Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



13 страница


чение имела идея господства <хороших фигур>, простых,  

симметричных, уравновешенных и замкнутых, для кото-  

рых действует закон прегнантности.Факторы, организую-  

щие восприятие и выступающие в качестве перечня того,  

что должно подлежать группировке в воспринимаемом  

объекте, перечисленные Вертгеймером, почти полностью  

потом воспроизводятся Ф. Хайдером, когда в его концеп-  

ции рассматриваются принципы группировки людей, вос-  

принимаемых в системе межличностных отношений. Хо-  

тя термин <прегнантность> здесь и не употребляется, од-  

нако принцип использован при раскрытии понятия <ба-  

ланс>. В весьма своеобразном виде когнитивисты прини-  

мают и идею ассимиляции и контраста, используя ее при  

исследованиях специфики водприятия человека челове-  

ком, когда речь идет о различных этнических группах  

(человек воспринимается или путем ассимилирования его  

с группой, или, напротив, по контрасту с ней).  

 

Таким образом, весь традиционный набор идей геш-  

тальтпсихологии широко представлен в работах социаль-  

ных психологов когнитивистской ориентации. В них до-  

94  

 

вольно часты прямые ссылки на классические произведе-  

ния гештальтистов, в частности на книгу Кёлера <Геш-  

тальтпсихология>; многие из авторов, работающих в рам-  

ках этой ориентации, открыто называют себя ученикамв-  

школы гештальтпсихологии. Не нужно, конечно, упро-  

щать характера этих отношений. Во-первых, сама специ-  

фика социально-психологической проблематики требует,  

естественно, модификации многих принципов, выдвину-  

тых при исследовании проблем общей психологии.  

Во-вторых, когнитивистские теории в социальной психо-  

логии отстоят и в исторической перспективе от классиче-  

, ской гештальтпсихологии на довольно длительное рас-  

! стояние, и критика, сопутствующая всей истории этого>  

! течения, не может остаться неучтенной, в частности в-  

свете данных последних исследований. Наконец, ситуа-  

ция сближения различных теоретических подходов в со-  

временной социальной психологии на Западе приводит  

к тому, что в гештальтистскую традицию сплошь и ря-  

дом включаются элементы иных подходов и возникает  

совершенно новый <сплав> идей. Наиболее существен-  

ным, на наш взгляд, является поэтому не воспроизведе-  

ние содержания какой-либо конкретной идеи, но сохра-  

нение общей <тональности> гельштальтпсихологии, при-  

сутствующей в работах когнитивистов. Кроме того>.  

нельзя недооценить и такую методологическую близость  

между гештальтпсихологией и современными когнитив-  

ными теориями, как призыв опереться на непосредствен-  

ный жизненный опыт. Рассмотрение этого непосредствен-  

ного жизненного опыта как первого шага в построении-  

научной психологии, законность его изучения для постро-  

ения вполне <респектабельной> науки, допустимость.  

(в противовес бихевиоризму) соединения хорошей прак-  

тики эксперимента с данными <наивного>, непосредствен-  

ного опыта - эта программа, в общих чертах сформули<  

рованная в гештальтпсихологии, стала своеобразным;  

 

исходным принципом когнитивизма.  

 

Другим теоретическим источником когнитивистской  

ориентации явилась теория поля К.. Левина. Несмотря на;  

 

близость Левина к гештальтпсихологии, ему присущи та-  

кие новые акценты, разработанные в теории поля, кото-  

рые становятся особенно значимыми для социальной пси-  

хологии. Поэтому довольно часто исследователи вообще-  

считают необходимым обозначить теорию поля не только-  

как один из источников когнитивизма, но и рассмотреть.  

 

95.  

 

ориентацию на нее как самостоятельный теоретический  

подход в .социальной психологии. Нам представляется,  

 

однако, более убедительной та точка зрения, которая  

рассматривает когнитивизм как известный синтез идей  

ортодоксальной гештальтпсихологии и теории поля Ле-  

вина.  

 

Наиболее важное значение для социальной психоло-  

гии имеет тот факт, что в отличие от гештальтпсихологии,  

имевшей дело преимущественно с перцептивными процес-  

 

сами, теория поля предлагала принципы исследования  

проблемы личности и, следовательно, наряду с разработ-  

кой понятия <образ> выдвигала разработку понятия <мо-  

тив>. Тот факт, что Левин делает упор не на гносеологи-  

ческий, а на мотива.циондый аспект субъектно-объектных  

.отношений, таил в себе особую привлекательность для  

социальной психологии, поскольку, несмотря на привер-  

женность когнитивистов к значению фактора информации  

для социального поведения, один этот фактор оказывал-  

ся явно недостаточным. При обращении к социальному  

поведению проблема мотивации никак не могла быть  

обойденной. И хотя до сих пор проблема связи когнитив-  

ных и мотивационных процессов не решена в социально-  

.психологических исследованиях этой ориентации, сама  

постановка ее возможна, в том числе и на основе синтеза  

.классической гештальттеории и теории поля.  

 

Для социальных психологов особенно значимыми  

оказались следующие положения теории поля,  

 

Идея взаимодействия индивида и окружения (среды.),  

где в отличие от гештальттеории значение приобретает не  

только .перцептивная структура, но и структура, в кото-  

рой совершается поведение. Это дает возможность выхо-  

да из чисто когнитивных образований в область реально-  

го поведения. Конечно, в концепции Левина существуют  

очевидные противоречия, которые, в частности, стоят на  

пути и названной продуктивной идеи: препятствием ис-  

следованию подлинно реального поведения является тот  

факт, что сами реальные взаимодействия личности с ми-  

ром заменены отношениями личности с <психологическим  

 

окружением> или, точнее, отношениями между системами  

 

напряжений личности и этим психологическим окруже-  

нием. Но это уже другой вопрос: как выступает для Ле-  

вина реальное поведение? Его решение в психологии за-  

висит от общих философских позиций исследователя, и  

критический анализ этих идей Левина может быть дан  

 

-96  

 

только с позиций принципиально иной методологии [58].  

Когнитивистами же, работающими в области социальной  

психологии, была использована сама постановка пробле-  

мы мотивации социального поведения личности, находя-  

щейся во взаимодействии с окружением.  

 

Известный синтез идей теории поля с идеями ортодо-  

ксальной гештальтпсихологии был осуществлен в рамках  

когнитивистского направления именно за счет усвоения  

ими двоякого содержания понятия <поле>. Использова-  

ние этого понятия в гештальтпсихологии и у Левина раз-  

лично. Как справедливо отмечает М. Г. Ярошевский, <для  

гештальтистов <поле> в психологии - это перцептивная  

структура, это то, что воспринимается в качестве непо-  

средственно данного сознанию. Для Левина <поле> - это  

структура, в которой совершается поведение. Она охва-  

тывает в нераздельности .мотивационные устремления  

(намерения) индивида и существующие вне индивида  

объекты его устремлений> [58, 258J. Принятие идеи <по-  

ля> в обоих его значениях оказалось принципиально важ-  

ным для социальной психологии, ибо позволяло перейти,  

пользуясь одними и теми же принципами, от когнитив-  

ных структур к структурам межличностных отношений.  

 

Другая идея Левина, непосредственно использованная  

в когнитивистской социальной психологии, - это идея  

валентности. Как известно, Левин ввел это понятие, что-  

бы объяснить направленность <локомоций> индивида  

в <жизненном .пространстве>: позитивная валентность  

обеспечивает устремление индивида в определенный рай-  

он силового поля, негативная валентность-движение  

в противоположную от него сторону. Как мы увидим ни-  

же, многие построения когнитивистов относительно пред-  

ставленности в феноменальном поле субъекта его отно-,  

шений ,к другим людям или объектам будут, хотя и в  

трасформированном виде, эксплуатировать эту идею.  

 

Но, подобно тому, как это имело место в случае с геш-  

тальтпсихологией, вряд ли влияние Левина на когнити-  

вистскую социальную психологию целесообразно усмат-  

ривать в заимствовании ею каких-то конкретных идей  

Левина. Скорее, и здесь влияние проявилось гораздо  

больше в общей ориентации психологического исследова-  

яия, а именно в той идее, что психологические явления  

Должны быть объяснены в психологических понятиях,  

что центральным фокусом исследования должны быть  

Центральные психические процессы, такие, как перцеп-  

 

7 Заказ 420 97  

 

ция, мотивация, целенаправленное поведение, а не пери-  

ферические, представленные сенсорно-мускульной систе-  

мой. Общий принцип необходимости изучения индивида  

во взаимодействии с окружением применительно к языку  

социальной психологии выступил как принцип необходи-  

мости изучения личности в контексте группы, к которой  

она принадлежит. Уважение к экспериментальному иссле-  

дованию в таких сложных проблемах психологии, как  

проблема личности, само мастерство Левина в проведе-  

нии экспериментов в подобной области стимулировали  

серьезную экспериментальную практику в рамках когни-  

тивистской ориентации. Если особая щепетильность в про-  

ведении экспериментов обычно справедливо связываетсй  

с традицией бихевиоризма, то для социальной психоло  

гии характерно стремление решать любую проблему на  

экспериментальном уровне также и в рамках когнити-.  

вистской традиции. Только в отличие от бихевиоризма  

когнитивизм - в значительной мере под влиянием Ле-  

вина-стремится анализировать именно <гуманистиче-  

ские> аспекты поведения. Так или иначе, но влияние Ле-  

вина на американскую социальную психологию оказа-  

лось огромным, именно его ученики создали ядро когни-  

тивистской ориентации (прежде всего Л. Фестингер и  

Ф. Хайдер), многие из предложенных им понятий вошли  

в язык когнитивных теорий. Особняком стоит, конечно, и  

новая область исследований, обозначенная Левиным как  

<групповая динамика>. Целый комплекс собственно со-  

циально-психологических проблем, таких, как стиль ли-  

дерства, групповая дискуссия, групповая сплоченность,  

стал разрабатываться именно в рамках этого подхода.  

Тот факт, что названная проблематика не рассматрива-  

ется здесь, поскольку не имеет прямого отношения к ког-  

нитивистской ориентации, не должен означать, что эта  

сторона деятельности Левина может быть сброшена со  

счета при анализе состояния современной социальной  

 

психологии на Западе.  

 

II. Концептуальный аппарат когнитивных теорий яв-  

ляется второй основой для объединения их в единую ори-  

ентацию. Главным понятием выступает здесь понятие  

<когнитивной организации> или <когнитивной структу-  

ры>. Р. Зайонц понимает под этим <любую форму взаи-  

модействия между когнитивными элементами (независи-  

мо от их определения), которая имеет мотивационные,  

аффективные, установочные, поведенческие или когни-  

 

98  

 

Я  

 

тивные следствия> [195, 321]. Оговорка относительно не-  

зависимости существа дела от определения когнитивных  

элементов не является случайной. По вопросу о том, что  

же выступает в качестве <элементов> когнитивной струк-  

туры, идет оживленная дискуссия. Для Фестингера, на-  

пример, такими элементами, или <когнициями>, являют-  

ся <любые знания, мнения, убеждения об окружении, о  

себе, о чьем-то поведении> [102, 200]. Дж. Брем предпо-  

читает называть эти элементы <пунктами информации>,  

что, в общем, мало проясняет дело. Внутри когнитивной  

структуры можно различить три основных процесса: диф-  

ференциации, интеграции, соотнесения элементов. Инди-  

вид использует эти процессы, чтобы отличить друг от  

друга или, напротив, идентифицировать отдельные част-  

ные явления.  

 

Другой важной парой понятий в исследованиях когни-  

тивистов являются понятия <стимул> и <ответ>. Стимул  

в этой традиции, в отличие от бихевиоризма, понимается  

как сложное образование, связанное с когнитивными про-  

цессами индивида. Можно выделить три значения этого  

понятия: а) физический объект, б) пространственное по-  

ле, вызывающее возбуждение нервной системы, в) фено-  

менологическое представление географического объекта.  

Чаще понятие <стимул> употребляется в первом значе-  

нии, хотя настойчиво подчеркивается специфика и этого  

употребления: стимул-это не просто объект, но объект  

как элемент общей ситуации, объект в его отношениях.  

Что же касается <ответа> (понятие употребляется реже),  

то оно имеет совершенно однозначное содержание: от-  

вет-это процесс организации когнитивной структуры,  

осуществляемый под воздействием стимула. Как уже от-  

мечалось, в когнитивистских теориях широко использу-  

ется понятие <значение>. Некоторые авторы считают его  

Центральным понятием этих теорий. Ч. Осгуд, например,  

утверждает, что <значение является одной из наиболее  

значительных, стержневых переменных человеческого по-  

ведения> [159, 32]. Обычно в работах социальных пси-  

хологов этого направления не даются какие-либо особые  

Дефиниции <значения>, и чаще всего принимается опре-  

деление Дж. Брунера: <Значение чего-либо воспринятого  

извлекается из класса объектов, с которыми оно группи-  

руется. Значение есть следствие процесса категоризации>  

[14, 138]. В связи с употреблением понятия <значение>  

представители когнитивистской ориентации вводят до-  

7  

 

вольно своеобразное толкование выражения

reference>-<понятийная рамка>. Как уже отмечалось  

в первой главе, обычно это понятие используют в логике  

науки, при анализе методологических и теоретических  

проблем знания для характеристики некоторого общего  

контекста, в котором работает исследователь или кото-  

рый характерен для какой-либо теоретической ориента-  

ции. Здесь выражение <понятийная рамка> указывает на  

некоторый контекст поведения индивида, которое стро-  

ится на основании постоянного сравнения (например,  

<маленький слон>). Система принимаемых значений об-  

разует эту frame of reference, создает как бы некоторый  

масштаб, или канву, рассмотрения воспринятых объек-  

тов и тем самым соразмеряет с ней поседение.  

 

Есть еще целый комплекс понятий, который характе-  

рен не для всех когнитивных теорий, но лишь для боль-  

шой их группы. Поэтому прежде чем анализировать эти  

понятия, необходимо дать общую характеристику всего  

круга теорий, объединяемых под названием когнитивист-  

 

ских (или когнитивных).  

 

К когнитивным теориям относятся: 1) теории когни-  

тивного соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л, Фестин-  

гер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, Р. Абельсон, М. Розен-  

берг); 2) теории С. Аша, Д. Креча и Р. Крачфилда,  

использующие основные понятия когнитивизма, но не  

принимающие идеи соответствия. Рассмотрим более под-  

робно содержание этих теорий.  

 

ТЕОРИИ КОГНИТИВНОГО  

СООТВЕТСТВИЯ  

 

Обширный класс .социально-лсихологичеоких теорий  

соответствия, составляющих ядро когнитивистской ори-  

ентации, базируется на центральной идее о том, что ког-  

нитивная структура человека не может быть несбаланси-  

рованной, дисгармоничной, а если это имеет место, то не-  

медленно возникает тенденция изменить такое состояние.  

Эта идея по-разному представлена в различных теориях,  

но сам факт одновременного обращения к ней многих ис-  

следователей весьма примечателен. Сами последователи  

этих теорий в своеобразном credo - работе <Теории ког-  

нитивного соответствия> [193] отмечают, что история их  

 

100  

 

возникновения есть иллюстрация нередко встречающего-  

ся в истории науки явления, когда в определенный пери-  

од времени возникает несколько сходных теорий, создан-  

ных авторами, не имеющими между собой прямых науч-  

ных контактов. В конце 50-х годов так же получилось и с  

теориями когнитивного соответствия, которые возникли  

под разными названиями: баланса, конгруэнтности, сим-  

метрии, диссонанса. Общим для всех них с самого начала  

стало признание того факта, что человек ведет себя та-  

ким образом, чтобы максимизировать внутреннее соот-  

ветствие его когнитивной системы, и, более того, группы  

ведут себя таким образом, чтобы максимизировать внут-  

реннее соответствие их межличностных отношений. Ощу-  

щение же несоответствия вызывает психологический дис-  

комфорт, что порождает реорганизацию когнитивной  

структуры с целью восстановления соответствия.  

 

Хотя эти теории возникли лишь в конце 50-х годов,  

к ним применимы слова Эббингауза, относящиеся к пси-  

хологии в целом: теории эти имеют <длинное прошлое,  

но короткую историю>. Сами последователи этих теорий




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 735
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь