чем в качестве Делателя> [62, ИЗ].  

Общность исходных принципов гештальтпсихологии и  

когнитивных теорий в социальной психологии может быть  

прослежена и более конкретно - путем анализа апелля-  

ций современных когнитивистов к некоторым более част-  

ным идеям гештальтпсихологии. Это прежде всего отно-  

сится к идее образа, рассмотренного в гештальтпсихоло-  

гии в качестве целостного образования. Выступив против  

психологического структурализма, где восприятие пони-  

малось как мозаика ощущений, а целостность в лучшем  

случае интерпретировалась как целостность дискретных  

элементов, гештальтпсихология предложила новый под-  

ход к восприятию, где утверждался его изначально це-  

лостный характер. Этот подход был реализован в фено-  

менологическом методе, когда наблюдатель непосредст-  

венно описывает содержание своего восприятия. Даль-  

нейшее развитие этих идей Дж. Брунером в сформули-  

рованной им программе (<Новый взгляд>),  

в частности, при разработке идеи категоризации [14,  

136], а также в некоторых построениях транзактной пси-  

хологии, явилось непосредственной основой когнитивист-  

ского подхода в социальной психологии.  

 

Другая идея, которая была заимствовала из гештальт-  

психологии, - это идея изоморфизма, интерпретирован-  

93  

 

ного Кёлером как структурное подобие между материаль-  

ными и психологическими процесса;М!И. Хотя у социаль-  

ных психологов уделяется гораздо меньше внимания рас-  

смотрению собственно изоморфизма между мозговыми  

процессами и феноменальным полем, все же сама идея  

в трансформированном виде присутствует и здесь. Осо-  

бенно значимой о.на становится тогда, когда с точки зре-  

ния подобия начинают рассматривать не элементы пер-  

цептуальной организации человека и социально органи-  

зованного пространства, но различные аспекты межлично-  

стных отношений. Идея имманентной динамики гешталь-  

та, служащая основанием для .процесса преобразования  

познавательных структур субъекта - <реорганизации>,  

<перегруппировки>, по Вертгеймеру, - также достаточно  

прямо проявляется в когнитивных теориях социальных  

психологов. Закон центрации, открытый Кёлером, состоя-  

щий в том, что может возникать новая структура восприя-  

тия, адекватная проблемной ситуации, - <перецентра-  

ц.ия>, субъективно переживаемая как инсайд, дал осно-  

вание для построения многочисленных моделей баланса,  

соответствия, когда установление соответствия не только  

в когнитивных структурах, но и в межличностных отно-  

шениях субъективно переживается как психологический  

комфорт. Для этих же теорий соответствия большое зна-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 695
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 24 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 2 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 18 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 17 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 16 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 15 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 13 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 14 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 11 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 10 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 9 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 8 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 7 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 6 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 5 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 25 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 19 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 20 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 1 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 3 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 4 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 21 страница
  • Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления) » 22 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь