Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



3 страница


 

2 Укоренившееся в русском переводе наименование <теории среднего  

ранга>, строго говоря, не передает точно содержания, вкладываемо-  

го Мертоном в это понятие. Гораздо точнее в этом смысле немец-  

кий перевод английского выражения ,  

 

2 19  

 

средственно в эмпирических исследованиях. Таким обра-  

зом, <средний ранг> теории-это некоторый средний  

уровень обобщений, выступающий как посредник между  

малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в изо-  

билии в повседневных образцах исследования, и <все-  

включающими спекуляциями> [151, 5-б]. По .мысли  

Мертона, в социологии бесполезно искать какие-то об-  

щие закономерности, относящиеся к социальному пове-  

дению вообще, но гораздо продуктивнее описать теоре-  

тически его отдельные стораны, области. На основании  

предложения Мертона в американской социологии 50-х  

годов был разработан целый ряд частных социологиче-  

ских теорий. В известном смысле эти теории стали отож-  

дествляться с определенными предметными областями  

социологического знания: стали говорить не только о <со-  

циологической теории семьи>, например, но .просто о <со-  

циологии семьи> (так же соответственно о <социологии  

города>, <социологии деревни>, <социологии образова-  

ния>, <социологии молодежи> и т. д.). И хотя в обоснова-  

нии Мертоном логико-методологического статуса <тео-  

рий среднего ранга> много спорного, в частности в плане  

интерпретации промежуточного уровня обобщения с по-  

зиций структурно-функционального анализа, сама идея  

о необходимости такого рода теорий является весьма  

приемлемой3. Она в значительной степени способствова-  

ла преодолению в американской социологии той пропа-  

сти, .которая сложилась между практикой эмпирических  

исследований и теоретическими построениями.  

 

Теперь, с известным запозданием, идея необходимости  

теорий среднего ранга проникла и в социальную психо-  

логию, которая в известном смысле уподобилась моль-  

ероокому герою г-ну Журдену, который, не зная того,  

оказывается, всю жизнь <говорил прозой>. Большинство  

теорий, возникших в социальной психологии после Лени-  

 

что по-русски, скорее, можно обозначить как <теории среднего ра-  

диуса действия>. Этот перевод схватывает ту мысль Мертона, что  

предложенные им теории представляют собой средний уровень нь  

только в смысле широты предлагаемых обобщений, но и в смысле  

объема той сферы социальной реальности, с которой имеет дело  

 

теория.  

 

3 В марксистской социологии обоснование возможности промежуточ-  

ного уровня обобщений дается с иных методологических позиций;  

 

соответствующие этому уровню теории получили здесь наименова-  

ние специальных социологических теорий.  

 

20  

 

на, довольно единодушно было объявлено именно теори-  

ями <среднего ранга> [99, 143]. Примерами таких теорий  

называют теорию фрустрации - агрессии Миллера и  

Долларда, теорию когнитивного диссонанса Фестингера,  

теорию конкуренции и кооперации Дойча, теорию соци-  

альной .власти Картрайта и Френча и др. И если в на-  

стоящее время в американской социально-психологиче-  

ской мысли обозначился вновь некоторый поворот в сто-  

рону интереса к теории, то он реализуется прежде всего  

как интерес к построению именно теорий среднего ранга,  

что, впрочем, не исключает продолжения дискуссий и о  

судьбе общей теории. Позже мы еще вернемся к тому,  

что это .конкретно означает для судеб социальной психо-  

логии.  

 

Отказ от общих теорий в социальной психологии и  

 

Принятие идеи теорий среднего ранга по-новому ставят  

вопрос о традиционном делении социальной психологии,  

да и вообще любой науки, на <школы>. Понятие научной  

школы занимает, как известно, большое место ,в совре-  

менном науковедении [60]. Существует несколько раз-  

личных принципов выделения научных школ, но это весь-  

ма специальный вопрос. В данном случае нас интересует  

проблема конкретного соотношения научной школы и оп-  

ределенной теории, в частности специфика ее решения  

именно в социальной психологии. Ряд наук, и социальная  

психология ,в том числе, пережили период бурного ста-  

новления научных школ. XIX век, в частности, .породил  

определенную традицию в этом отношении: обычно шко-  

ла возникала вокруг имени одного определенного лица,  

которое выступало и как руководитель школы, и IB то же  

самое время как ее главный теоретик. В психологии и со-  

циолопии особенно явственной была близость понятий  

<школа> и <теория> (понятно, что была школа Вундта  

и теория Вундта, школа Фрейда и теория Фрейда или,  

например, в социологии-школа Вебера и теория Вебе-  

 

ра и т. д.).  

 

Можно, очевидно, сказать, что в классический пе-  

риод развития науки школа практически совпадала с  

теорией. Более того, школы и различались прежде все-  

го по такому основанию, как определенная система тео-  

ретических взглядов, иными словами, по тому, какая тео-  

рия положена в основу исследований. Экспериментальная  

ориентация науки во многом изменяет эту ситуацию.  

Школа концентрируется теперь не столько вокруг опре-  

21  

 

деленной теории, сколько вокруг определенной системы  

методик, применяемых при анализе также определенной  

группы явлений. Когда теоретические позиции вообще  

необязательно заявляются (и выявляются), когда не в  

них усматривается суть, специфика подхода той или дру-  

гой группы исследователей, то естественно, что школа  

связывается в представлении отнюдь не с определенной  

теорией, ее <иоповедыванием>, но совсем iC другими при-  

знаками. Дело особенно усложняется в связи с прямым  

воздействием на судьбы науки научно-технической рево-  

люции. Умножение функций науки в обществе, усиление  

ее роли и вместе с тем обогащение самих средств науч-  

ного исследования и возрастание сложности задач науки  

все .в большей степени делают субъектом научного твор-  

чества ,не отдельных исследователей, но целые коллекти-  

вы ученых. Принятие внутри каждого такого коллектива  

единых методик исследования, довольно сложная систе-  

ма разделения труда в них, приводящая к известному  

раздроблению процесса исследования, оказываются го-  

раздо более значимыми факторами сплочения такого кол-  

лектива, чем принадлежность к одной теории. В совре-  

менном науковедении существуют различные точки зре-  

ния на судьбу школ в эпоху научно-технической револю-  

ции. Многие исследователи полагают, что .вообще значе-  

ние школ в науке теряется. Другие, и для нас это поло-  

жение очень важно, отождествляют школу в современной  

ее форме с исследовательским коллективом [60, 329].  

В таком <микроцентре> науки общение исследователей  

между собой, конечно, обусловлено большим или мень-  

шим единством принимаемых теоретических положений,  

но не только этим. В не меньшей, а может быть, в боль-  

шей, степени объединяющим такой коллектив фактором  

становится общая проблема исследования, единый мето-  

дический подход. Свою продукцию школа такого рода  

может давать и в виде некоторой теории, но гораздо ча-  

ще-в виде конкретного результата исследования. Эта  

деятельность становится не только более непосредствен-  

но отвечающей на запросы [практики, но и более пре-  

стижной. Поэтому в такой ситуации в известной мере де-  

вальвируется значение деятельности ученого по <проду-  

цированию> теорий, хотя такой итог вовсе не является  

необходимым. В американской социальной психологии  

он порожден общей ориентацией методологии науки на  

философские принципы неопозитивизма,  

 

%  

 

Все сказанное привело к тому, что оказалось утрачен-  

ным значение границ между теоретическими школами.  

Классические теоретические школы в психологии и со-  

циологии различались между собой тем, какие исходные  

принципы были положены в основание общего понима-  

ния природы психики или общего понимания историче-  

ского процесса. Но если теперь исследования практиче-  

ски не <доходят> до анализа этих вопросов, естественно,  

снижается важность самого различения школ. Мак-  

Дэвид и Харари говорят как о важнейшем признаке се-  

годняшнего состояния американской .социальной психо-  

логии о ее эклектизме, то есть не только об одновремен-  

ном существовании различных теоретических школ, но и  

о стирании границ между ними, о взаимных заимствова-  

ниях различных позиций, о сосуществованин порой вза-  

имоисключающих принципов в одном и том же исследо-  

вании [141, 21].  

 

Рассмотренные процессы радикально изменили об-  

щую картину состояния теоретической социальной .пси-  

хологии в США.  

 

Общее усиление методологической рефлексии науки, ,  

и в том числе социальной психологии, значительно сти-  

мулирует интерес и к анализу теоретического знания.  

Социальная психология не оказывается исключением  

в том движении современной науки, которое связано с  

различными формами мета-анализа знания: анализа  

средств научного познания вообще, его возможностей,  

границ и пр. Существует ряд причин, побуждающих ис-  

следователей активизировать свой интерес не только А  

в области непосредственного накопления знаний, но и в  

области познания собственных теоретических принципов  

и приемов анализа, и вопрос об этих причинах требует  

опециальното рассмотрения [7, 270]. Сейчас важно лишь  

отметить, что кроме объективных потребностей развития  

самой логики научного исследования для американской  

социальной психологии значимыми являются и те затруд-  

нения, с которыми она столкнулась в связи с длительным  

господством атеоретической тенденции. Обескураживаю-  

щий контраст между огромным массивом весьма квали-  

фицированных исследований и относительно слабой об-  

щей результативностью социальной психологии, естест-  

венно, требует объяснения. Именно это и заставляет уче-  

ных исследовать как качество функционирующих теорий,  

так и их границу, взаимоотношения между ними, гене-  

 

%  

 

тические связи. Наряду с существовавшим ранее разде-  

лением труда, когда эти вопросы изучались преимущест-  

венно в различных системах философских взглядов или  

в .рамках сравнительно недавно возникшей специальной  

отрасли науки-логики и методологии научного иссле-  

дования, теперь эти проблемы все в большей степени на-  

чинают занимать и тех ученых, которые непосредственно  

связаны с практикой социально-психологических иссле-  

дований. Нередко высказывается мнение, что они вообще  

должны взять эти проблемы в свои руки, не передоверяя  

их философам и методологам, <поскольку те, диктуя свои  

нормы, вообще стремились .встать в положение гооподи-  

на, отводя конкретным наукам лишь роль слуги> [67,  

217].  

 

Важный вопрос, который занимает теоретически ори-  

ентированных социальных психологов, - это вопрос о  

том, какие же теоретические ориентации являются сегод-  

ня для социальной психологии на Западе наиболее ха-  

рактерными. Этот вопрос не имеет однозначного реше-  

ния. Все согласны с тем, что современные школы не сов-  

падают по своему значению с классическими теоретиче-  

скими школами и что различия от теории к теории не так  

уж существенны сегодня с точки зрения принципов под-  

хода к анализу объекта. Эти различия становятся отчет-  

ливыми не .при сравнении отдельных теорий, но ляшь при  

анализе более ши "жих ориентации, которые нельзя на-  

звать <теорияу о они не представляют собой сово-  

купности ги чменно фиксируют принципы под-  

хода исс" оу и Костанцо вводят поэтому  

понята противоположность теории как  

сет" л,, отез ориентация обозначает  

- СЙ интерпретации поведения>  

> аже выявление таких ори-  

? о -, "ача. Впервые системати-  

о 1новны.х теоретических  

а" AA л0 сделано в работе  

А ?h. психология> 1128],  

деятУ. чной в первом из-  

но OTBeVoAo -хологии>, издан-  

стижной. По о та посвящена  

вальвируется знУ ч социальных  

цированию> теорий, Ї предложено  

необходимым. В америкао различать  

он порожден общей ориентаЭД (именно  

философские принципы неопозетйь  

 

??  

 

1  

 

как ориентации широкого плана): решение вопроса  

о природе человека и преобладающая проблематика.  

Как видим, здесь дано компромиссное решение пробле-  

мы: с одной стороны, назван в качестве водораздела  

действительно принципиальный вопрос всякого сощиаль-  

но-лсихологического знания: то или иное понимание при-  

роды человека; с другой стороны, по-видимому, как  

уступка экспериментальному облику науки, в качестве  

разграничнтельной линии называется преимущественно  

изучаемый круг проблем. Этот, второй, критерий пред-  

ставляется весьма неопределенным, и в дальнейшем к  

нему практически не обращаются, что в общем-то не сни-  

мает вопроса о предпочтительности тех или иных проб-  

лем в рамках определенной ориентации.  

 

Иллюстрируя же действие первого принципа, Дойч  

и Краусс так характеризуют различные теоретические  

подходы: скажем, гештальттеория исходит из такого по-  

нимания природы человека, когда главным фокусом ис-  

следования является развитие осмысленного и организо-  

ванного взгляда человека на мир; для бихевиоризма, по-  

скольку он трактует поведение как детерминированное  

немедленными ответными реакциями на стимул, харак-  

терен интерес к попыткам человека понять ситуацию  

своего поведения; для психоанализа человек-поле бит-  

вы между животной природой и обществом, представлен-  

ным прежде всего семьей; наконец, для ролевой теории,  

признающей социальную детерминированность человека,  

важно выяснение того, как роль человека в обществе оп-  

ределяет значимые для него ценности, и пр. [99, 5]. Обо-  

значенные здесь четыре теоретические ориентации с не-  

. большими вариациями называются и другими исследова-  

телями в качестве основных. Так, у Линдсея и Аронсона  

фигурируют: бихевиоризм, фрейдизм, когнитивные тео-  

рии, теория поля, теория ролей [112, XI]; у Шибутани -  

психоанализ, бихевиоризм, гештальттеория, интеракцио-  

низм [53]; у Мак-Дэвида и Харари - психоанализ, би-  

хевиоризм, когнитивные теории [141, 27]; у Шоу и Ко-  

станцо-ориентация на теорию подкрепления, ориента-  

ция на теорию поля, когнитивная ориентация, психоана-  

литическая ориентация, трансориентационный подход,  

включающий теорию ролей [175, VII]. Несмотря на раз-  

ную меру строгости употребления в этих классификациях  

терминов <школа>, <теория>, <ориентация>, легко заме-  

тить, что почти всегда присутствуют в качестве теорети-  

 

г  

 

ческих ориентиров социальной психологии три классиче-  

ских психологических направления: бихевиоризм, психо-  

анализ и гештальттеория. При этом можно пренебречь  

такими деталями, как разделение в некоторых случаях  

гештальттеории и теории поля или как введение терми-  

на <когнитивные теории>, под которыми объединяются  

теория поля и гештальттеория, как употребление назва-  

ния <теория подкрепления> в качестве синонима бихе-  

виористской ориентации.  

 

Несколько сложнее вопрос об интеракционистской  

 

ориентации или упоминаемой в том же значении ориен-  

тации на теорию ролей. Некоторые авторы просто игно-  

рируют сам факт ее существования. По-видимому, объ-  

яснение следует искать в том двойственном статусе аме-  

риканской социальной психологии, о котором речь шла  

выше. Дело в том, что из четырех наиболее часто упоми-  

наемых ориентации три относятся, как уже отмечалось,  

к классическим психологическим направлениям и лишь  

одна, и именно интеракционистская ориентация, имеет  

социологическое происхождение-она восходит к тради-  

ции Г. Мида. Поэтому упоминание или неупоминаяие  

этой ориентации в значительной степени зависит от того,  

получил ли исследователь социологическое или психоло-  

гическое образование. Так, например, непризнание инте-  

ракционистокой ориентации и игнорирование самого фак-  

та ее существования у Мак-Дэвида и Харари, очевидно,  

объясняются их <воинствующей> психологической пози-  

цией, принципиальным подчеркиванием своего психоло-  

гичеокото происхождения и статуса. Напротив, у Шибу-  

тани социологическая позиция автора демонстративно 1  

подчеркивается преимущественным вниманием, уделяе- |  

мым интеракционизму. У других исследователей, анали- |  

зирующих основные теоретические ориентации в амери- |  

канской социальной психологии, присутствует более или:.1  

 

менее объективная в этом отношении позиция. |  

Двойственный статус социальной психологии как нау- :  

 

ки закреплен в США и организационно, поскольку сек- 1  

ции социальной психологии существуют как внутри Аме- 1




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1158
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 54 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 57 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 56 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 55 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 53 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 52 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 51 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 50 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 49 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 14 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь