Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 12308

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

мы используем для системно-конструктивистского процесса консультирования:
«Ключевое положение теории производства знаний Матураны и Варелы «Все сказанное сказано наблюдателем» соотносит производство знаний с конструированием «действительности» и в то же время открывает для консультирования возможности для реконструирования проблемной «действительности»».
То есть в консультировании мы имеем ввиду «изменение позиций», как это описал Уве Грау. Цель - создать для клиента новые возможности для наблюдения, для того, чтобы он мог «по-другому» взглянуть на свою (профессиональную) систему, членом которой он является.
При этом важно помнить, что социальная система (сама по себе и в себе самой организующаяся и формирующаяся система) подвержена влиянию. Ведь в социальных системах интервенции, в общем, не зависимо от того, что это за интервенции, и каков способ их применения, не могут внести строго определенные, предсказуемые изменения. В основе этого лежит концепт «не тривиальных машин» Фоерстера, согласно которому, это «машины» с так называемыми внутренними состояниями подвержены влиянию отношения «вход - выход», которое определено синтети-

чески и зависит от прошлого, и которое никогда нельзя определить аналитически, то есть нельзя спрогнозировать.
«Не тривиальные машины», так называемые «вероятностные машины», в сравнении с «детерминистическими машинами» представляют собой чудесную метафору для живых социальных систем, будь то человек или некий конгломерат людей: организация или в более широком понимании - общество. Важно при этом то, что тривиальных машин не существует в природе. «Тривиализация» лишь в описании наблюдения. Из теории Хайнца фон Фоерстера о «не тривиальных машинах» мы должны сделать вывод, что интервенции в социальную систему следует понимать только как импульсы или, на системном сленге, как «возмущение», которое не приводит к прогнозируемым изменениям, а может привести к самоопределенным изменениям, которые лучше всего подходят к данному, «моментальному» состоянию системы.
В этой связи важно упомянуть о процессе понимания речи в радикальном конструктивизме:
«Слушающий, а не говорящий, определяет значение высказывания».

Это означает, что процесс коммуникации основан на разнообразии, а не на однозначности. Следствием этого является то, что мы, хотя, предположительно, знаем, что мы говорим, все же никогда не можем определить, что понимает другой, какое значение он придает импульсам, которые он «принимает» как звуки, и какие ассоциации вызывают у него поступающие сигналы. Наша модель системно-конструктивистского коучинг-процесса использует на практике «кибернетику второго порядка» Фоерстера - в процессе консультирования на основе структуры восприятия клиента помочь ему осознать его собственную постоянную субъективно-присущую позицию наблюдателя, чтобы таким образом открыть ему, как наблюдателю второго порядка, его собственную систему.
Таким образом, клиента помещают на позицию наблюдения второго порядка, где у него появляется возможность рефлексивно наблюдать самого себя и окружающий его мир и вместе с консультантом открыто рассуждать о своем взаимодействии с внешним миром и интервенциях в него.
Функция коуча заключается в том, чтобы помочь клиенту открыть новые позиции или в конструктивистском смысле «конструировать»:

«Задача консультанта - превратить клиента в наблюдателя своей профессиональной системы, членом которой он сам является. Опыт рефлексии во время консультационных встреч стимулирует готовность попробовать занять альтернативные позиции и инициировать изменения в профессиональных буднях».
Полезна в этом контексте осознанная рефлексия, как это предложил Том Андерсен, высказываний, которые произнесены, абстрактно говоря, в рамках «кибернетики первого порядка» и в противоположность высказываниям, которые были сформулированы в рамках «кибернетики второго порядка»».
Здесь я приведу в пример короткий перечень, ссылаясь на Тома Андерсена, чтобы лучше пояснить, о чем идет речь.

Кибернетика первого порядка Кибернетика второго порядка
«Вещь» (например, проблема)
рассматривается как нечто само по себе «Вещь» (например, проблема) рассматривается как часть изменяющегося контекста
Специалист работает с «вещью» (например, проблемой) Специалист работает с мнением человека о «веще» (например, проблеме)

Человек открывает «вещь» (например, проблему) как она есть. «Вещь» имеет только одну версию Человек формирует понимание того, что такое «вещь», и это только одна из многих возможных версий
Индивидуальное изменение может регулироваться извне и поэтому предсказуемо Индивидуальное изменение происходит спонтанно изнутри, и никогда нельзя знать, что это, как это выглядит или когда это произойдет
Важное значение в системно-конструктивистском коучинге имеет относительность высказываний, которые принципиально встречаются наблюдателю и которые, вероятно, могут быть другими для другого наблюдателя той же самой системы. Тенденция, которая здесь проявляется, -«системная», то есть система, структура отношений находится на первом плане наблюдения и выбрана как исходная точка для дальнейших действий. Ведь только в осознании постоянной коммуникации и интервенции живой системы по отношению к ее внешнему миру становится ясно, что не только мы одни существуем в этом мире -мы действуем в системе, которая влияет на наши действия и наше восприятие вещей. Исходя из этого, цель системно-конструктивистского консультирования - повлиять на восприятие и дейст-

вия клиента в отношении к проблеме таким способом, чтобы он мог «увидеть», как на его «видение» влияет социальная система, в которой он действует.
Любую группу людей можно рассматривать как социальную систему. Такую социальную систему всегда характеризуют отношения между ее членами, и важным здесь является то, что различные члены по-разному «видят» или переживают любое состояние системы.
«Каждый привносит в свою специфическую точку зрения свою собственную позицию. К тому же, полученный ранее опыт, индивидуальные интересы и личные представления опираются на то, что желательно в данной системе. Все это влияет на восприятие человека, так что всегда следует учитывать, кто сделал высказывание или с какой позиции он это сделал».
Возможность такого способа наблюдения положения вещей, фактов и проблем позволяет избежать приписывания вины, так как вопрос: «Кто прав?» - необязателен, более того, он не ведет к цели и никогда не приносит решение. Напротив, он стимулирует проблему рассматривать односторонне, что приводит к ограничению перспектив и препятствует многоаспектной дальновид-

ности и обзору. А рассуждения о проблеме - с целью расширить свой кругозор и принять во внимание разнообразные позиции - могут привнести в поле зрения новые аспекты, что в консультировании сложных социальных систем со сложными (социальными) проблемами считается основным способом достижения цели.
«С помощью многоперспективного способа наблюдения мы можем быть адекватны отдельному положению вещей по их сложности. Таким образом, вырабатываются, так сказать, разные модели одного положения вещей, которые не обязательно исключают друг друга, а наряду друг с другом позволяют выявить различные грани сложного целого».
Основной признак социальных систем - они постоянно изменяются, и если изменяются составляющие системы, она может измениться целиком. Автономии социальной системы по отношению к составляющим ее частям не существует. Поэтому действие, деятельность или изменение, которое производит часть социальной системы, всегда оказывает влияние на деятельность всей социальной системы в целом. Уве Грау сравнивал социальную систему с мобиле1:
1 Мобиле - современное украшение интерьера, состоящее из металлических, бумажных, деревянных, кожаных полос или перьев, колышущихся в потоке воздуха (прим. перев.)



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Георгий Почепцов. Слухи и анекдоты при переходе от книжного мира в мир интернета
  • Прист С. Теории сознания.
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Фрумкин К. ЦЕЛИ ЖИВОГО СУЩЕСТВА
  • Притча «Про любовь»
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Последствия отворота
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Рамиль Гарифуллин. В поисках зеркамона. Психология феномена зеркала
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Fr. Von Hohenheim. «Liber B vel Magi». Вопросы и ответы
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Данченко В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • Соловьев Вл. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Соловьев. Философские начала цельного знания.
  • Йегуда Ашлаг. Каббала в сравнении с науками
  • Герберт Стэнли Редгроув. В поисках философского камня
  • Георгий Почепцов. Ложь как база социальных коммуникаций: от биологии до политики
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Притча «Болезнь философии»
  • Йегуда Ашлаг. Любовь к Творцу и творениям
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Георгий Почепцов. Враг как важный элемент системы пропаганды
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Самость; Self; Selbst
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Притча «Полюбить свое тело»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь