Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



4 страница


рикавдской психологической, так и внутри Американской  

социологической ассоциаций. Следовательно, более или  

менее полную характеристику теоретических позиций  

можно получить, лишь включив в перечень направлений  

как минимум четыре: бихевиоризм, когнитивизм, психо-  

анализ и интеракционизм,  

 

ос  

 

OR  

 

/ В отличие от ранних исследований, где предлагалось  

два критерия для различения теоретических направлений,  

сейчас предпринимаются попытки умножения и усложне-  

ния таких критериев. Мак-Дэвид и Харари предлагают,  

например, шесть критериев: основной источник данных  

для наблюдения; понятия, используемые для описания  

мотивации или-более широко-личности; роль, отво-  

димая сознанию в поведении; роль бессознательного  

в поведении; роль, которая придается внешней среде; на-  

конец, роль так называемой социокультурной среды [141,  

 

24-26].  

 

Названные шесть критериев, возможно, и не яв-  

ляются слишком строгими и с этой точки зрения вряд ли  

могут быть рассмотрены как некий эталон. Однако сама  

попытка выявления оснований для классификации тео-  

ретических подходов заслуживает внимания. По сущест-  

ву здесь поднимается вопрос о том, что каждая теорети-  

ческая ориентация вырабатывает свой концептуальный  

аппарат для описания некоторого обязательного миниму-  

ма исходных, <сквозных> психологических феноменов.  

В современном науковедении, и в частности в мета-ана-  

лизе психологического знания, концептуальному, или  

категориальному, аппарату уделяется особое внимание.  

В распоряжении всякого психолога-экспериментатора,  

отмечает М. Г. Ярошевский, <имеются особые средст-  

ва - не только приборы, фиксирующие быстроту реакций,  

но и незримый аппарат категорий, понятий, принципов.  

Назовем его категориальным аппаратом. Он склады-  

вается и усложняется с прогрессом научной психоло-  

гии. От его разработанности зависит качество добывае-  

мой информации и соответственно возможность исполь-  

зовать эту информацию для управления психическими  

процессами> [58, 15]. Этот категориальный аппарат нау-  

ки, естественно, связан с определенным набором обяза-  

тельных тем научного исследования в данной области.  

Все это вместе взятое-основная проблематика, <пред-  

метная область>, согласие относительно каких-то основ-  

ных принципов, методов анализа-создает некоторую  

модель науки, принимаемую или в определенный период  

ее развития, или в рамках довольно широкого сообщест-  

ва ученых. В науковедческой литературе последних лет  

такая модель определяется как парадигма. С точки зре-  

ния Т. Куна, автора этой идеи, в развитии любой науки  

можно выделить относительно спокойные .периоды, когда  

37  

 

в сообществе ее представителей утверждается такое сог-  

ласие относительно исследуемой области реальности, об-  

щих принципов этого исследования, основных исходных  

представлений о существе изучаемых явлений. Это и есть  

периоды, когда в науке устанавливается определенная  

парадигма. Когда же, в силу различных причин, она из-  

живает себя, уступая натиску новых данных, .новых идей,  

ей на смену приходит новая парадигма, а сам период пе-  

рехода от одной парадигмы к другой обозначается Куном  

как научная революция [56, 10].  

 

Можно соглашаться или не соглашаться с этой иде-  

ей, как она разработана Куном, и это особый вопрос  

в науковедении и философии [57, 23]. Но остается фак-  

том то огромное влияние, которое идея парадигмы ока-  

зывает сегодня на мышление многих ученых, представи-  

телей различных конкретных наук. В русле той методоло-  

гической рефлексии, которая, так же как и для других  

дисциплин, свойственна сегодня для социальной психоло-  

гии, идея парадигмы приобретает одно из центральных  

мест. Как и в других случаях, социальная психология и  

здесь питается из двух источников, представляющих ее  

<родительские> дисциплины: из психологии и из социо-  

логии. Вопрос о том, представляют собой эти науки пара-  

дигмальное знание или идея парадигмы неприменима  

в них, обсуждается в каждой из этих дисциплин. Что ка-  

сается психологии, то здесь этот вопрос .не имеет одно-  

значного решения: одни авторы высказываются за то,  

что психология есть непарадиг.мальное знание; другие  

полагают, что в истории психологии можно выделить ка,к  

минимум две парадигмы - интроспекционистскую и би-  

хевиористскую [7,23].  

 

В социологии в.опрос о парадигме получил более об-  

стоятельную разработку. Еще в 40-х годах в связи с кри-  

тикой эмпирической тенденции Р. Мертон выдвинул  

идею о том, что новой парадигмой в социологии являет-  

ся парадигма функционализма, которую он представил  

как некоторое систематическое руководство для исследо-  

вателя, включающее набор необходимых понятий, основ-  

ные постулаты и характеристики тех моментов, на кото-  

рые должно быть обращено главное внимание исследо-  

вателей [151, 225]. Сегодня и эта парадигма считается  

в американской социологии изжившей себя, и в литерату-  

ре идет дискуссия о том, какая парадигма заменит <па-  

радигму соответствия> (так другими словами именуется  

 

2  

 

парадигма функционализма, где идея соответствия, рав-  

новесия социальных систем была ключевой) -<пара-  

дигма конфликта> или какая-либо иная.  

 

Значение понятия парадигмы, предложенного Куном,  

как видно, не всегда используется строго. Как это часто  

бывает, научный термин получает в употреблении как бы  

вторую жизнь, приобретая несколько более обыденное  

содержание. Практически с парадигмой отождествляют  

какие-то отдельные характеристики науки, обозначая  

этим термином то различные теоретические ориентация,  

то методологические принципы, то опецифический поня-  

тийный аппарат. Такая адаптация идеи парадигмы наб-  

людается и в социальной психологии. Квалифицируя си-  

туацию в этой науке как своего рода кризис, многие аме-  

риканские исследователи склонны считать, что разверты-  

вание этого кризиса совершается в форме смены пара-  

дигм, Ниже мы подробно проанализируем мысли Мак  

Гайра по поводу содержания той парадигмы в социаль-  

ной психологии, которая уходит со сцены, и по поводу  

той, которая складывается здесь4. Сейчас важно отме-  

тить, что сама по себе идея парадигмы, как бы произ-  

вольно она ни толковалась, обладает известной привле-  

кательностью для социальной психологии. О.на становит-  

ся тем необходимым звеном в анализе собственных воз-  

можностей, успехов и неудач, которое необходимо изу-  

чить, оглядываясь на пройденный путь, подытоживая ре-  

зультаты и продумывая перспективы.  

 

Вопрос о принципах различения теоретических на-  

правлений, хотя и косвенно, имеет отношение к проблеме  

парадигмального (или неларадигмальното) характера  

социально-психологического знания. Выделение .ключе-  

вых понятий, в которых описываются в том или ином на-  

правлении <сквозные> проблемы социальной психологии,  

представляется весьма продуктивным принципом анали-  

за истории всякой дисциплины. Как справедливо отме-  

чает М. Г. Ярошевский, <история школ и их взаимоотно-  

шений, влияние дискуссий между сторонниками различ-  

ных шжол на последующую эволюцию научных ядей -  

эти и многие другие аспекты коммуникативно-информа-  

ционной деятельности ученых не могут быть расшифро-  

ваны без категориального ключа, без представления об  

основных формах, структурах, категориальных схемах  

 

4 См. гл. VI настоящей книги.  

 

29  

 

вообще целая <эпоха> или уж во всяком случае четко  

фиксированная самостоятельная область в американской  

социальной психологии XX в. То же относится к исследо-  

ваниям социальной перцепции. Мак Гайр отмечает, на-  

пример, что в 30-40-t годы публикации по исследовани-  

ям аттитюдов росли быстрее, чем все прочие публикации  

по социальной психологии. В 60-е годы <фаворитом> ста-  

новится другая проблематика. Прогнозируя дальнейшее  

развитие социальной психологии, можно утверждать, од-  

нако, что на роль этого фаворита снова выдвигается тра-  

диционная для когнитивистской ориентации проблема.  

По мнению Мак Гайра, это будет проблема <языка>  

(в духе исследований Н. Хомского), если ее не оттеснит  

другая <темная лошадка>, именуемая <социальной пер-  

цепцией> [145, 141].  

 

Особняком продолжает стоять проблематика интерак-  

ционистской концепции, связанная преимущественно с  

исследованием проблем символизма, ролей, референтных  

групп и т. д. Но и в этом случае, например, идея социаль-  

ной роли (не в качестве основы ролевой теории личности,  

а именно как общая идея) присутствует в работах пред-  

ставителей других направлений. Такой переход проблем  

и понятий из одной теоретической ориентации в .другую,  

конечно, является естественным процессом: он фиксиру-  

ет тот факт, что в исследованиях накапливается много  

<общих мест>, которые безотносительно к их генезису  

включены в тело социальной психологии как науки. Од-  

нако их традиционная привязанность к одному из направ-  

лений должна быть тщательно исследована, чтобы при  

оценке содержания .концепции того или иного автора не  

ошибиться под воздействием чисто внешних, терминоло-  

гических факторов.  

 

При анализе перспектив развития американской со-  

циальной психологии редко обсуждается вопрос о воз-  

можных изменениях самого набора сложившихся теоре-  

тических ориентации. Ряд авторов сходится в том, что  

решающие изменения, которые, возможно, произойдут в  

социальной психологии, будут касаться не изменения ха-  

рактера и содержания теорий, но изменения способа ис-  

пользования теорий. Иными словами, наиболее актуаль-  

ным представляется вопрос о методологической роли тео-  

рий в социально-психологическом исследовании. Этот во-  

прос ставится в общем русле той методологической реф-  

лексии, которая с особой силой развивается в последние  

 

32  

 

годы, причем не только в социальной психологии, но во  

всей системе научного знания. Для социальной психоло-  

гии дискуссия подобного рода является особенно значи-  

мой в связи с <маргинальностью> ее положения, в связи  

с молодостью ее как науки, наконец, в связи с .большой  

сложностью объекта ее исследований. В методологиче-  

ском ключе выделяются два .вопроса относительно судеб  

теоретического знания в социальной психологии, отно-  

сительно его роли, значения, трудностей. Это вопросы о  

соотношении теоретического и эмпирического уровней со-  

циально-психологического исследования и об отношении  

теоретического знания к проблеме ценностей. Масштаб  

рассмотрения того и другого вопроса весьма различен:  

 

в собственно американской литературе первый разбира-  

ется значительно подробнее, в постановке и рассмотре-  

нии второго доминирующую роль начинают играть со-  

циальные психологи из европейских стран.  

 

Проблема соотношения теоретического и эмпирическо-  

го уровней знания существует, разумеется, в любой кауч-  

ной дисциплине. В своем философском, гносеологическом  

аспекте она специально исследуется в различных систе-  

мах, а в последние годы в специальной области - логи-  

ке и методологии научного исследования. Но рано или  

поздно к этой проблеме вынуждены обращаться и сами  

исследователи, работающие в конкретных областях нау-  

ки. По-видимому, такая необходимость возникает на оп-  

ределенном этапе развития научной дисциплины, когда,  

с одной стороны, рождается потребность <остановиться,  

оглянуться>, отдать себе отчет о качестве получаемых /  

 

(знаний, о возможностях науки, с другой стороны, когда  

накоплен достаточный материал, на основании которого  

можно строить такой анализ. Однако в различных науч-  

ных дисциплинах мера осознания этой потребности и ост-  

рота проблемы выглядят по-разному. В силу ряда конк-  

ретных обстоятельств истории каждой науки вопросы  

эти могут отодвигаться на более ранние или более позд-  

ние этапы. В свое время дискуссии подобного плана бы-  

ли, например, актуальны даже для такой устоявшейся  

дисциплины, как физика, что было связано с разразив-  

шимся здесь кризисом на рубеже XIX-XX столетий.  

В других науках вообще, по-видимому, можно констати-  

ровать относительное безразличие ,к названной пробле-  

матике. Но этого никак нельзя сказать о любой из наук,  

связанных с изучением человека.  

 

3 Заказ 420 ,33  

 

Существует ряд объективных причин для возникнове-  

ния здесь острого интереса к проблеме соотношения тео-  

ретического и эмпирического знания. Сам объект иссле-  

дования в данном случае настолько сложен, что уже он  

порождает размышления над судьбой и возможностями  

классических схем эксперимента. Кроме того, имеет зна-  

чение и специфика исторического развития таких дис-  

циплин, как психология и социология, в частности факт__  

довольно длительного их существования в недрах фило-  

софии и потому значительная зависимость от чисто фи-  

лософской традиции, с трудом допускающей переключе-  

ние на рельсы экспериментального развития. Отсутствие  

хорошо разработанных моделей теоретического знания  

для дисциплин подобного рода (поскольку само станов-  

ление методологии науки опиралось всегда на опыт есте-  

ствознания) выступает уже как <вторичная> причина, (по-  

рожденная двумя первыми. И наконец, острота содержа-  

тельных проблем, исследуемых в этих науках, тесная их  

связь с реальными социальными проблемами общества,  

их неизбежная идеологическая включенность, ярче все-  

го .проявляющаяся именно на уровне теоретического зна-  

ния, также обусловливают как особую трудность в ре-  

шении методологических вопросов, так и особую ответ-  

ственность, которая здесь должна быть проявлена.  

 

Весь комплекс этих причин в полной мере проявляет-  

ся в социальной психологии, будучи дополнен еще и та-  

кой специфической причиной, как рождение ее на стыке  

двух наук - социологии и психологии. Как мы стара-  

лись показать, и в той, и в другой <родительских> дис-  

циплинах вполне достаточно своих собственных проблем в  

указанном плане, социальной же психологии приходится  

наследовать эти двойные трудности. Конечно, в общей  

форме она подчиняется тем элементарным требованиям,  

которые предъявляются ко всякой науке, в том смысле,  

что теория и эмпирический материал должны здесь тесно  

взаимодействовать. Но коль скоро теория зачастую отож-  

дествляется со <спекуляцией>, коль скоро практика экс-  

перимента осмысливается через призму неопозитивист-  

ских канонов научного знания, элементарное требование  

перерастает в подлинную проблему. Отвлекаясь от во-  

проса о том, какая теория направляет исследование или  

должна направлять его, многие американские авторы вы-  

нуждены поднимать вопрос о том, должна ли вообще  

теория присутствовать в теле строго экспериментальной  

 

34  

 

социальной психологии, должны ли вообще элементы тео-  

ретического знания (и могут ли они) быть включенными  

в ткань экспериментального исследования. Интересно,  

что в серьезных руководствах этот вопрос обсуждается  

на таком элементарном уровне, что исследователю в об-  

ласти логики и методологии науки это вообще .может по-  

казаться трюизмом. В учебных пособиях иногда прилеж-  

но переписываются такие истины, что <эмпирические  

данные являются существенными для полимания соци-  

ального поведения, <о один эмпиризм не ведет к боль-  

шому успеху ни в одной науке. Эмпирические данные  

должны быть организованы и соотнесены так, чтобы они  

могли быть интерпретированы и объединены. Это -  

функция теории> [175, 7]. Бесспорное само по себе, это  

утверждение представляется настолько тривиальным, что,  

казалось бы, могло быть опущено, принято как данное,  

но его приходится повторять и приводить, ибо на общем  

атео.ретическом фоне состояния социальной психологии и  

оно требует если не защиты, то по крайней мере пропа-  

ганды. Очевидно, этим следует объяснить тот относитель-  

но низкий уровень обсуждения этой проблемы, который  

можно констатировать в литературе.  

 

Что касается понимания природы теорий, то и здесь  

большинство высказываемых идей не являются слишком  

оригинальными и даже вполне корректными с точки зре-  

ния современной логики науки. Они демонстрируют собой,  

скорее, первые шаги в попытках приобщиться к сложным  

формам методологической рефлексии. Отказавшись от  

идеи <большой> теории в социальной психологии, исследо-  

ватели анализируют природу теории на примерах <теорий  

среднего ранга>. Обычно прежде всего задаются некото-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1091
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь