|
Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 12308
Автор: Томашек Нино.
Название: Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке мы используем для системно-конструктивистского процесса консультирования:
«Ключевое положение теории производства знаний Матураны и Варелы «Все сказанное сказано наблюдателем» соотносит производство знаний с конструированием «действительности» и в то же время открывает для консультирования возможности для реконструирования проблемной «действительности»». То есть в консультировании мы имеем ввиду «изменение позиций», как это описал Уве Грау. Цель - создать для клиента новые возможности для наблюдения, для того, чтобы он мог «по-другому» взглянуть на свою (профессиональную) систему, членом которой он является. При этом важно помнить, что социальная система (сама по себе и в себе самой организующаяся и формирующаяся система) подвержена влиянию. Ведь в социальных системах интервенции, в общем, не зависимо от того, что это за интервенции, и каков способ их применения, не могут внести строго определенные, предсказуемые изменения. В основе этого лежит концепт «не тривиальных машин» Фоерстера, согласно которому, это «машины» с так называемыми внутренними состояниями подвержены влиянию отношения «вход - выход», которое определено синтети- чески и зависит от прошлого, и которое никогда нельзя определить аналитически, то есть нельзя спрогнозировать. «Не тривиальные машины», так называемые «вероятностные машины», в сравнении с «детерминистическими машинами» представляют собой чудесную метафору для живых социальных систем, будь то человек или некий конгломерат людей: организация или в более широком понимании - общество. Важно при этом то, что тривиальных машин не существует в природе. «Тривиализация» лишь в описании наблюдения. Из теории Хайнца фон Фоерстера о «не тривиальных машинах» мы должны сделать вывод, что интервенции в социальную систему следует понимать только как импульсы или, на системном сленге, как «возмущение», которое не приводит к прогнозируемым изменениям, а может привести к самоопределенным изменениям, которые лучше всего подходят к данному, «моментальному» состоянию системы. В этой связи важно упомянуть о процессе понимания речи в радикальном конструктивизме: «Слушающий, а не говорящий, определяет значение высказывания». Это означает, что процесс коммуникации основан на разнообразии, а не на однозначности. Следствием этого является то, что мы, хотя, предположительно, знаем, что мы говорим, все же никогда не можем определить, что понимает другой, какое значение он придает импульсам, которые он «принимает» как звуки, и какие ассоциации вызывают у него поступающие сигналы. Наша модель системно-конструктивистского коучинг-процесса использует на практике «кибернетику второго порядка» Фоерстера - в процессе консультирования на основе структуры восприятия клиента помочь ему осознать его собственную постоянную субъективно-присущую позицию наблюдателя, чтобы таким образом открыть ему, как наблюдателю второго порядка, его собственную систему. Таким образом, клиента помещают на позицию наблюдения второго порядка, где у него появляется возможность рефлексивно наблюдать самого себя и окружающий его мир и вместе с консультантом открыто рассуждать о своем взаимодействии с внешним миром и интервенциях в него. Функция коуча заключается в том, чтобы помочь клиенту открыть новые позиции или в конструктивистском смысле «конструировать»: «Задача консультанта - превратить клиента в наблюдателя своей профессиональной системы, членом которой он сам является. Опыт рефлексии во время консультационных встреч стимулирует готовность попробовать занять альтернативные позиции и инициировать изменения в профессиональных буднях». Полезна в этом контексте осознанная рефлексия, как это предложил Том Андерсен, высказываний, которые произнесены, абстрактно говоря, в рамках «кибернетики первого порядка» и в противоположность высказываниям, которые были сформулированы в рамках «кибернетики второго порядка»». Здесь я приведу в пример короткий перечень, ссылаясь на Тома Андерсена, чтобы лучше пояснить, о чем идет речь. Кибернетика первого порядка Кибернетика второго порядка «Вещь» (например, проблема) рассматривается как нечто само по себе «Вещь» (например, проблема) рассматривается как часть изменяющегося контекста Специалист работает с «вещью» (например, проблемой) Специалист работает с мнением человека о «веще» (например, проблеме) Человек открывает «вещь» (например, проблему) как она есть. «Вещь» имеет только одну версию Человек формирует понимание того, что такое «вещь», и это только одна из многих возможных версий Индивидуальное изменение может регулироваться извне и поэтому предсказуемо Индивидуальное изменение происходит спонтанно изнутри, и никогда нельзя знать, что это, как это выглядит или когда это произойдет Важное значение в системно-конструктивистском коучинге имеет относительность высказываний, которые принципиально встречаются наблюдателю и которые, вероятно, могут быть другими для другого наблюдателя той же самой системы. Тенденция, которая здесь проявляется, -«системная», то есть система, структура отношений находится на первом плане наблюдения и выбрана как исходная точка для дальнейших действий. Ведь только в осознании постоянной коммуникации и интервенции живой системы по отношению к ее внешнему миру становится ясно, что не только мы одни существуем в этом мире -мы действуем в системе, которая влияет на наши действия и наше восприятие вещей. Исходя из этого, цель системно-конструктивистского консультирования - повлиять на восприятие и дейст- вия клиента в отношении к проблеме таким способом, чтобы он мог «увидеть», как на его «видение» влияет социальная система, в которой он действует. Любую группу людей можно рассматривать как социальную систему. Такую социальную систему всегда характеризуют отношения между ее членами, и важным здесь является то, что различные члены по-разному «видят» или переживают любое состояние системы. «Каждый привносит в свою специфическую точку зрения свою собственную позицию. К тому же, полученный ранее опыт, индивидуальные интересы и личные представления опираются на то, что желательно в данной системе. Все это влияет на восприятие человека, так что всегда следует учитывать, кто сделал высказывание или с какой позиции он это сделал». Возможность такого способа наблюдения положения вещей, фактов и проблем позволяет избежать приписывания вины, так как вопрос: «Кто прав?» - необязателен, более того, он не ведет к цели и никогда не приносит решение. Напротив, он стимулирует проблему рассматривать односторонне, что приводит к ограничению перспектив и препятствует многоаспектной дальновид- ности и обзору. А рассуждения о проблеме - с целью расширить свой кругозор и принять во внимание разнообразные позиции - могут привнести в поле зрения новые аспекты, что в консультировании сложных социальных систем со сложными (социальными) проблемами считается основным способом достижения цели. «С помощью многоперспективного способа наблюдения мы можем быть адекватны отдельному положению вещей по их сложности. Таким образом, вырабатываются, так сказать, разные модели одного положения вещей, которые не обязательно исключают друг друга, а наряду друг с другом позволяют выявить различные грани сложного целого». Основной признак социальных систем - они постоянно изменяются, и если изменяются составляющие системы, она может измениться целиком. Автономии социальной системы по отношению к составляющим ее частям не существует. Поэтому действие, деятельность или изменение, которое производит часть социальной системы, всегда оказывает влияние на деятельность всей социальной системы в целом. Уве Грау сравнивал социальную систему с мобиле1: 1 Мобиле - современное украшение интерьера, состоящее из металлических, бумажных, деревянных, кожаных полос или перьев, колышущихся в потоке воздуха (прим. перев.) Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|