Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



2 страница


в ней следует выделить .период 60-х-70-х годов [95,2] 1.  

Одна мысль, при всех этих разночтениях, присутствует  

как общая: современная социальная психология-это  

научная социальная психология и она же синоним амери-  

канской социальной психологии. В этом смысле весьма  

показательны называемые в популярных изданиях [136,  

7] в качестве первых вех современной научной социаль-  

ной психологии события ее история. Первым шагом со-  

циальной психологии в лаборатории называется исследо-  

вание Н. Трипплета о динамотенных факторах в коопе-  

рации (1897 г.), первым шагом в <толе>-исследование  

Е. Старбака <Психология религии> (1899 г.), первой ра-  

ботой прикладного характера - работа Г. Джейла о пси-  

хологии рекламы (1900 г.). Все названные здесь рабо-  

ты - американские, и, таким образом, проявляется от-  

ношение к европейской традиции: она именно традиция  

в отличие от современной науки... Подобное отождествле-  

ние современной, научной и американской социальной  

психологии в западной социально-психологической лите-  

ратуре позволяет рассмотреть .сложившееся в ней отно-  

шение к проблемам теории как продукт специфически  

 

американского подхода.  

 

Прежде чем приступить к рассмотрению этого вопро-  

са, обратим внимание еще на один факт. Сторонники  

придания статуса современности лишь той социальной  

психологии, которая развивается после второй мировой  

войны, .несколько смещают значения понятий <традиция>  

и <новаторство>. Для них традиционной уже становится  

та чисто экспериментальная ориентация, которая сложи-  

лась после первой мировой войны, а известное отступле-  

ние от сформулированных тогда канонов определяется  

как своеобразное новаторство. Как это часто бывает  

в истории науки, исторические вехи традиций оказывают-  

ся достаточно ограниченными. Поэтому точнее говорить,  

очевидно, не о противопоставлении традиционной и со-  

 

Своеобразной вехой в развитии социальной психологии Мак Гайр  

считает выход в свет в 1969 г. <Руководства по социальной психо-  

логии>, изданного Г. Линдсеем и Э. Аронсоном, полагая, что это из-  

дание свидетельствует о конце эры, о моменте, когда социальная  

психология начинает развиваться в новых направлениях> ,[146,  

 

219].  

 

13  

 

временной социальной .психологии, а конкретно исследо-  

вать те методологические принципы, которые доминиру-  

ют в развитии этой научной дисциплины в определенный  

период, и прежде всего интересующий нас вопрос об от-  

ношении к теоретическому знанию.  

 

Проблемы социально-психологической теории, ее раз-  

новидностей, ее уровней, ее удельного веса являются не-  

простыми проблемами для американской социальной  

психологии, развивающейся в русле неопозитивистской  

методологии. Как уже отмечалось, ситуация в этом воп-  

росе значительно изменяется в последние годы. Если пе-  

риод становления экспериментальной ориентации поро-  

дил ярко выраженный нигилизм по отношению к теории,  

то сейчас все чаще и чаще раздаются призывы к необхо-  

димости ее разработки. Существует ряд фундаменталь-  

ных работ, специально исследующих эти вопросы. Упомя-  

нем как минимум работу М. Дойча и Р. Kpaycca <Теории  

в социальной психологии> [99], а также работу М. Шоу  

и Ф. Костанцо <Теории социальной психологии> [175].  

К ним примыкает хрестоматия <Классические вклады  

в социальную психологию>, изданная Э. Холландером и  

П. Хаятом [88]. В пятитомном <Руководстве по социаль-  

ной психологии> Г. Линдсея и Э. Аронсона проблемам  

теории посвящена значительная часть первого тома [112].  

Довольно скрупулезно вопрос об основных течениях тео-  

ретической мысли в американской социальной психоло-  

гии исследован s работе Д. Мак-Дэвида и Г. Харари <Со-  

циальная психология: индивиды, группы, общества>  

[141].  

 

Мера озабоченности авторов названных исследований  

относительно судеб социально-психологической теории  

в США весьма различна, как и вообще различна мера  

внимания, уделяемая различными исследователями дан-  

ной проблеме. Однако все названные здесь работы - это  

работы, защищающие идею необходимости пропорцио-  

нального развития двух сфер научного знания-теоре-  

тического и экспериментального. В этом новизна подхо-  

да по сравнению с 20-ми годами, .когда в этом соотноше-  

нии наблюдался значительный .перекос. Бурное развитие  

экспериментальных методик в тот период породило оп-  

ределенную позицию: интерес к теории не просто снизил-  

ся, но всякий, кто продолжал интересоваться теорией,  

рисковал вызвать сомнение в своей личной компетентяо-  

сти. Популярность экспериментального метода, эмпири-  

 

14  

 

ческих оснований научного исследования - факт, сам по  

себе имеющий положительное значение в истории нау-  

ки, - обернулся воинствующей антитеоретической пози-  

цией. Пафос экспериментальной ориентации социальной  

психологии выражался в том, чтобы выработать альтер-  

нативу спекулятивному, кабинетному подходу первых  

социально-психологических работ. Но, как справедливо  

замечают Дойч и Краусс, <революция против кабияетно- .  

го теоретизирования привела многих социальных психо-  

логов не только к тому, что они покинули свои кабинеты,  

но и к тому, что они вообще перестали теоретизировать>  

[99, 214].  

 

Реальная ситуация, .сложившаяся в то время в науке,  

как будто бы способствовала такому пренебрежению  

к теории. Экспериментальные работы, в частности благо-  

даря усилиям К. Левина, настолько в более выигрышном  

свете представляли образ социальной психологии как нау-  

ки, особенно по .сравнению с умозрительными построени-  

ями конца XIX в., что возникло (тоже довольно часто  

встречающееся в истории науки) смещение акцентов  

в оценке теоретического знания: отвержение <плохой>  

теории (точнее, спекулятивного знания) стало отождест-  

вляться с необходимостью отвержеиия теории вообще.  

Если учесть, что в это время в американской психологии  

прочно утверждается господство бихевиоризма, немало  

способствовавшего приданию психологии <респектабель-  

ного> вида, то легко понять, что распространение подоб-  

ной атеоретической позиции среди исследователей имелоЕ>  

под собой определенные основания, коренящиеся преж-  

де всего в той общей интеллектуальной атмосфере, кото-  

рая была характерна для США |B начале XX в. Любопыт-  

но, что полемика вокруг вопроса об отношении ,к теори-  

ям совпала с другой дискуссией - относительно статуса  

.социальной психологии в системе психологических и со-  

циологических дисциплин..  

 

Пограничный характер социальной психологии по-  

рожден как спецификой ее предмета, так и особенностя-  

ми ее происхождения. Как известно, наряду с практиче-  

скими потребностями общества, вызвавшими к жизни  

эту дисциплину, большое значение имела и сама логика  

развития научного знания. Ко времени выделения соци-  

альной психологии в самостоятельную науку целый ряд.  

областей научного знания испытывал необходимость  

апелляций к ней. В общем ряду антропологии, языкозна-  

15  

 

йия, этнографии, криминологии особое место, конечно  

занимали психология и социология. Тот любопытный  

факт, что первые руководства по социальной психологии  

были написаны одновременно психологом и социологом  

весьма многозначителен. В американской социальной  

психологии до сих пор с особой остротой обсуждается  

вопрос о двойственном статусе социальной психологии.  

Т. Ньюкому принадлежит высказывание о том, что  

в США .практически существуют две социальные психо-  

логии: <социологическая социальная психология> и <пси-  

хологическая социальная психология> [157, 82]. В русле  

полемики о судьбах социально-психологической теории  

это представление привело к своеобразной постановке  

вопроса. Некоторые американские исследователи пола-  

гают, что отношение к теории определяется мерой при-  

частности того или иного ученого к психологической или  

к социологической ветви социальной психологии. Так, по  

мнению Е. Боргатта, среди социальных психологов име-  

ет место такое распределение: ориентированные на пси-  

хологию в большей мере оказались враждебны теорети-  

зированию, ориентированные на социологию, напротив,  

в большей мере принимали необходимость его [185, 84].  

К такому свидетельству надо отнестись с осторожностью:  

 

оно зачастую само зависит от .принадлежности автора  

к тому или иному крылу социальной психологии. Дело в  

том, что <психологически ориентированный> социальный  

психолог сам мог быть недостаточно компетентным в от-  

ношении ситуации, сложившейся в социологии. Стерео-  

тип социолога, когда он отождествлялся с классиками  

буржуазной европейской социологии XIX в., с такими  

именами, как О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, Э. Дюрк-  

гейм и др., был, дейсттвителыно, довольно распространен-  

ным в течение длительного времени. Однако к 20-м го-  

дам XX в. сама американская социология радикально  

изменилась. В ней также прочно утвердилась эмпириче-  

ская тенденция, и, по выражению Р. Мертона, стереотип  

<социального теоретика> уступил место стереотипу <со-  

циального инженера> или даже <социального техника>,  

вооруженного магнитофоном и счетной линейкой [151, 5].  

Другой известный американский социолог П. Сорокин ут-  

верждал, подобно тому, как это утверждают Дойч и  

Краусс относительно социальной психологии, что и в со-  

циологии человек, рискнувший принести в научный жур-  

нал статью без должного математического обрамления,  

 

16  

 

должен был ожидать сомнения в его научной компетент-  

ности в силу повсеместного распространения <квантофре-  

нии> [186]. Господство неопозитивистских принципов  

научного знания проникло и в сообщество социологов:  

 

здесь также утвердился известный культ <статистическо-  

го ритуала>, абсолютизация количественных методов, не-  

критическое принятие принципов операционализма и ве-  

рификации. Поэтому вряд ли правильно обвинять социо-  

логию и соответственно социологически ориентированных  

социальных психологов в приверженности теоретическо-  

му знанию. Скорее, в первой трети XX в. можно конста-  

тировать свойственную американской социальной мысли  

вообще, ,а социологии и психологии как <родительским  

дисциплинам> социальной психологии в частности, неко-  

торую общую тенденцию, состоящую в крайней ориента-  

ции на философию неопозитивизма со всеми вытекаю-  

щими отсюда последствиями.  

 

Каждый из принципов, разработанных здесь, взятый  

сам по себе, в его неабсолютизировакном виде, может и  

не вызвать сомнений. Это относится к таким принципам,  

как уважение к точным данным, необходимость совер-  

шенствования математических .процедур, требование  

строгого построения и проверки выдвигаемых гипотез.  

Однако сущность позитивистской методологии не в том,  

что здесь выдвигаются эти принципы, а в том, что каж-  

дый из них абсолютизируется и тем самым исключается  

какой бы то ни было иной образ науки кроме как науки,  

построенной по моделям точного знания, прежде всего  

по модели физики. На этой основе возникает <культ ме-  

тода>, что в значительной степени снижает интерес к со-  

держательной стороне знания. В контексте социальной  

психологии это означает, что требование <респектабель-  

ности> науки, предполагающее прежде всего точность и  

строгость выводов, полученных в эксперименте, оборачи-  

вается переключением внимания исследователя лишь на  

формы человеческого поведения при отказе (или при не-  

дооценке) от исследования его сущности. По справедли-  

вому утверждению многих критиков, это приводит к пе-  

реоценке значения контролируемого лабораторного экс-  

перимента и к отрицанию необходимости исследования  

социального поведения в естественных условиях. Хотя  

свет, несомненно, ярче и видимость лучше в лаборато-  

рии, <знания должны добываться даже и тогда, когда  

препятствия велики и свет тускл, если социальные пси-  

 

2 Заказ 420 17  

 

холоти хотят содействовать пониманию человечеоюих |  

 

проблем своего времени> [99, 216]. j  

При анализе этого методологического движения внут- я  

 

ри социальной психологии нельзя абстрагироваться сп щ  

того социального фона, на котором оно происходит. Уси-  

ление позиций прагматизма и позитивизма в США в 20-е  

и 30-е годы было .своеобразным ответом .на запросы, ко-  

торые американское буржуазное общество адресовало  

к наукам о человеке, будь то психология, социология или  

уже набирающая силу в качестве самостоятельной дис-  

циплины социальная психология. Требование разработки  

способов управления человеческим поведением, его пред-  

оказания, стремление к получению <немедленных> реко-  

мендаций, обеспечивающих сиюминутный выигрыш для  

бизнеса, для пропаганды, для армия, как будто наиболее  

полно реализовывалось при проведении исследований  

в ключе философских принципов прагматизма и позити-  

визма. А-теоретичность исследователя в таком контексте  

начинала как бы представляться особого рода ценностью,  

она как бы гарантировала меру его действительного  

 

включения в решение ad hoc проблем.  

 

Исключением в обрисованной здесь ситуации, как  

 

она складывалась в американской социальной психоло-  

гии 20-30-х годов, явилась деятельность Курта Леви-  

на. Эмигрировавший из Германии в 1933 г., Левин быст-  

ро выдвинулся >в качестве ведущего психолога .в Соеди-  

ненных Штатах. Основанный им Центр по изучению груп-  

повой динамики при Массачусетском университете пред-  

принял целую серию блестящих экспериментальных ис-  

следований, относящихся к собственно предмету соци-  

альной психологии, что дало основание американским  

авторам почти единодушно рассматривать Левина как  

центральную фигуру именно а социальной психологии.  

Но наряду с развертыванием, утверждением, развитием  

практики экспериментального исследования в социальной  

психологии Левин оставался и крупным теоретиком.  

Хотя разработанная им теория поля и вызывает серьез-  

ные возражения с точки зрения принципов советской  

психологической науки (впрочем, она подвергается кри-  

тике и не только с этих позиций), тем не менее эта теория  

оказала большое влияние на развитие американской со-  

циально-психологической мысли. Имя Левина обычно  

называют не только в связи с укреплением позиций  

экспериментальной практики в социальной психологии,  

 

18  

 

но и как крупнейшего, и причем последнего, теоретика  

данного масштаба. Считается, что после смерти Левина  

в 1948 г. происходит существенное изменение в отношении  

к возможностям построения сколько-нибудь общих теорий  

в социальной психологии вообще.  

 

Возможность существования .<большой теории>, или  

<всеохватывающей теории>, наряду с теориями меньшей  

степени общности неоднократно высказывалась как  

в психологии, так и в социологии. Так, идея <теоретиче-  

ского синтеза>, .предложенная Толменом и Халлом, бы-  

ла своего рода заявкой на построение <большой теории>  

в психологии [58, 196]. С другой стороны, в социологии  

такая претензия была сформулирована Т. Парсонсом при  

построении <теории социального действия> [4, 269]. В об-  

ласти собственно социальной психологии, как мы видели,  

хоть и неявно, но все же на роль <большой теории> пред-  

лагались теоретические идеи К. Левина. Мечта о <боль-  

шой теории> отражает, очевидно, объективную потреб-  

ность науки найти какие-то более или менее общие зако-  

номерности для той сферы реальности, которая представ-  

ляет собой объект исследования данной научной дисцип-,  

лины. Вместе с тем неудача с построением такого рода  

теорий приводит исследователей к поиску каких-то про-  

межуточных уровней обобщения.  

 

В социальную психологию также проникает идея не-  

обходимости построения так называемых <теорий сред-  

него ранга>, разработанная впервые в 40-х годах в аме-  

риканской социологии Р. Мертоном. Хотя сама по себе  

мысль о том, что уровень теоретического знания с точки  

зрения широты и глубины охвата определенной области  

реальности может быть различным, не явилась слишком  

оригинальной, Мертон дал ей тщательное методологиче-  

ское обоснование. Кроме того, ему принадлежит заслуга  

точной оценки ситуации, сложившейся в социологии, и  

попытки классифицировать реально существующие здесь  

теории. С этой точки зрения Мертон предложил выделить  

в структуре социологии три уровня знания: общие, так  

называемые <всеохватывающие> теории, <теории средне-  

го ранга>2 и эмпирические обобщения, получаемые непо-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1287
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 57 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 56 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 55 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 53 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 52 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 50 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 49 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 51 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь