Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



14 страница


усматривают их связь еще со средневековым понятием  

логического человека или с понятиями рационального че-  

ловека, экономического человека философских концеп-  

ций более позднего времени. Таким образом, общность  

подхода подчеркивается в том пункте, где осуществляет-  

ся попытка соотнести логичное и алогичное, рациональ-  

ное и иррациональное в поведении человека, что, вообще  

говоря, является действительно одной из центральных  

задач психологии. Тот факт, что именно в конце 50-х го-  

дов XX в. западная социальная психология вновь концен-  

трирует свое внимание на этой проблеме, очевидно, не яв-  

ляется случайным. Довольно длительное господство би-  

хевиористской ориентации к этому времени утвердило,  

казалось бы, незыблемый стандарт строгого, объективно-  

то исследования поведения, претендующего на объясне-  

ние его механизмов. Но это было преимущественно объ-  

яснение поведения животных, и аналогии с поведением  

человека оказались весьма уязвимыми, прежде всего по-  

тому, что за бортом исследований оказался такой сущест-  

венный момент, как сознание человека. Следовательно,  

проблема соотношения логичного и алогичного в поведе-  

нии по-прежнему оставалась нерешенной. Между тем  

усложнение форм общественной жизни, необходимость  

активных, рациональных форм поведения диктовали со-  

101  

 

циальной психологии своеобразный <заказ> на объясне-  

ние указанных феноменов. Теории соответствия в специ-  

фической форме ответили на этот заказ.  

 

Непосредственными источниками всех теорий соответ-  

ствия считают идеи Левина о природе конфликта и кол-  

лективную .работу, выполненную под руководством  

Т. Адорно <Авторитарная личность> [63]. Левин, как из-  

вестно, выделил три вида психологических конфликтов,  

которые позже были подтверждены Миллером в резуль-  

тате экспериментов на животных. Эти типы конфликтов:  

 

<подход-подход> (approach-approach), <избегание-  

избегание> (avoidence-avoidence), <подход-избега-  

ние> (approach-avoidence). Сама ситуация альтернати-  

вы, в которой каждый раз оказывается индивид, по мне-  

нию Брауна, впервые могла быть удовлетворительно ин-  

терпретирована именно в терминах моделей соответствия.  

Что же касается работы Адорно, имеющей четкую поли-  

тическую направленность против культа фюрера, но  

привлекающей чисто психологические объяснения обще-  

ственных явлений, то в ней последователи теорий соот-  

ветствия отметили одну важную для них деталь. В раз-  

деле этой книги, озаглавленном <Когнитивная организа-  

ция личности>, обсуждалось понятие толерантность не-  

однозначности>, которое рассматривается как прообраз  

идеи терпимости несоответствия, сыгравшей важную  

роль, в частности, в теории когнитивного диссонанса.  

 

С самого начала своего существования теории соот-  

ветствия стали рассматриваться как социально-психоло-  

гические теории, хотя сами авторы необязательно отож-  

дествляли их с социальной психологией. Справедливо,  

что в полном объеме проблема когнитивных структур и  

динамики когнитивной организации человека есть обще-  

психологическая проблема, и лишь некоторые ее аспекты  

представляют интерес для социального психолога: не  

случайно направление когнитивной психологии утверж-  

дает себя на Западе все больше и больше как общепси-  

хологическое направление. Однако тот конкретный вид,  

который приобретает когнитивизм в теориях соответст-  

вия, связан в первую очередь, конечно, с социально-пси-  

хологическим материалом. В этом нетрудно убедиться,  

. обратившись непосредственно к содержанию самих тео-  

рий.  

 

Из всех теорий соответствия наибольшую известность  

 

получили следующие: теория структурного баланса  

102  

 

Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома,  

теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теория  

конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.  

 

ТЕОРИЯ  

 

СТРУКТУРНОГО БАЛАНСА  

 

Ф. ХАЙДЕРА  

 

Ф. Хайдер-один из наиболее последовательных при-  

верженцев гештальтлсихологии. Его идеи никогда не раз-  

рабатывались специально для социальной психологии, и  

именно его многие исследователи считают основателем  

общей когнитивной психологии. Основная идея Хайдера  

сводится к тому, что люди склонны развивать упорядо-  

ченный и связный взгляд на мир, и в этом процессе они  

строят некую <наивную психологию>, которая имеет оп-  

ределенное сходство с научной: подобно тому как в пред-  

ставлениях <наивной психологии> люди стремятся за  

внешним поведением личности понять ее установки, мо-  

тивы, задача науки - за поверхностью явлений отыскать  

некоторые инвариантные свойства мира. Только отыска-  

ние этих инвариантов может помочь ориентироваться  

в мириадах явлений. Таким образом, с самого начала  

акцент сделан на проблему восприятия. Впервые эти  

идеи были изложены Хайдером в работе 1944 г. <Соци-  

альная перцепция и феноменальная причинность>. Экс-  

перимент, описанный в этой работе, состоял в следующем.  

114 испытуемых рассматривали кадры с движущимися  

фигурами-двумя треугольниками и одним диском. 34  

испытуемых просили описать, что они видят, не давая ни-  

каких дополнительных указаний, как это сделать. 80 дру-  

гим испытуемым было предложено интерпретировать  

движение этих фигур как действия личностей и после это-  

го описать, что они видят. Из первой группы (34 челове-  

ка) 33 человека описали движение фигур тоже в терми-  

нах живых существ, главным образом личностей. Отсю-,  

да Хайдер сделал вывод, что не существует каких-то  

принципиальных различий между восприятием физиче-  

ских объектов, как оно трактуется в гештальтпсихологии,  

и восприятием личностей [ИЗ, 373]. Этот вывод и был  

положен в основу представлений когнитивной психологии  

и стимулировал в дальнейшем своеобразное <приложе-  

103  

 

ние> проблем перцепции к трактовке специфических со-  

циально-психологических феноменов.  

 

Один из исходных тезисов Хайдера-важность изу-  

чения <житейской психологии>: чтобы понять социальное  

поведение личности, надо понять житейскую психологию  

и те богатства и находки, которые имеются в здравом  

смысле. Эта наивная житейская психология находит свое  

выражение, в частности, в языке, в литературных и фи-  

лософских сентенциях, касающихся межличностных от-  

ношений.  

 

Поэтому методом изучения наивной психологии мо-  

жет быть анализ психологических понятий, употребля-  

емых в языке, и их связи с понятиями, употребляемыми  

в сказках, новеллах и т. п. Поскольку важной детерми-  

нантой поведения является стремление человека к упо-  

рядоченному и связному пониманию его отношения  

к миру, постольку правомерно опереться на те суждения  

здравого смысла, которые фиксируют эту черту поведе-  

ния. В частности, заслуживают внимания такие сентенции,  

распространенные в житейском обиходе, как: <мы лю-  

бим людей, принадлежащих к нам>, <наши друзья дру-  

жественны между собой>, <мы любим то, что любят на-  

ши друзья>, <если мы не любим себя, то не любим и ве-  

щи, принадлежащие нам, а также людей, любящих нас>,  

<тот не любит группу, чье мнение расходится с мнением  

группы> и т. д. По мысли Хайдера, в этих сентенциях из-  

ложены представления наивной психологии о сущности  

стремления человека к сбалансированной когнитивной  

структуре, иными словами, первый постулат теории сба-  

лансированных структур - идея баланса. Здесь же нахо-  

дим и второй постулат - идею приписывания (когнитив-  

ной атрибуции), то есть процесса поиска достаточной  

причины для объяснения поведения другого или своих  

собственных действий.  

 

Таким образом, опора на житейскую психологию  

приводит Хайдера к социально-психологической пробле-  

матике. В статье <Аттитюды и когнитивная организация>  

[113] и позже в своей главной работе <Психология меж-  

личностных отношений> [114] Хайдер полностью обра-  

щается к сфере социальной психологии. Именно в этих  

работах и формулируются основные положения теории  

сбалансированных структур. Модели баланса последова-  

тельно строятся сначала для диад (одна личность отно-  

сится ;к двум объектам), а затем для триад (одна лич-  

 

104  

 

ность относится к двум объектам, из которых второй  

может .быть также личностью). Само определение балан-  

са дается следующим образом: <Понятие сбалансирован-  

ного положения означает ситуацию, в которой восприни-  

маемые единицы и эмоции сосуществуют без стресса, по-  

этому нет давления к изменению ни когнитивной органи-  

зации, ни эмоциональных проявлений> [114, 176]. Клю-  

чевая идея: дисбаланс вызывает напряжение и силы, ко-  

торые ведут к восстановлению баланса. Для пояснения  

этих положений предлагается так называемая <схема  

Р-О-Х>, которая именно под таким названием прочно  

вошла в социальную психологию и существует здесь как  

термин.  

 

Схема Р-О-Х опирается, как и вся концепция Хайде-  

ра, на житейскую психологию, суждения которой интер-  

претируются в терминах научной психологии. Схема пред-  

ставляет из себя модель .когнитивного (феноменологиче-  

ского) поля воспринимающего субъекта, которое описы-  

вается при помощи трех элементов: Р - воспринимаю-  

щий субъект, О-<другой> (воспринимающий субъект),  

Х-объект, воспринимаемый и воспринимающим субъ-  

ектом, и <другим>. Этим объектом может быть явление,  

идея, вещь. В дальнейшем Р, О. X, могут принимать лю-  

бые значения. Очень широко, например, схема Хайдера  

применяется в исследованиях массовой коммуникации,  

где Р интерпретируется как избиратель, О-политиче-  

ский комментатор, Х-iKa.K политический кандидат, по  

поводу избрания которого развернута пропагандистская  

кампания.  

 

Итак, взаимодействие трех элементов составляет  

некоторое когнитивное поле, и задача заключается в  

том, чтобы выявить, какой тип отношений между эти-  

ми тремя элементами является устойчивым, сбалансиро-  

ванным и какой тип отношений вызывает ситуацию дис-  

комфорта для Р и соответственно его стремление изме-  

нить ситуацию с целью приведения ее .вновь в состояние  

баланса.  

 

Прежде чем приступить к построению различных воз-  

можных вариантов складывающейся здесь когнитивной  

структуры (для Р), формулируются следующие сужде-  

ния житейской психологии как следствие приведенных  

выше сентенций: 1. Позитивные отношения транзитивны  

(то есть мое позитивное отношение распространяется на  

тот объект, на который направлено позитивное отношение  

105  

 

моего друга: <люблю того, кого любит друг>). 2. Нега-  

тивные отношения нетранзитивны (т. е. мое негативное  

отношение не распространяется на того, к кому испыты-  

.вает негативное отношение мой враг: <Не ненавижу того,  

кого ненавидит мой враг>). Хайдер называет когнитив-  

ную структуру воспринимающего субъекта сбалансиро-  

ванной, если в ней .позитивные отношения транзитивны,  

а негативные отношения нетранзитивны, и несбалансиро-  

ванной, если в ней, напротив, позитивные отношения не-  

транзитивны, а негативные отношения траязитивны (то  

есть возникает такая противоречащая здравому смыслу  

ситуация, когда <я не люблю того, кого любит друг> и  

<я ненавижу того, кого ненавидит враг>).  

 

Между тремя элементами Р, О и Х могут существовать  

один или два типа отношений: <отношения оценки> (sen-  

timent relations) и <отношения принадлежности> (unit re-  

lations). <Отношения оценки> выражаются в понятиях  

<нравится-не нравится>, <люит-не любит>, <пред-  

почитает-йе предпочитает>. Они могут быть как пози-  

тивными (и тогда обозначаются буквой L, от английско-  

го слова Love-любовь), так и негативными (и тогда  

обозначаются символом nL). <Отношения принадлежно-  

сти> фиксируют степень воспринимаемого единства эле-  

ментов и выражаются в понятиях <похожий-непохо-  

жий>, <близкий-далекий>, <[принадлежащий-иепри-  

надлежащий>, <владеющий - невладеющий>. Эти отно-  

шения также могут быть позитивными, когда степень  

воспринимаемого единства высокая (и тогда они  

обозначаются буквой U, от английского слова Unit -  

целое), и негативными, когда степень воспринимаемого  

единства низкая (и тогда обозначаются символом nU).  

Следует помнить, что все четыре вида отношений могут  

связывать между собой всех трех участников взаимодей-  

ствия (то есть Р, О и X), причем картина отношений ри-  

суется только с точки зрения ее представленноеT в ког-  

нитивном поле Р. По поводу <отношения оценки> это по-  

ложение усваивается достаточно легко: для Р могут су-  

ществовать три вида позитивных отношений этого типа  

(PLO, PLX, OLX) и три вида негативных отношений  

(PnLO, PnLX, OnLX). Что касается <отношений принад-  

лежности>, то здесь вопрос несколько сложнее. Фикси-  

руемая в них степень единства есть только степень их вос-  

принимаемого субъектом Р единства, то есть если Р вос-  

принимает, что О <обладает> объектом X, то это означает,  

 

106  

 

что существует позитивное <отношение принадлежности>  

между О и Х безотносительно к тому, обладает или нет  

О в действительности X. Второе замечание по поводу это-  

го вяда отношений состоит в том, что отсутствие позитив-  

ного <отношения принадлежности> не означает наличия  

негативного <отношения принадлежности> (если О же-  

нится на X, то это, с точки зрения Р, иллюстрация нали-  

чия между О и Х позитивных отношений принадлежно-  

сти, но если О разводится с X, то это-для Р-не есть  

иллюстрация негативных <отношений принадлежности>  

между О и X). В общем виде это правило формулирует-  

ся так: негативные отношения принадлежности наблюда-  

ются тогда, когда имеется воспринимаемая тенденция к  

разъединению элементов, но они не представляют собой  

отрицания воспринимаемой тенденции ,к единству.  

 

По мысли Хайдера, баланс присутствует в когнитив-  

ной системе Р в том случае, если Р воспринимает всю си-  

туацию как гармонию, без стресса, то есть если отноше-  

ния оценки между двумя элементами и отношения при-  

надлежности между ними (элементы представляются  

как объединенные в некотором смысле) одновременно  

воспринимаются как позитивные. Особенно важно под-  

черкнуть, что баланс - по Хайдеру - это не состояние,  

характеризующее реальные отношения между элемента-  

ми, но только восприятие со стороны Р определенного  

состояния отношений. <Баланс или отсутствие баланса  

есть характеристика феноменологии Р>, - справедливо  

замечают Инско и Шоплер [122, 6]. Хайдер полагает, что  

если Р ощущает отсутствие баланса, он испытывает  

стресс. Инско и Шоплер не без иронии замечают, что наи-  

более полным выражением баланса для Р является, не-  

сомненно, распределение всех <хороших> людей в раю,  

а всех <плохих> людей в аду, поскольку только при этом  

условии будет соблюдено то правило, на которое опирает-  

ся Хайдер: мы воспринимаем лишь хорошие вещи о друзь-  

ях и лишь плохие вещи о врагах [122, 7].  

 

Исходя из указанных принципов и принимая введен-  

ные обозначения, Хайдер строит модель Р-О-Х, причем  

для упрощения пояснений фиксирует в ней только отно-  

шения оценки, опуская в первом изложении проблему  

отношений принадлежности. Впрочем, для рассмотрения  

сущности модели Р-О-Х достаточно и первых, более  

простых обозначений. Получаем восемь возможных си-  

туаций.  

 

107  

 

Сбалансированная  

структура  

 

Несбалансированная  

структура  

 

(позитивные отношения транзи- (негативные отношения транзи-  

 

тивны, негативные - нетранзи- тивны, позитивные - нетранзи-  

 

лйпни гT.г,"..  

 

тивны)  

 

тивны)  

 

 

 

 

Легко видеть, что для ситуации баланса нужно на-  

личие либо трех позитивных отношений, либо одного по-  

зитивного, а двух - негативных. Дисбаланс имеет место  

тогда, когда два отношения позитивны, а одно негативно  

либо когда все три отношения негативны, хотя, впрочем,  

этот последний случай не имеет однозначного толкования  

даже в рамках заданных сентенций здравого смысла.  

По предложенной модели можно легко <вычислить>, ка-  

ким должно быть третье отношение (Р к X, ибо именно  

оно нас интересует), если известны два других (Р к О и  

О к X), причем <вычисление> это допустимо для характе-  

ристики как сбалансированной, так и н есб ал аяси.ро ван-  

ной структуры.  

 

Схеме Р-О-Х нельзя отказать ,в общем в известной  

логической последовательности, она допускает простей-  

ший прогноз отношений в предлагаемой триаде, с .по-  

мощью этой схемы проведен ряд прикладных исследова-  

ний, особенно в изучении изменения аттитюдов (отноше-  

ний) избирателей под влиянием пропаганды. Однако в




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 739
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь