Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



19 страница


но этой интенсивности отношений, для чего и можно ис-  

пользовать методику семантического дифференциала.  

2. Восстановление баланса может быть достигнуто не  

только за счет изменения знака отношения Р к одному из  

членов триады, но и путем изменения и интенсивности, и  

знака, причем одновременно к обоим членам триады.  

При этом величина изменения в каждом случае будет  

обратно пропорциональна интенсивности отношения  

(более крайние оценки изменяются в меньшей степени,  

то есть чем более интенсивно, например, отношение Р к  

О, тем меньше оно изменится при <возвращении> системы  

в конгруэнтное состояние). При этом наибольшему изме-  

нению в неконгруэнтных состояниях, следовательно, под-  

лежат малополяризованные отношения.  

 

137  

 

В общем виде это может быть пояснено на следующем  

примере. Допустим, что Р не очень расположен к К., и  

оценим силу его негативного отношения в три единицы  

(его отношение в этом случае обозначим как -3). Вме-  

сте с тем Р достаточно хорошо относится к О (обозначим  

это позитивное отношение как +2). Если теперь Р (пусть.  

это будет некий реципиент, воспринимающий сообщение  

коммуникатора) услышит, что К утверждает что-то по-  

ложительное относительно О, то для Р возникает яекон-  

груэнтная ситуация. ПоОсгуду, Р будет стремиться выйти  

из этой ситуации, одновременно изменяя свое отношение  

и к К, и к О. При этом несколько снизится степень <по-  

ложительности> в отношении к О, но также снизится и  

степень <отрицательности> в отношении к К. Окончатель-  

ный баланс будет достигнут лишь при условии одинако-  

вого (<выравненного>) отношения Р и к К, и v.0 как по  

знаку, так и по интенсивности. Поэтому величина изме-  

нения отношений Р к Я и к О будет измеряться;, по фор-  

мулам:  

 

W  

 

Д.о:  

 

Р;  

 

|0| + W  

 

 

Р  

 

|0| + KI  

 

- изменение отношения Р к О,  

 

где Д"0  

 

ДЛ  

О и К -  

 

- изменение отношения Р к К,  

 

- абсолютные величины аффективных отноше-  

ний Р к О и Р к К,  

 

р-величина <давления в сторону конгруэнтности>, то  

есть величина суммарного изменения отношений, необхо-  

димого для выравнивания их значений. Эта величина по-  

лучается измерением расстояний .между значениями по  

оценочной шкале семантического дифференциала.  

 

Подставив теперь в эти формулы принятые нами зна-  

чения, характеризующие отношения Р к К (-3) и Р к О  

(+2), получим  

 

3  

 

-5=3;  

 

Д.о  

 

2+3  

 

2+3  

 

-5=2.  

 

138  

 

Это ознадает, что изменение отношения Р к О долж-  

но <сдвинуться> на три единицы, а отношение Р к К. -  

на две единицы, причем .направление этих изменений бу-  

дет таково, чтобы значения, выражающие эти отношения,  

сближались.  

 

Значения формул хорошо поясняются графически:  

 

+J-  

+2 -  

+7 -  

0-  

 

-1-  

 

-2-  

 

ОН)  

:-Д-П  

 

Ситуация  

до коммуникации  

 

Ситуация  

после коммуникации  

 

На графике видно, что более поляризованное негатив-  

. ное Р к К (оно было равно -3) изменилось в сторону  

<улучшения>, но не слишком сильно (сдвинулось на две  

единицы), и достигло -1. В то же самое время менее  

поляризованное позитивное отношение Р к О (оно было  

равно +2) также сдвинулось, но в сторону <ухудшения>,  

причем в более сильной степени, чем отношение Р к К  

(сдвиг здесь равен трем единицам). В итоге .значение от-  

ношения Р к О также достигло точки-1. Таким обра-  

зом, значения обоих отношений уравнялись и конгруэнт-  

 

|ная ситуация восстановлена.  

В теории Осгуда и Танненбаума разработаны и более  

сложные формулы, которые дают возможность подсчета  

величины и направления изменения отношения как для  

ассоциативных, так и для диссоциативных утверждений.  

Таким образом, в основу всех измерений здесь поло-  

жена методика семантического дифференциала. Экспери-  

ментальная проверка пригодности этой методики для  

таких нужд была осуществлена Танненбаумом в иссле-  

дованиях 1953 и 1956 гг. Группе испытуемых было пред-  

ложено три источника информации (К): профсоюзные  

лидеры, газета .<Чикаго трибюн>, сенатор Р. Тафт. Да-  

лее были предложены три темы для выражения к ним  

 

139  

 

своего отношения: легализованные азартные "игры, про-  

ект сокращения срока обучения в -колледжах, абстракт-  

ное искусство. В первой серии эксперимента все три груп-  

лы испытуемых формулировали свое отношение к трем  

названным проблемам, и это отношение замерялось по  

методике семантического дифференциала. Через -месяц -  

во второй серии эксперимента - испытуемым были про-  

читаны вымышленные статьи, якобы исходящие от трех  

различных источников информации (то есть от имени  

профсоюзных лидеров, газеты <Чикаго трибюн> и сена-  

тора Р. Тафта) и содержащие в себе совершенно различ-  

ную оценку трех названных явлений. После этого снова  

измерялось отношение испытуемых .ко всем трем сюже-  

та.м и выявлялось, насколько и в какую сторону изме-  

нились оценки по сравнению с данными в начале экспе-  

римента, то есть <независимо>. Фактические данные экс-  

перимента и данные, полученные при подсчете по фор-  

муле, в основном совпали, что дало основание Таннен-  

бауму сделать вывод о пригодности модели Осгуда для  

 

прогноза.  

 

Правда, при этом было сделано две оговорки. Во-пер-  

вых, отношения к объекту (в эксперименте - к трем  

предложенным для оценки явлениям) в неконгруэнтных  

ситуациях оказались устойчивее, чем отношения к ком-  

муникатору (в эксперименте - к трем источникам ин-  

формации). Во-вторых, модель не работает при очень  

больших р1 (<давлении в направлении конгруэнтности>),  

то есть при очень высокой поляризации отношений к  

оцениваемой теме и к источнику информации (в экспе-  

рименте в этом случае испытуемые просто отказывались  

верить в подлинность текста, выдаваемого от имени од-  

ного из источников).  

 

При учете этих двух поправок прогноз изменения от-  

ношений с реальными изменениями давал корреляцию  

+0,96 [159, 36]. Такой результат показывает, что теория  

конгруэнтности Осгуда и Танненбаума представляет из  

себя известный прогресс по сравнению с другими теория-  

ми соответствия, поскольку в большей степени обеспечи-  

вает прогнозирование изменения отношения, происходя-  

щего под влиянием стремления достичь соответствия в  

когнитивной структуре реципиента. Однако легко заме-  

тить, что .направление этого прогресса весьма односто-  

ронне: улучшается система измерения изменяющихся от-  

ношений, то есть в определенном смысле совершенствует-  

 

140  

 

ся описание природы когнитивного несоответствия, тео-  

рия принимает более <респектабельный> вид, внутри при-  

нятой системы постулатов возникает большая логиче-  

ская связанность между суждениями. Но все это относит-  

ся к совершенствованию лишь формальной стороны тео-  

рии и не касается обогащения ее содержания.  

 

В теории Осгуда и Танненбаума не ставится ни один  

 

из принципиальных вопросов, выдвигаемых критиками  

теорий соответствия, а именно о допустимости исходных  

определений, об их обоснованности, о самом <апектре>  

факторов, детерминирующих возникновение несоответст-  

вия, о связи когнитивного несоответствия и мотивации,  

когнитивного несоответствия и поведения и т. д. Вместе  

с тем без ответа на эти вопросы теориям соответствия  

трудно претендовать на то, что найден действительно об-  

щий подход к. объяснению социального поведения. Как  

видно, все они, без исключения, не могут вырваться из  

круга одинаковых для всех трудностей. Суммируя, мож-  

но так определить эти трудности.  

 

1. Все теории соответствия страдают достаточно не-  

точными определениями своих основных понятий. Рас-  

смотренные более подробно в связи с теорией когнитивно-  

го диссонанса возражения по поводу понимания <следо-  

вания> и <неследования> как основы соответствия и не-  

соответствия могут быть с тем же успехом приложимы и  

к теории сбалансированных структур, и к теории комму-  

никативных актов, и к теории конгруэнтности. Сколько  

бы далее ни формализовать характер этих <следований>>  

и <неследований>, без одновременной разработки содер-  

жательной стороны психологики эти теории не могут  

 

стать более строгими.  

 

2. Рыхлость исходных понятий как важнейших эле-  

ментов теории ведет к достаточно уязвимым моделям объ-  

яснения, при помощи которых интерпретируются факты.  

В сущности - и это несмотря на неявно существующую  

претензию - теории соответствия не могут предложить  

сколько-нибудь строгих моделей объяснения. Важно не  

то, что теории соответствия исходят из соображений здра-  

вого смысла (может быть, в социальной психологии в оп-  

ределенных ее разделах это и неизбежно), а то, что  

<на выходе>, то есть в интерпретациях, сплошь и рядом  

получаются объяснения, мало отличающиеся от сужде-  

ний здравого смысла. Психологический механизм воз-  

никновения несоответствия остается не объясненным в  

141  

 

терминах Психологической науки, наличие его лишь кон-  

статируется при апелляциях к жизненному опыту.  

 

3, Почти все случаи построения моделей, к которым  

прибегают авторы теорий соответствия, оказываются  

сверхупрощениями. Практически ,во всех них когнитивная  

структура индивида представлена не более чем тремя  

элементами, и переход от этой упрощенной схемы к более-  

сложной нигде не проработан. Можно, конечно, сказать,  

что теории эти и <е брали на себя обязанность анализи-  

ровать сложную ситуацию изменения когнитивной струк-  

туры человека в грунте (в любой, а не только в диаде  

или триаде). Но коль скоро они коснулись проблем меж-  

личностных отношений, коммуникативных актов и прочих  

характеристик групповой активности, они <обрекли> се-  

бя на .постановку и этих вопросов, между тем ничего не  

дав для прогресса такого рода анализа.  

 

Поэтому, хотя теории соответствия и дают определен-  

ную возможность для проведения исследований в обла-  

сти изменения аттитюдов, межличностной перцепции, ат-  

тракции и коммуникации в группах, они в лучшем слу-  

чае ценны тем, что зафиксировали ряд любопытных фе-  

номенов и дали им право на существование внутри соци-  

альной психологии как науки. Решения этих проблем на-  

до еще ожидать.  

 

Одну из причин такого относительного неуспеха тео-  

рий соответствия называет Мак Гайр, сам проявляющий  

большой интерес к этим теориям. Он считает, что приня-  

тый на вооружение теоретиками соответствия принцип,  

признающий потребность в соответствии когнитивной  

структуры важнейшей потребностью человека, превра-  

тился на протяжении последних пятнадцати лет в само-  

цель, в то время как должен был быть лишь средством  

для объяснения целого ряда сложных проблем мышления.  

Прогресс ,в совершенствовании лишь формальной сторо-  

ны теории Мак Гайр склонен считать ответственным за  

<игнорирование концептуальных структур и их функцио-  

нирование> [145, 141J. По его мнению, по мере развития  

теорий соответствия они вообще уходят в совсем другие  

области по сравнению с теми, которые были обозначены  

при их возникновении (а именно: соотношение рациональ-  

ного и иррационального в поведении человека, соотноше-  

ние логичного и алогичного в его действиях): <Дело  

часто подменяется другими проблемами: образованием  

 

понятий, информационными процессами, воспроизведе-  

142  

 

нием когнитивных Процессов на компьютерах и Т. Д>  

[145, 141].  

 

Не менее острой является и критика теорий соответ-  

ствия со стороны Д. Катца. Отмечая слабую связь тео-  

рий соответствия с [Проблемами мотивации, Катц делает  

и более общий упрек методологического плана. Он пола-  

гает, что теории когнитивного соответствия сузили фокус  

рассмотрения когнитивных проблем лишь до проблемы  

когнитивного конфликта, который при этом и сам оказал-  

ся чрезвычайно обедненным: при характеристике конф-  

ликта лишь констатируется неконгруэнтность элементов  

и оставляется без анализа содержание этих элементов.  

Такое сужение проблемы далее сознательно используется  

для разработки определенной стратегии исследования,  

а именно лабораторного, экспериментального исследо-  

вания.  

 

Приверженность определенному методу исследования  

имеет некоторую внутреннюю связь с исходными теоре-  

тическими ппин.ципами когнитивизма. Тот факт, что объ-  

яснения .мотивации, предлагаемые во всех теориях соот-  

ветствия, остаются в пределах мотивации изменения ког-  

нитивных структур, то есть адресованы преимущественно  

к перестройке сознания, а не действительности, позволил  

сконцентрировать внимание на чисто психологиче-  

ском механизме процесса, не соотнося его с проблемами  

реальной деятельности людей. Известным методологиче-  

ским <оправданием> такого подхода и служит апелляция  

к лабораторному эксперименту: именно здесь можно до-  

стигнуть достаточно высокой точности в исследованиях  

такого механизма. Перспектива построить строгое лабо-  

раторное исследование способов перестройки когнитив-  

ных структур обладает, конечно, определенной заманчи-  

востью, но вместе с тем оправдывает ряд изначально за-  

данных ограничений, в том числе и прежде всего логиче-  

скую неоднозначность основных понятий, типов связи  

между ними. По требованиям лабораторного эксперимен-  

та на определенном этапе исследования от этого можно  

абстрагироваться. Однако в дальнейшем абстрагирова-  

ние такого рода исключает экстраполяцию полученных  

результатов на реальную жизнь. Исследования, таким  

образом, остаются достаточно <респектабельными>, но  

и достаточно <стерильными>.  

 

Другое соображение принципиального порядка каса-  

ется собственно теоретического постулата, принимаемого  

 

143  

 

когнитивигтской ориентацией. Все теории соответствия  

 

исходят из идеи, что потребность в связанности, интегри-  

рованности когнитивных структур есть фундаментальная  

потребность человеческой .психики. Но, как справедливо  

отмечают Б. В. Фирсов и Ю. А. Асеев, <желание органи-  

зовать когнитивный мир индивидуума в единое целое не  

является и не может быть основным и единственным мо-  

тивом познавательной деятельности человека> [49, 38].  

При абсолютизации принципа гомеосгазиса исключается  

принятие таких решений, .которые связаны с поиском но-  

вого, выходящего за рамки привычных схем. <Наряду со  

стремлением к стабильности устойчивых систем, - пи-  

шут Б. М. Фирсов и Ю. А. Асеев,- мы с тем же, если не с  

большим, правом можем постулировать существование в  

человеке стремления к новому, <ориентировочно-иссле-  

довательский> рефлекс, заставляющий его обращать вни-  

мание и активно искать как раз те элементы ситуации,  

которые не укладываются в рамки его проконцептов>  

[49, 38]. Все эти проблемы могут и не встать, если иссле-  

дование замкнуто лабораторией, когда, по существу, эли-  

минированы содержательные моменты поведения, когда  

в условиях лабораторной инструкции снято, например,  

общественное значение передаваемой информации или  

оно присутствует, но дано, испытуемому в незначимой  

для него (с точки зрения его социального статуса, реаль-  

ной общественной позиции) ситуации.  

 

В значительной степени асе названные здесь ограни-  

чения относятся не только к теориям соответствия, но и  

ко всему классу когнитивных теорий в социальной психо-  

логии вообще. Выше уже говорилось о том, что кроме  

теорий соответствия когнитивистская традиция включает  

в себя идеи еще целого ряда авторов, сохраняющие об-  

щую когнитивистскую окраску, но не опирающиеся на  

принцип соответствия.  

 

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД С. АША,  

Д. КРЕЧА и Р. КРАЧФИЛДА  

 

В американской литературе эти концепции иногда  

называют примером классических когнитивистских тео-  

рий. приложенных к социальному поведению.  

 

В самом схематичном виде идеи Креча и Крачфилда  

сводятся к следующему.  

144  

 

Сложный .процесс поведения человека может быть по-  

нят только три условии рассмотрения <менталистских>  

переменных, таких, как перцепт, идея, образ, ожидание  

и пр. Адекватным методом исследования .может быть  

только холистский, или молярный, подход, рассматри-  

вающий поведение как нечто целостное. Невозможно по-  

нять единое поведение, исследуя по отдельности его ком-  

поненты (<молярные элементы>). Поведение не просто  

молярно организовано, но важнейшим элементом этой  

организации является познание (cognition). Перцепция  

рассматривается как отношение поступающих данных к  

когнитивной структуре, а научение - как процесс когни-  

тивной реорганизации.  

 

Еще более краткое резюме этого подхода может быть




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 707
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 5 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 12 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 7 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 8 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 9 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 10 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 11 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 1 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 6 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 4 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 3 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 2 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь