Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



15 страница


целом схема подвергается справедливой критике даже со  

стороны коллег по теориям соответствия. Первый упрек  

в том, что гипотезы-предсказания, предлагаемые здесь,  

 

108  

 

неточны. В самом деле, изменение отношения прогнози-  

руется только под влиянием потребности в установлении  

баланса в когнитивной структуре воспринимающего..  

субъекта. Но сама исходная посылка о том, что такая по-  

требность абсолютна, принимается без доказательств,  

просто как некий постулат. Впрочем, такое замечание от-  

носится не только к схеме Хайдера. В рамках же этой  

схемы прогноз все равно уязвим, так как изменение в от-  

ношении может попросту возникнуть под влиянием каких-  

либо неучтенных в схеме факторов. Второй упрек каса-  

ется того, что в схеме Р-О-Х все отношения определяют-  

ся ло принципу .<все или ничего>, иными словами, здесь  

присутствует упрощение в связи с тем, что не анализиру-  

ется степень позитивности или негативности отношений,  

то есть чрезвычайно важный показатель всяких отноше-  

ний вообще. И наконец, <симметричность> всей схемы  

в значительной мере страдает, поскольку восьмая по-  

зиция - случай со всеми тремя негативными отноше-  

ниями - выглядит сомнительным. К этому можно до-  

бавить, что значительно ограничивает значение схемы и  

тот факт, что она предусматривает лишь чрезвычайно  

простой вариант когнитивного поля воспринимающего  

субъекта; когда вообще весь круг отношений замыка-  

ется всего лишь тремя участниками взаимодействия.  

В действительности это поле, очевидно, значительно  

сложнее: если брать специально ситуацию группы, то  

тут, безусловно, выступает одновременно сплав отноше-  

ний, которые должны быть неизбежно полностью пред-  

ставлены в .когнитивном поле индивида. Поэтому если  

даже допустить право на существование предложенной  

схемы именно в качестве простейшей модели, то необ-  

ходимо указать как минимум пути перехода от ситуа-  

ции триады к ситуации группы в полном смысле этого  

слова. В истории когнитивных теорий была предпринята  

и такая попытка. Д. Картрайт и Г. Харари формализо-  

вали схему Хайдера, обобщив таким образом принятые  

им принципы, и включили в модель уже не две личности  

и один объект, а любое число личностей. Кроме того, они  

сформулировали специальную математическую теорему  

относительно системы межличностных отношений и оп-  

ределенного распределения в ней позитивных и негатив-  

ных отношений, что используется в исследовании атти-  

тюдов [141]. Значительного успеха, однако, и эта по-  

пытка не принесла, объяснение чему следует, очевидно,  

109  

 

искать в каких-то более общих методологических про-  

счетах предложенного подхода. Поэтому целесообразно  

рассмотреть теперь еще один,довольно близкий хайде-  

ровскому, вариант теорий соответствия.  

 

ТЕОРИЯ  

 

. КОММУНИКАТИВНЫХ АКТОВ  

Т. НЬЮКОМА  

 

Ньюком исходил из теории Хайдера и пытался экстра-  

полировать ее на собственно социально-психологическую  

область, то есть на область межличностной коммуника-  

ции. Он предположил, что тенденция к балансу харак-  

теризует не только интраперсональную, но и интерпер-  

сональную систему. Его взгляды не получили изложе-  

ния в специальной книге, и основным источником по-  

этому является статья 1953 г. под названием <Подход  

к исследованию коммуникативных актов> [155].  

 

Исходный тезис Ньюкома состоит в следующем: ког-  

да два человека позитивно воспринимают друг друга и  

строят какое-то отношение к третьему (лицу или объ--  

екту), у них возникает тенденция развивать сходные  

ориентации относительно этого третьего. Причем Ныо-  

ком предположил, что развитие этих сходных ориента-  

ции может быть увеличено за счет развития межлично-  

стной коммуникации. Поэтому, если в паре или группе  

возникает расхождение ориентации по отношению к ка-  

кому-либо объекту, логично предположить, что потреб-  

ность в уменьшении этих расхождений приведет к уве-  

личению частоты коммуникативных актов. Стремление к  

развитию сходных ориентации Ньюком назвал стремле-  

нием к <симметрии ориентации> и определил их силу  

как силу уз между двумя людьми или силу их аттитю-  

дов по отношению к третьему.  

 

Основная задача, которую ставил перед собой Нью-  

ком, состояла в том, чтобы объяснить, как в группе воз-  

никает <давление, принуждающее к единообразию>, что  

и делает группу сплоченной. Для этой же цели выявля-  

лась тенденция группы развивать коммуникативные ак-  

ты по отношению к <девиантным> членам, т. е. обладаю-  

щим несходными аттитюдами.  

 

Подобно Хайдеру, Ньюком построил схему, показы-  

вающую, каким образом развитие межличностной ком-  

 

110  

 

муникации способствует изменению аттитюдов участни-  

ков взаимодействия. Эта схема получила название <схе-  

мы А-В-Х>, где А выступает как воспринимающий субъ-  

ект. В - как другая личность, Х - как объект, к кото-  

рому оба имеют отношения. Все рассуждения ведутся  

подобно тому, как это делается в схеме Хайдера, с точ-  

ки зрения того, как А воспринимает В и X, а именно:  

 

Л воспринимает как консонанс сходство своего отноше-  

ния к Х и отношения В к X. Сходство этих отношений  

будет порождать привязанность между Л и В и, напро-  

тив, расхождение этих отношений будет порождать  

неприязнь между Л и В. Развитие же коммуникаций  

между Л и В будет вести к развитию сходства их  

отношений к X.  

 

Если же обнаружится расхождение, Л будет стре-  

миться изменить свое отношение к Х с тем, чтобы оно  

стало сходным с отношением В к X. Иным выходом из  

этой ситуации - при условии, что стремление к консо-  

нансу сохраняется всегда, - является разрушение отно-  

шения привязанности между Л и В.  

 

Действие этой схемы поясняется на весьма житей-  

ском примере: пусть Л - некий бизнесмен, мечтающий  

о покупке дорогой лодки, В - жена этого бизнесмена,  

к которой супруг сильно привязан, Х - та самая новая  

лодка, которую бизнесмен хочет приобрести и к покупке  

которой его жена относится весьма отрицательно. В об-  

рисованной ситуации возникает дисбаланс, изображае-  

мый на схеме так:  

 

 

 

 

BnLX  

 

Согласно сформулированным ранее рассуждениям  

развитие коммуникаций между участниками данного  

взаимодействия, например ведение систематических пе-  

реговоров относительно покупки лодки, может вызвать  

три варианта возвращения данной системы в состояние  

баланса:  

 

111  

 

1. А изменяет свое отношение к Х (для бизнесмена  

утрачивается привлекательность лодки), чтобы сделать  

свое отношение к Х сходным с отношением В к X.  

 

 

 

 

BnLX  

 

2. В изменяет свое отношение к Х (жена проникает-  

ся желанием приобрести лодку), чтобы это отношение  

стало сходным с отношением А к X.  

 

 

 

 

3. Л изменяет свое отношение к В (бизнесмен утрачи-  

вает расположение к супруге) и таким образом дости-  

гает хоть и своеобразного, но консонанса.  

 

 

 

 

BnLX  

 

Легко видеть, что все три случая возвращения систе-  

мы в консонантное состояние соответствуют правилам,  

выведенным Хайдером: консонанс там, где все три отно-  

шения позитивны, либо там, где одно позитивно, а два  

негативны; диссонанс там, где два соотношения позитив-  

ны, а одно негативно.  

 

Модель Ньюкома, так же как и модель Хайдера, при-  

меняется в исследованиях по массовой коммуникации.  

Особую популярность теория Ньюкома приобрела при  

 

112  

 

Т  

 

анализе так называемой <убеждающей коммуникации>  

(persuasive communication). Б. М. Фирсов и Ю. А. Асе-  

ев замечают по этому поводу: <Модель Хайдера, пред-  

ставляя собой терминологическое описание аффектив-  

ного поля сознания Р и некоторых действующих в нем  

сил, не является коммуникационной моделью в строгом  

смысле этого слова. Для своего применения к психоло-  

гии убеждающей речи она, точно так же, как и бихевио-  

ристическая схема формирования рефлекторных связей,  

должна быть выражена в терминах коммуникативной  

ситуации. Такого рода преобразованием основной ба-  

лансной модели Хайдера к условиям убеждающего ре-  

чевого воздействия является модель Ньюкома> [49, 29].  

Схема остается в том же виде, меняются лишь обозна-  

чения. Вместо познающего субъекта Л возникает реци-  

пиент Р, принимающий сообщение, переданное через ка-  

кой-либо канал массовой коммуникации. Вместо абст-  

рактной <другой личности>, чье мнение важно для реци-  

пиента, возникает коммуникатор К. - тот, кто передает  

сообщение и в нем выражает свое мнение о некотором  

объекте коммуникации. Наконец, сохраняется объект  

отношения этих двух, который теперь называется объ-  

ектом коммуникации Х (в качестве этого объекта может  

выступать любое событие, явление, лицо, по поводу ко-  

торого развернута какая-либо пропагандистская кам-  

пания). Вся схема рассматривается в этом случае вновь  

с точки зрения восприятия ситуации реципиентом Р, то  

есть исходы, получившиеся в результате пропагандист-  

ских действий коммуникатора, будут знаменовать собой  

изменение позиции Р по отношению к объекту коммуни-  

кации Х под влиянием пропагандистского воздействия  

коммуникатора К. В принципе адекватность модели мог-  

ла бы быть проверена ее способностью предсказать эти  

исходы в каждой конкретной ситуации. Но все дело в  

том, что в реальной практике применения этой модели в  

исследованиях эти предсказания не получаются одно-  

значными: модель ведь может лишь предсказать изме-  

нение позиции Р в ситуации дисбаланса, но не может  

предсказать направления этого изменения. Иными сло-  

вами, в случае дисбаланса можно с уверенностью ска-  

зать, что Р будет стремиться к возвращению его когни-  

тивного поля в сбалансированное состояние, но нельзя  

сказать, будет ли это достигнуто изменением его отноше-  

ния к объекту коммуникации или к коммуникатору. Вме-  

 

8 Заказ 420 113  

 

сте с тем, справедливо отмечают Б. М. Фирсов и  

Ю. А. Асеев, <с точки зрения результативности комму-  

никации оба этих исхода далеко не равноправны. Восста-  

новление баланса в установочной системе реципиента Р  

путем изменения отношения к коммуникатору означало  

бы, что последний не добился своей цели. Противопо-  

ложный же исход означал бы принятие реципиентом ре-  

комендуемой точки зрения> [49, 31]. Для практических  

же действий в организации пропаганды крайне важно  

именно конкретно прогнозировать направление измене-  

ний установок реципиента. Поэтому модель Ньюкома  

оказалась в целом малоэффективной при исследованиях  

 

. в данной прикладной области.  

 

Но кроме таких чисто практических просчетов, кото-  

.рые допускает модель Ньюкома в прикладных исследо-  

ваниях, есть и более серьезные уязвимые места теорети-  

ческого порядка. Подобно тому как это имело место и  

при анализе модели Хайдера, вызывает неудовлетворен-  

ность отсутствие ясных определений исходных понятий:  

 

<симметрия ориентации>, <частота коммуникаций>...  

(Что считать <достаточной> и что <недостаточной> ча-  

стотой коммуникаций, предполагает ли <симметрия> ра-  

венство сходных ориентации или просто их одинаковую  

направленность? Если предполагается <равенство>, как  

оно измеряется? и др.) Кроме того, и при использова-  

нии этой схемы остается открытым вопрос о связи тех  

изменений, которые происходят в когнитивной структу-  

ре, с мотивацией. В самом деле, схема не позволяет от-  

ветить даже на вопрос, рождается ли мотивация к изме-  

нению позиции лишь из желания достигнуть симметрии  

или из ожиданий удовлетворения последствиями умень-  

шившегося напряжения. И наконец, вновь схема преду-  

сматривает лишь взаимодействие в триаде, а переход от  

триады к группе остается неразработанным. Поэтому,  

так же как и схема Хайдера, схема Ньюкома не проду-  

цирует большого количества исследований, хотя и оста-  

ется известной вехой в развитии теоретических представ-  

лений, построенных на идее соответствия. В этом плане  

рассмотренным двум схемам четко противостоит теория,  

предложенная Л. Фестингером.  

 

114  

 

ТЕОРИЯ  

 

КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА  

 

Л.ФЕСТИНГЕРА  

 

Теория когнитивного диссонанса, созданная в 1957 г.,  

явилась для ее автора продолжением разработки идеи  

<социального сравнения>, которой Фестингер занимался  

значительно раньше. В этой области Фестингер высту-  

пает как ученик и последователь Левина. Исходным по-  

нятием для него является понятие потребности, причем  

анализируется особый вид потребностей, а именно <по-  

требность в оценивании самого себя> (evaluative need),  

то есть стремление оценивать свои мнения и способности  

прежде всего (впоследствии последователь Фестингера  

Шахтер распространил принцип сравнения также и на  

оценку эмоций). Однако мнения, способности соотносят-  

ся с социальной реальностью, а она, в отличие от физи-  

ческой реальности, создана не эмпирическим наблюде-  

нием, но групповым консензусом - согласием. Если в  

У физическом мире кто-то считает, что поверхность хруп-  

| ка, он может проверить свое мнение, взяв молот и стук-  

| нув по этой поверхности. Иное дело, по Фестингеру, со-  

,| циальная реальность: здесь многие мнения нельзя про-  

| верить эмпирическими наблюдениями, поэтому единст-  

t венный способ проверки мнения - через социальное  

-согласие, консензус. Но консензус может быть установ-  

: лен только в том случае, если люди смогут сопоставлять  

свои мнения с мнениями других, то есть сравнивать их.  

То же относится к способностям - они выявляются в  

сравнении со способностями других людей. Отсюда и  

рождается или точнее, этим и диктуется потребность  

каждого человека сравнивать себя с другими. Фестин-  

гер предположил, что тенденция сравнивать себя с дру-  

гими уменьшается, если различие между моим мнением  

или способностью и мнением или способностью другого  

возрастает. Более того, сравнение устойчиво тоже в том  

случае, когда собственные мнения и способности срав-  

ниваются с близкими им мнениями и способностями.  

Личность вообще меньше стремится к тем ситуациям, где  

сталкивается с мнениями, далекими от ее собственных,  

и, напротив, ищет ситуации, где сталкивается с мнениями,  

близкими ей. Соответственно и сравнение осуществля-  

ется по преимуществу с людьми, чьи мнения и способ-  

8 115  

 

ности более сходны с собственными: человек, начинаю  

щий учиться игре в шахматы, скорее будет сравнивать  

себя с другими новичками, а не с признанными масте-  

рами. Попутно Фестингер замечает, что минимальное  

несходство мнений ведет к конформизму - личность  

легко меняет незначительно отличающееся от других  

мнение, чтобы совсем приблизить свое мнение к мнению  

группы.  

 

Легко видеть, что теория социального сравнения ба-  

зировалась на знании о себе и знании о другом. В этом  

смысле она носила интерперсональньш характер и мог-  

ла претендовать на статус социально-психологической  

теории.  

 

Однако она породила весьма ограниченное коли-  

чество исследований, отчасти вследствие того, что полу-  

ченные в исследованиях результаты очень легко допу-  

скали интерпретацию в других терминах и значение тео-  

рии представлялось минимизированным. Другой причи-  

ной явилось то, что сам Фестингер довольно быстро пе-  

решел от нее к построению новой теории - когнитивно-  

го диссонанса. В этой теории исходной вновь признается  

<потребность в знании>, однако теперь это <знание о се-  

бе>, а именно: потребность знать связанно, последова-  

тельно, непротиворечиво. Вместо интерперсональной тео-  

рии социального сравнения строится интраперсональная  

теория, которая в строгом смысле слова не является со-  

циально-психологической, но,скорее,претендует на статус  

общепсихологической теории. Но, как это было и в слу-  

чае с теорией Хайдера, социально-психологические при-  

менения теории когнитивного диссонанса оказались на-  

столько значительными, что она прочно заняла место  

среди социально-психологических теорий и обычно рас-  

сматривается как разновидность теорий соответствия в  

одном ряду с теориями баланса, коммуникативных ак-  

тов, конгруэнтности и пр. <Все эти теории,-утверждают  

Дойч и Краусс, - полагают, что личность стремится  

воспринимать, познавать или оценивать различные ас-  

пекты своего окружения и себя таким образом, чтобы в  

поведенческих последствиях этого восприятия не было  

противоречивости> [99, 68]. Вместе с тем, в отличие от  

других теорий соответствия, теория Фестингера нигде  

не делает акцента именно на социальном поведении и,




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 731
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь