Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



11 страница


узника> выбор участников зависит от того, насколько  

каждый из них уверен в мотивах другого, и от того, в ка-  

кой мере каждый уверен, что другой ему доверяет.  

 

<Дилемма узника>, как и первая рассмотренная на-  

ми ситуация, служит примером взаимного поведенческо-  

го контроля членов диады. Но она далеко не только этим  

интересна. Экспериментально-лабораторное проигрьгва-  

 

79  

 

ние ситуации <дилемма узника> стало в настоящее время  

темой целой ветви исследований в зарубежной социаль-  

ной психологии. В этом русле работает достаточно много  

авторов. В частности, М. Дойч, А. Рапопорт использова-  

ли данную схему, изучая различные аспекты взаимодей-  

ствия. Обычно участников знакомят с матрицей, прежде  

чем их просят сделать выборы. Затем от них требуется  

сделать выборы одновременно: в одних случаях-не  

вступая в коммуникацию друг с другом (классический  

вариант), в других случаях изучается именно воздейст-  

вие коммуникации на поведение. Игра может проигры-  

ваться многократно, и после каждого тура игрокам сооб-  

щаются исходы обоих. Иногда в роли игрока выступает  

не один человек, а команда с лидером. В исследованиях  

варьировали пол, возраст, интеллектуальный уровень  

участников и другие - все это с целью эмпирического  

поиска психологических факторов, влияющих на выбор  

стратегий участниками данного конфликтного взаимо-  

действия. За последние двадцать лет в этой области на-  

коплен богатый эмпирический материал, представляю-  

щий несомненный интерес.  

 

Что касается подхода Тибо и Келли к взаимодейст-  

вию, то он содержит еще целый ряд аспектов, выходя-  

щих за пределы освещенных здесь принципов. Однако  

для общей оценки их ориентации необходимо прежде  

всего сделать акцент на исходных предпосылках этой по-  

зиции. Такая оценка может быть проведена, конечно, как  

бы изнутри данного подхода, то есть не подвергая сомне-  

нию сам исходный принцип интерпретации межличност-  

ного взаимодействия авторами. Можно оценить, насколь-  

ко последовательно он проведен, есть ли противоречия  

в его реализации и если есть, то какие, и т. д. Именно та-  

кой характер носит анализ позиции Тибо и Келли со сто-  

, роны их американских коллег. Однако такого рода заме-  

чания, на наш взгляд, должны следовать после оценки  

правомерности самого принципа вознаграждения-издер-  

жек как основы трактовки всей сферы межличностных  

отношений. Именно этот принципиальный момент заслу-  

живает анализа в первую очередь.  

 

На наш взгляд, в качестве важнейшего упрека в ад-  

рес представленной позиции можно выдвинуть упрек  

в том, что авторы пытаются анализировать межличност-  

ный контакт как протекающий в вакууме, никак не свя-  

зывая его с окружающим социальным контекстом. Им-  

 

80  

 

плицитно подразумевается, что сформулированный ими  

Принцип построения межличяостных отношений являет-  

ся универсальным, вневременным. Однако в действитель-  

ности авторам не удается элиминировать из своей тео-  

рии реальный социальный контекст: легко видеть, что  

теория Тибо и Келли является достаточно адекватной  

моделью многих аспектов диадического взаимодействия  

в условиях .капиталистического общества, где принцип  

выгоды пронизывает все уровни социальных отношений,  

в том числе отношения социально-психологические.  

В силу указанного обстоятельства эта теория не может  

претендовать ,на всеобщность.  

 

Вряд ли правомерно подвергать сомнению идею Тибо  

и Келли о том, что социальное взаимодействие включа-  

ет, предполагает взаимозависимость участников. Все де-  

ло в том, какой характер принимает взаимная зависи-  

мость. А это ближайшим образом определяется содер-  

жательными характеристиками социальной системы,  

в рамках которой протекает межлич.ностное взаимодей-  

ствие. Конечно, невозможно элиминировать вовсе из  

межличностных отношений соображения выгоды, полез--  

нести. Речь идет не об этом. Вопрос состоит в том, дела-  

ет ли общий социальный контекст этот принцип осново-  

полагающим регулятором сферы межличиостных отно-  

шений, определяющим всю <социальную психологию  

групп>, или ему отводится иное, например, гораздо более  

скромное, место. В рассмотренной теории авторы отра-  

жают, концептуализируют вполне определенную соци-  

альную, в том числе социально-психологическую, реаль-  

ность, однако воспринимают ее по существу как единст-  

венно [возможную и универсальную. С этим связана не-  

правомерная универсализация вычлененного ими такого  

регулятора межличностных отношений, как принцип  

вознаграждения-издержек.  

 

Что же касается оценки характера реализации авто-  

рами исходного принципа, то, несомненно, им удалось  

построить достаточно разветвленную систему представ-  

лений о природе межллчностных отношений. Зарубеж-  

ные авторы справедливо отмечают, что работа Тибо и  

Келли <Социальная психология групп> <содержит много  

проницательных суждений о процессах и детерминантах  

социального взаимодействия...> [99, 123]. Однако все  

это касается преимущественно одной формы взаимодей-  

ствия, а именяо взаимодействия диадического. В ооци-  

 

6 Заказ 420 81  

 

альной психологии пока является неоконченной дискус-  

сия о том, может ли диада рассматриваться как ячейка,  

клеточка, содержащая ,в свернутом виде всю гамму  

возможных групповых взаимоотношений. Следовательно,  

вопрос о переносе на группу принципов, вычлененных в  

анализе диадического взаимодействия, нуждается в осо-  

бом рассмотрении и обо сноваяии.  

 

Интересно отметить, что своеобразным <ограничите-  

лем> в данном случае оказалось и используемое автора-  

ми методическое подспорье в виде матрицы исходов.  

Плодотворность языка матрицы в изучении многях ас-  

пектов диады несомненна. Это показывают иаряду с ра-  

ботой Тибо я Келли многочисленные в настоящее время  

другие исследования с использованием эксперименталь-  

но конструируемых игр. Однако эмпирическое исследо-  

вание группы, даже из четырех участников, с привлече-  

нием матрицы исходов уже весьма затруднено.  

 

Еще один момент, обычно отмечаемый в качестве  

упрека позиции Тибо и Келли, также в определенной сте-  

пени обусловлен обращением авторов к теоретико-игро-  

вым представлениям. Дело в том, что <их теоретический  

анализ социального взаимодействия трактует его так,  

как если бы это было взаимодействие между личностя-  

ми, которые преследуют свои интересы механистично,  

без всякой психологической реакции на осведомленность  

относительно того, что они думают друг о друге и как  

пытаются предсказать .поведение друг друга. Их анализ  

часто обнаруживает допущение, что не делается разли-  

чий между личностями и вещами, которые не могут со-  

знавать самое себя и факт взаимодействия. Как следст-  

вие этого, их книга в большой степени игнорирует роль  

коммуникации в социальном взаимодействии, как если  

бы возможность обсудить проблемы не имела значения  

для социального поведения> [99, 123-;124].  

 

Весь приведенный перечень допущений, вызывающих  

неудовлетворение психолога, отчасти связан с использо-  

ванием в анализе авторов языка матриц. Этот заимст-  

вованный из математической теории игр способ описания  

взаимодействия действительно предполагает участников,  

которые разумны, т. е. стремятся к максимальному  

выигрышу. Причем теория игр имеет в виду, что сто-  

роны разумны в равной мере. Предполагается, что ситу-  

ации, в которых принцип максимизации выигрышей на-  

рушается, теория не рассматривает. Кроме того, из ана-  

 

82  

 

лиза, по сути, опускаются действия игроков в рефлек-  

сивном плане. Таким образом, допущения теории игр  

минимизируют психологические характеристики участ-  

ников. Поэтому, не отрицая полезности, необходимости  

использования теоретико-игровых методов в психологи-  

ческом исследовании, многие психологи, в том числе со-  

ветские авторы, подчеркивают, что <математические ме-  

тоды не могут заменить психологический анализ или.  

подвергнуть сомнению его решающую роль в исследова-  

нии> [22,281].  

 

Можно указать также ,на большую трудность исполь-  

зования языка матриц для описания ситуации реального  

взаимодействия. Сложным делом оказывается и дать.  

исчерпывающий перечень линий поведения участников  

(их стратегий), и численно представить исходы взаимо-  

действия (выигрыши, платежи участников). В лабора-  

торных экспериментах эти вопросы решаются сравни-  

тельно просто. В частности, исходы обычно выражаются  

в очках или деньгах. Но в этом случае во весь рост  

встает проблема отношения добытых в эксперименте све-  

дений к реальным ситуациям.  

 

В целом зарубежные авторы отмечают, что теория I >/  

Тибо и Келли не получила <тотального подтверждения>, ]  

и квалифицируют эмпирические исследования, проведен-  

ные в рамках данного подхода, как <умеренно поддер-  

живающие> [175, 103]. Особенно много исследовании:  

 

в русле гипотез Тибо и Келли посвящено изучению си- ;"  

туации торга, что не случайно, ибо предлагаемая авто-  

рами матрица исходов как аналитическое средство наи-  

более адекватна именно данному классу ситуаций.  

У них же в работе обнаруживается неоправданная тен-  

денция построить всю социальную психологию на этой-  

достаточно узкой основе.  

 

Подход Хоманса. Весьма близкой к позиции Тибо и  

Келли является теория <элементарного социального по-  

ведения> американского исследователя Хоманса [118]..  

Если Тибо и Келли формально не связывают себя с бихе-  

виористской ориентацией, то Хоманс в поисках объясни-  

тельных принципов прямо апеллирует к скиннеровской-  

парадигме научения как основному источнику.  

 

В центре внимания Хоманса-взаимный обмен воз-  

награждениями (позитивными подкреплениями) и из-  

держками (негативными подкреплениями), который име-  

ет место в диадическом контакте лицом к лицу. По его  

 

б 82;  

 

мнению, прямой и непосредственный обмен между участ-  

никами взаимодействия вознаграждениями и наказания-  

ми составляет существо <элементарного социального по-  

ведения>. Вслед за <поведенческой психологией> и  

<элементарной экономикой> он представляет человече-  

ское поведение как <функцию его платежей>.  

 

Хоманс дедуцирует положения, релевантные анализу  

 

процесса социального обмена, из принципов, сформули-  

рованных бихевиористами на основе изучения оперант-  

ного поведения животных. В наборе категорий Хоманса  

основными оказываются следующие: <деятельность>  

(activity), <сентимент>, (sentiment) <интеракция>. Пер-  

вый термин выступает равнозначным скиннеровскому  

термину <оперант>. Сентименты составляют особый  

класс деятельностей, они <являются знаками аттитюдов  

и чувств, которые человек имеет по отношению к друго-  

му человеку или к другим людям> [118, 33]. Таковы, на-  

пример, кивок, поцелуй, рукопожатие. Таким образом,  

сентименты не являются внутренним состоянием индиви-  

да, это виды открытого поведения. Подобно всякому по-  

ведению, сентиментами можно обмениваться, и в этом  

процессе обмена они подкрепляют, позитивно или нега-  

тивно, поведение партнера по взаимодействию. Интер-  

акция, по мнению Хоманса, состоит как раз в обмене  

оперантами (в его терминологии-деятельностями) и  

сентиментами, представляющими особый класс деятель-  

ностей.  

 

Хоманс формулирует пять положений, способных, как  

 

он полагает, объяснить эмпирические данные социаль-  

ной психологии. Первые четыре положения являются по  

сути переформулировкой скиннеровского представления  

о взаимосвязанном влиянии на поведение лишения или  

насыщения, а также частоты и качества подкрепления.  

Например, положение второе гласит: <Чем более часто  

в пределах данного временного периода деятельность  

человека вознаграждает деятельность другого, тем более  

часто этот другой будет инициировать деятельность>  

[118, 54]. Из предпосылки о том, что человек будет  

включаться в деятельность тем больше, чем более он  

вознаграждается за нее, Хоманс извлекает ряд сужде-  

ний о социальном взаимодействии. Например, чем чаще  

один человек благодарит другого за помощь, тем про-  

порционально чаще этот другой будет оказывать по-  

мощь первому.  

84  

 

В основу последнего, пятого, положения Хоманс  

кладет так называемое правило <распределенной спра-  

ведливости> (distributive justice), согласно которому каж-  

дый участник социального отношения, то есть отноше-  

ния обмена, по Хомансу, ожидает пропорциональности  

между получаемым выигрышем и понесенными издерж-  

ками, иначе говоря, ожидает справедливого обмена из-  

держек и вознаграждения. Возможные последствия на-  

рушений данного правила как раз и представлены Хо-  

мансом в положении пятом: чем с большим ущербом  

для личности нарушается указанное правило, тем с боль-  

шей вероятностью она <должна обнаруживать эмоцио-  

нальное поведение, которое мы называем гневом> [118,  

75]. С другой стороны, получение вознаграждения, не-  

пропорционального вкладу, приводит к возникновению  

у участника взаимодействия чувства вины. С точки зре-  

ния Хоманса, оценка сторонами меры возврата своего-  

вклада основывается на прошлом опыте социального-  

обмена. Именно прошлый опыт формирует ожидания  

своеобразной <нормы обмена>. Представление Хоманса  

об индивидуально дифференцированных на основе прош-  

лого опыта ожиданиях справедливого вознаграждения  

весьма похоже на понятие <уровень сравнения> у Тибо  

и Келли. Может оказаться, что одного опыт приучил  

к малым вознаграждениям за большие вклады, а друго-  

го - наоборот. Когда во взаимодействие вступают носи-  

тели конфликтующих, а не взаимно дополняющих друг  

друга норм справедливого обмена, выдвинутое Хоман-  

сом правило не в состоянии определять ход взаимодей  

ствия. В этой ситуации наиболее вероятно прекращение  

 

взаимодействия.  

 

Таково вкратце существо теории социального обмена  

 

Хоманса. Как справедливо отмечают Шоу и Костанцо,  

этот социально-психологический подход, как, впрочем, и  

подход Тибо и Келли, основывается на модифицирован-  

ном законе эффекта Торндайка. Взаимодействие про-  

должается только в случае удовлетворяющих стороны  

исходов, в противном случае оно прерывается. Разли-  

чие между удовлетворяющими и неудовлетворяющимд  

ситуациями проводится в чисто экономическом смысле:  

 

первые обеспечивают участнику выгоду, вторые приво-  

дят к потерям.  

 

Можно выделить два подхода к оценке изложенной  

 

теоретической концепции. В комментариях американ-  

85.  

 

ских авторов обычно отмечается ее логическая строй-  

ность, интересная попытка реинтерпретировать на ее  

основе существующие исследования по конформности,  

власти, социальному влиянию и т. д. В то же время под-  

черкивается ряд внутренних трудностей этой теории, обус-  

ловивших, в частности, достаточно скромную практику  

эмпирических исследований в ее русле. В первую очередь  

это относится к неудовлетворительному концептуальному  

д операциональному определению некоторых базовых по-  

г.чятий. В отсутствие строгих определений многие из ис-  

.пользуемых Хомансом понятий оказываются, скорее,  

метафорами, а не научными терминами. Отмечается  

также известная непоследовательность теории в реали-  

зации принципов скиннеровской психологии. Хоманс за-  

имствует эти принципы выборочно, игнорируя, например,  

такой важнейший момент скиннеровского подхода, как  

.влияния различных схем подкрепления. Указанные не-  

 

строгость и неполнота теории Хоманса, по мнению Дой-  

ча и Краусса, характерны ей не в большей мере, чем  

другим теориям американской социальной психологии,  

ни одна из которых не является теорией <в смысле тео-  

рий в физических науках> [99, 13]. Легко заметить,  

что приведенные оценки подхода Хоманса следуют как  

 

-бы изнутри данного подхода, не подвергая сомне-  

дию сам принцип интерпретации социального взаимо-  

действия.  

 

Другое направление критики пытается оценить сам  

этот подход. Во-первых, он рассматривается как совре-  

менный образец .психологического редукционизма в со-  

циальной психологии и социологии [92]. Хоманс считает  

необходимым в объяснении феноменов социального взаи-  

модействия апеллировать к постулатам психологии, иг-  

яорируя социальные предпосылки.  

 

Принципы, объясняющие <элементарное социальное  

поведение>, Хоманс дедуцирует из скиннеровской психо-  

логии. В результате <социальное> поведение строится  

в соответствии с той же матрицей выигрышей и потерь,




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 740
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь