Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



24 страница


ский крен работы несомненен, и это обнаруживает  

анализ ее теоретических предпосылок, хотя самими авто-  

рами они не изложены в систематической форме.  

 

Целью вышеуказанного исследования явилось выяс-  

нение корней предрассудка, точнее, личностных факто-  

ров, связанных с предрассудком. По мнению авторов,  

авторитарная личность продуцируется родителями, кото-  

рые используют суровые и жесткие формы дисциплины  

по отношению к ребенку. Ребенок вынужден подчинить-  

ся суровой власти родителей, но в результате в нем  

развивается враждебность, которая не может прямо вы-  

литься на фрустирующий его объект-родителей, так  

как он боится их. Потребность ребенка подавлять враж-  

дебность по отношению к родителям ведет к идентифи-  

кации с фрустирующей властью, к идеализации этой  

власти с сопутствующим смещением враждебности на  

аут-группы, то есть внешние группы, которые обычно  

оказываются группами более низкого статуса. Именно  

на эти внешние группы, характеризующиеся более низ-  

ким социальным статусом, происходит проекция тех  

авторитарных импульсов, которые вызваны у ребенка  

фрустрацией и подавлены вследствие неприемлемости  

их реализации в рамках семьи. По мнению авторов,  

боязнь собственных импульсов и потребность жестко их  

подавлять ведут к ригидной организации личности, к  

стереотипному мышлению. Таковы вкратце исходные  

предпосылки данного исследования.  

 

Исследование выполнено вскоре после окончания  

второй мировой войны, и ее события, несомненно, сти-  

мулировали интерес авторов к изучению социально-пси-  

хологических предпосылок появления фашизма. Адорно  

 

174  

 

и его соавторы сконструировали пять шкал для измере-  

ния антисемитских установок. Далее о.ни исследовали,  

является ли антисемитизм частью более общей установ-  

ки отвержения групп меньшинств вообще. Для этого  

была разработана шкала <этноцентризма>. Следующим-  

шагом явилась сконструированная авторами Ф-шкала,  

которая по замыслу замеряет предрасположенность к.  

фашизму (отсюда буква <ф> в ее названии). Кроме то-  

го, в исследовании использовались клинические ин-  

тервью и проективные тесты.  

 

Сразу после .выхода работа подверглась весьма  

серьезной критике в зарубежной литературе. В частно-  

сти, критиковались методическое обеспечение исследо-  

вания (например, не вполне удачное построение шкал,.  

которые не всегда имели четкие деления) и организация-  

сбора данных. Отмечалось, что многие из полученных/  

авторами различии личностного порядка, скорее, отра-  

жают различия, связанные с образованием или принад-  

лежностью к разным социальным классам и т. д. Одна-  

ко, несмотря на острую критику, книга стимулировала,  

большее число эмпирических исследований, в которых-  

устанавливалась корреляция между Ф-шкалой и дру-  

гими параметрами личности.  

 

Необходимо отметить представленную в данном под-  

ходе (возможно, вопреки субъективным намерениям,  

авторов) тенденцию ограничить анализ фашизма как со-  

циального явления его социально-психологическим рас-  

смотрением вне контекста объективных экономических.  

классовых процессов. Подобная методология исследо-  

вания, как неоднократно подчеркивалось в отечествен-  

ной литературе, приводит к затушевыванию действи-  

тельных корней фашизма.  

 

Одной из наиболее известных работ, данные кото-  

рой, по мнению Дойча и Краусса, <генерализуют №  

ограничивают выводы <Авторитарной личности>> [99,  

164], является вышедшая в 1960 г. книга М. Рокича  

<Открытое и закрытое сознание> [166]. В теоретическом-  

плане она является примером характерного для совре-  

менной социальной психологии переплетения школ:  

данном случае сочетаются психоаналитическая и когни-  

тивистская ориентации. Основной тезис Рокича состоит  

,в следующем: мы организуем мир идей, людей и вла-  

сти, в основном заботясь о конгруэнтности, согласован  

мости содержания нашего сознания. И далее тоже-  

175.  

 

аполле в духе когнитивистских принципов: нам нравят-  

ся люди с убеждениями, подобными нашим, и не нра-  

 

.вятся .носители противоположных убеждений. Сущест-  

вуют индивидуальные различия в степени, в которой  

люди готовы принять или отвергнуть других на этой  

основе, то есть на основе сходства или различия когни-  

тивных структур. Эти различия и отражают <откры-  

тость> или <закрытость> систем убеждений. По опреде-  

 

,лению Рокича, система открыта в той степени, в кото-  

рой личность может получать, оценивать и действовать  

на основе релевантной информации, поступившей из-  

 

:вне, исходя из достоинств этой информации. <Закрытое  

 

.дознание> в структурном отношении характеризуется  

 

-меньшей дифференциацией его подсистем, большей изо-  

.ляцией частей внутри и между подсистемами и т. д.  

Подход Рокича к вопросу о происхождении <закрытого  

 

сознания> весьма близок к взгляду авторов <Автори-  

тарной личности> на истоки такой личности. Он также  

подчеркивает роль продолжительного состояния угрозы  

 

в возникновении <закрытого сознания>, таким образом,  

 

опыт ребенка в авторитарной семье предрасполагает  

к развитию жесткой, закрытой системы убеждений. Ро-  

кич предположил, что авторитаризм является отраже-  

жием <закрытости сознания>. Для измерения феноменов  

 

-<открытости> или <закрытости> сознания и,м сконструи-  

рованы соответствующие шкалы.  

 

Итак, исследования, выполненные под влиянием ра-  

 

боты <Авторитарная личность>, показали, что личност-  

ные характеристики могут оказывать влияние на харак-  

тер социальных установок, причем, как оказалось, наи-  

более непосредственно они влияют на структуру, орга-  

низацию системы убеждений. Однако знание только  

"личностных характеристик без знания содержания, ха-  

рактера убеждений, разделяемых <значимыми другими>  

в социальном окружении индивида, не позволяет пред-  

сказать конкретное содержание установок и убеждений  

.-личности. Неудовлетворенность вызывают также свя-  

.занные с психоаналитической теорией положения о том,  

что выросший в авторитарной семье индивид предрас-  

яоложен быть чувствительным к влиянию авторитетов,  

которые воспринимаются им как имеющие ценности,  

 

-согласующиеся с ценностями его родительской власти  

или противоположные им. При этом совершенно не  

определяются условия, вызывающие сопротивление или  

 

176  

 

покорность по отношению к ценностям авторитета, сим-  

волизирующего родительскую власть. Неясно также, ка-  

кие именно авторитеты будут символизировать роди-  

тельскую власть.  

 

Завершая рассмотрение психоаналитических теорий  

в современной социальной психологии, сделаем несколь-  

ко замечаний относительно психоаналитической ориен-  

тации в целом. Как уже отмечалось в начале настоя-  

щего раздела, психоаналитическая ориентация в значи-  

тельной мере противоположна бихевиористскому подхо-  

ду. Если сторонники бихевиоризма пытаются строить  

свои теории в строгом соответствии со сциентистскими  

канонами <истинной науки>, пытаются последовательно  

реализовать принципы гипотетико-дедуктивного по-  

строения теории, то последователи психоанализа не огра-  

ничивают себя в такой мере требованиями строгой  

эмпирической процедуры в позитивистском смысле это-  

го слова. Напротив, подчеркивая уникальность психиче-  

ских процессов, они склонны акцентировать методоло-  

гическую и методическую специфику психологического  

исследования и непригодность стандартов естественно-  

научного мышления в этой области. Отмеченная мето-  

дологическая противоположность необихевиоризма и  

современного психоанализа реализуется в ряде частных  

моментов. Например, если для бихевиоризма характер-  

на вытекающая из позитивистских установок тенден-  

ция ограничивать исследование сферой непосредствен-  

но наблюдаемого, то психоанализ исходит из предпо-  

сылки о <глубинных> детерминантах поведения, рас-  

сматривая его как проявление динамики потребностей  

и мотивов личности. Аналогичным образом, если бихе-  

виористы пытаются удержаться в рамках строгой эмпи-  

рической науки, всячески избегая умозрительной мета-  

физики, то современный психоанализ не освободился  

полностью от элементов мифотворчества, столь харак-  

терных для работ Фрейда.  

 

Следует, однако, подчеркнуть, что отмеченная выше  

полярность бихевиоризма и психоанализа в то же время  

не исключает их методологическую родственность в ря-  

де аспектов. К числу таких аспектов следует, на наш  

взгляд, отнести характерную для обоих подходов одно  

сторонность в интерпретации социально-психологической  

| реальности. Если необихевиористы абсолютизируют ра-  

" ционалистические аспекты межличностных отношений,  

 

12 Заказ 420 177  

 

игнорируя, по существу, все остальные, то представи-  

тели психоанализа сводят межличностные отношения  

исключительно к отношениям эмоциональным. В ре-  

зультате и те и другие игнорируют реальную сложность  

социально-психологических явлений. Экспериментальные  

исследования, проведенные советскими социальными пси-  

хологами в рамках стратометрической концепции груп-  

повой активности, подтверждают гипотезу о многоуров-  

невой структуре межличностных отношений в коллекти-  

ве [36], включающей наряду с непосредственными  

отношениями взаимоотношения, опосредованные содер-  

жательной групповой деятельностью. Исследования пока-  

зали, что отношения непосредственной зависимости ока-  

зываются единственно возможными лишь в так назы-  

ваемых диффузных группах. В других типах групп  

подобные отношения оттесняются на второй план взаимо-  

отношениями, опосредованными целями, задачами, цен-  

ностями совместной деятельности.  

 

Односторонность психоанализа и бихевиоризма об-  

наруживается также в снятии, по существу, вопроса о  

творческой активности личности. Указывая на эту осо-  

бенность психоаналитической ориентации, Дойч и  

Краусс, в частности, справедливо отмечают ее социаль-  

ную обусловленность: <Конечно, правда, - констати-  

руют они,-что социальная реальность современного  

общества часто уродует способность индивида относить-  

ся продуктивно, с активным интересом к своему окру-  

жению...> [99, 172]. Для исследователя-марксиста совер-  

шенно очевидно, что существо упомянутой <социальной  

реальности> составляют отношения капиталистиче-  

ского общества и что таким образом сторонники психо-  

анализа возводят в абсолют принцип, являющийся в  

действительности слепком с исторически преходящей  

социальной модели.  

 

Другим общим методологическим моментом бихевио-  

ристского и психоаналитического подходов является то  

обстоятельство, что оба эти подхода по существу ока-  

зываются некими разновидностями теории двух факто-  

ров. В самом деле, необихевиоризм, выделяя среду  

(в виде стимула и подкрепления) как фактор, форми-  

рующий поведение, постулирует вместе с тем изначаль-  

ный драйв в виде стремления индивида к получению  

удовольствия и избежанию страдания. Именно через  

этот гедонистический принцип среда оказывается в со-  

 

178  

 

стоянии воздействовать на поведение индивида. Анало-  

гичным образом представители современного психоана-  

лиза постулируют, с одной стороны, некие изначальные  

базовые потребности личности (у разных авторов они  

варьируют), а с другой стороны, признают воздействие  

среды (прежде всего в виде контекста семьи) на эти.  

потребности. При этом характерно, что оба фактора -  

среда и потребности-рассматриваются, как правило,  

внеисторически.  

 

В заключение необходимо подчеркнуть, что совре-  

менные психоаналитические теории в социальной психо-  

логии, модифицируя ряд аспектов традиционного фрей-  

дизма, вместе с тем оставляют неизменными его важ-  

нейшие исходные предпосылки, разделяя тем самым все  

его основные ограниченности. Более того, в области со-  

циальной психологии становится особенно явной непра-  

вомерность понимания сущности человека как <сово-  

купности межличностных отношений, формирующихся  

под влиянием комплекса Эдипа> [24, 166].  

 

l2  

 

Глава V  

 

ИНТЕРАКЦИОНИСТСКАЯ  

ОРИЕНТАЦИЯ  

 

Название интеракционистской ориентации происходит  

от понятия <интеракция>, или <социальное взаимодей-  

ствие>, которое является ключевым для данной ориен-  

тации. Ее границы весьма размыты. Наиболее значи-  

мым критерием для выделения данной ориентации яв-  

ляется ее общий теоретический источник. Этим источ-  

ником послужили социально-психологические концепции  

Джорджа Мида. Мид был одним из последних амери-  

канских теоретиков, который выступал одновременно  

как философ, социолог и социальный психолог.  

 

Это обстоятельство обусловило важную специфиче-  

скую особенность интеракционизма: в отличие от других  

теоретических подходов в социальной психологии, в ос-  

нове которых лежат традиционные психологические  

школы и направления, интеракционистская ориентация  

пришла в социальную психологию из социологии. Абсо-  

лютное большинство ее представителей являются социо-  

логами по образованию. Зачастую они одновременно за-  

нимаются разработкой социологических и социально-  

психологических проблем [82; 97; 107; 152 и др.]. Рабо-  

ты представителей интеракционистской ориентации пе-  

чатаются как в социологических, так и в психологиче-  

ских журналах. Они служат весьма наглядным приме-  

ром <социологической социальной психологии>, где  

связь социологии и социальной психологии является на-  

столько тесной, что между ними практически бывает  

невозможно провести четкую границу.  

 

Размытость границ интеракционистской ориентации  

находит отражение, в частности, в том, что ее нередко  

включают в рамки когнитивистской ориентации, выде-  

ляя в ней лишь <интеракционистский подход> при рас-  

смотрении такого круга явлений, как взаимодействие  

индивида, группы и общества, коммуникация, социаль-  

 

180  

 

ная роль [141]. Сходной является позиция тех авторов,  

которые считают данную ориентацию <сквознЪй> (trans-  

orientional), то есть как бы присутствующей во всех  

других ориентациях при рассмотрении вышеуказанных  

проблем [175].  

 

Когда же данный подход выделяется в самостоятель-  

ный, он нередко фигурирует под названием <ролевая  

теория> или <теория ролей>. Причем в данном случае  

ролевая теория трактуется либо весьма широко, охва-  

тывая почти весь комплекс социально-психологических  

проблем, поставленных в свое время Дж. Мидом [99],  

либо она излагается значительно уже, когда все внима-  

ние уделяется лишь проблемам непосредственно роле-  

вого поведения индивида [172]. Использовадие термина  

<ролевая теория> для обозначения всей ориентации  

можно объяснить тем, что понятие <роль>, введенное в  

обиход социальной психологии Дж. Мидом, является  

одним из важнейших именно для интеракционистской  

ориентации. Тем не менее ролевое поведение затраги-  

вает хотя и очень важный, но лишь один из аспектов  

тех проблем, которые рассматриваются в рамках инте-  

ракционизма. Нам представляется более целесообраз-  

ным использование термина <интеракционистская  

ориентация> [188], поскольку понятие <интеракция>  

является центральным для данной ориентации и более.  

широким, чем понятие <роль>. Для выделения инте  

ракционизма в отдельную теоретическую ориентацию>  

имеются такие существенные критерии, как общий ис-  

точник, собственный лонятийный аппарат и своя про"  

блематика.  

 

Понятийный аппарат и проблематика интеракцио-  

нистской ориентации взяты в основном из социально>-  

психологических концепций Дж. Мида. Отправным-  

пунктом анализа здесь является не отдельный индивид,  

как в других теоретических ориентациях социальной  

психологии, а социальный процесс, понимаемый как  

процесс интеракции индивидов в группе, в обществе-  

<Мы в социальной психологии,-писал Дж. Мид,-  

не рассматриваем поведение социальной группы с точки-  

зрения поведения составляющих ее отдельных индиви-  

дов. Мы, скорее, исходим из данного социального целого  

сложной групповой активности, в рамках которой мы  

анализируем поведение каждого отдельного индиви-  

да...> [149,7].  

 

18i  

 

Подход к понятию <интеракция> отличается от под-  

ходов к акту взаимодействия в других теоретических  

 

схемах. В последних интеракция выступает, как прави-  

ло, в качестве внешнего условия, необходимого для  

анализа тех или иных специфических феноменов со-  

циальной психологии. Так, .например, в когнитивистской  

ориентации в теориях сбалансированных я несбаланси-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 779
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь