Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 12303

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

сенсомоторного взаимодействия циркулярно-рекурсивна. Но эта рекурсия означает - живая система, как, например, человек, меняет свое восприятие через свои движения, свои действия и, наоборот, свои движения она формирует через свое чувственное восприятие. Следовательно вещи, которые нам «противостоят», - это «знаки для стабильных способов поведения», это «объекты». Ведь мы постепенно учимся обращаться с нашим внешним миром, «понимать» его через (в первичном смысле) его «принятие» и поэтому вырабатываем способы поведения - как обращаться с «вещами», «объектами», не зная, что эти вещи представляют собой на самом деле. Эти наши человеческие способы поведения, способы поведения людей как действующих наблюдателей своего внешнего мира, следует рассматривать как форму собственного поведения. Эта форма собственного поведения (в соответствии с проблематикой самоценности) создает состояние равновесия, которое в ходе нашего существования позволяет нам ощутить и воспринять впечатление непрерывности в нас, в нашем мире, в нашем окружении, то есть в наших субъективно воспринимаемых объектах. Это выражено как вывод в конструктивистской теории производства знаний Хайнца фон Фоерстера:
«Если хочешь получить знания, учись действовать».

Так, кратко следует указать на то, что конструктивистская философия, несмотря на ее гипотезы и теории, не является однозначно философской системой, а, прежде всего, полезным инструментом в практической жизни, как это определил Виттгенштейн:
«Философия - это не теория, а практика».
Если я отношу к себе и серьезно принимаю радикальный конструктивизм, то есть мыслю себя как самоформирующийся организм, который обнаруживает операционную целостность и работает, то есть живет, самореферентно, циркулярно-рекурсивно, и мое восприятие, все мои ощущения и чувственные возбуждения, от которых я никогда не могу «отделаться» - это только восприятие, какое оно есть: а именно, мое субъективно-присущее восприятие, опираясь на которое, я, как целостная (закрытая) живая система, конституирую, даже конструирую, в смысле изобретаю, мой мир, мою действительность, тогда мне ясно, что я - сам себе хозяин и что у меня есть свобода выбирать и решать по поводу всего, что меня касается. Как это сформулировал Фоерстер:
«В любой момент я могу решить, кто я есть».
Решение, которое мы должны принять каждый сам для себя, - имеет принципиальное значе-

ние: если я считаю себя посторонним (внешним) наблюдателем своего мира, своей действительности, если я в некотором смысле занимаю позицию наблюдателя (как это выразил Гельмхольц), позицию не включенного наблюдателя, и наблюдаю мир, универсум, самого себя и т. д. извне, определенным образом из панорамы замочной скважины, тогда я рассматриваю происходящее в мире, происходящее в моем мире, который я наблюдаю, мою действительность, как то, что происходит само по себе, без моего участия. В этом случае я следую основному принципу реализма: мир - это причина, мой опыт - это следствие, поскольку он зависит от мира. Таким образом, я следую законам и правилам, которые, по-видимому, диктует мне мир.
Но если я наоборот рассматриваю себя не как наблюдателя, не как того, кто занимает позицию наблюдающего, а считаю себя частью системы, частью этого универсума, тогда я изменяю этот универсум, как только я поднимаю свою руку. Это значит, что всегда, когда я что-либо делаю, я изменяю и себя, и универсум сам по себе! Тогда, согласно Хайнцу фон Фоерстеру, я следую основному принципу конструктивистской философии: «Мой опыт - это причина». А следствие - это мир, то есть мир - это результат моего опыта:

«Вопрос заключается лишь в том, «является ли мой опыт первопричиной, и вызван ли мир им?» И если я отвечаю «да!», тогда здесь и сейчас я решаю не только, как выглядит мой мир, но также - кто я сам».
У нас есть свобода решить для себя, что есть для нас наша жизнь, мы можем выбрать одну из двух возможностей. Но какую возможность выбрать - это принципиально неразрешимый вопрос, который можем решить только мы сами и только каждый для себя. На вопрос «Я нахожусь вне универсума или я - часть его?» принципиально нет ответа, нет абсолютно объективного ответа, так как на этот вопрос может ответить только каждый самостоятельно и только для самого себя. Мы свободны выбирать позицию, и, независимо от того, как мы для себя решим, ответственность за это будет лежать только на нас самих.
Конструктивистская этика начинается там, где я решаю для себя, что я - часть универсума, и что причина моих действий - во мне, а не где-нибудь еще, в ком-нибудь другом. То есть причина моих действий лежит во мне, я - свой собственный регулятор (в смысле кибернетики), и тогда все мои действия категорически подлежат моей собственной ответственности.

Из этого формируется «конструктивистское этическое требование» Хайнца фон Фоерстера, сторонника конструктивно-конструктивистского вероятностного мышления:
«Я всегда буду действовать так, чтобы общее число возможностей для выбора увеличивалось».

Системное мышление и действование на практике - системно-конструктивистский коучинг
Системно-конструктивистский коучинг, как это видно из самого его названия, с одной стороны, основан на теории систем, в особенности, на работах Никласа Луманна о «Социальных системах», а с другой стороны, на радикальном конструктивизме, как его сформулировали Хайнц фон Фоерстер, Умберто Р. Матурана и Эрнст фон Гла-зерсфельд.
Системно-конструктивистский коучинг построен на принципах «самосоздания», то есть самопроизводства живых систем, как это постулировал Умберто Р. Матурана. В этом консультаци-

онном подходе за основу принята общая «самоорганизация» любых систем, опираясь на которую и проводится работа с клиентом1. В условиях консультирования, как их представил Уве Грау в «Кильской модели консультирования», автономия любой социальной системы определена как основное положение:
«Индивид и социальные системы понимаются как автономные, самоорганизующиеся системы, которые конструируют свою «действительность»».
В этой модели системно-конструктивистского коучинга, прежде всего, объявлена борьба «определенной» действительности. То есть любое конструирование действительности (а «определенная» действительность, которую воспринимает каждый человек, есть ничто иное, как конструирование «некой» действительности в соответствии с тем, как ее воспринимает каждый отдельный человек) как такое, каким оно есть на самом деле, — это конструирование «некой» субъективно воспринимаемой действительности.
1 В этой связи следует упомянуть об изучении Хайнца фон Фоерстера термина «саморганизация», в котором он показывает принципиальную взаимосвязь с самореференцией организующихся систем, также в смысле «менеджмент и самоорганизация».

Наивысшая задача в коучинг-процессе - с позиции наблюдателя показать относительность любой реальности. Другими словами, мы постараемся показать, что любой человек обладает своим собственным, субъективно-присущим восприятием действительности и постоянно ре-конструирует и конституирует его в соответствии со своей способностью к восприятию.
Немецкий язык предоставляет чудесную возможность проанализировать значение понятия «вос-приятие» («Wahr-nehmung») как то, что «принимается» («nehmung») как «истинное» («Wahr»). То есть в соответствии с теорией производства знаний значение «истинного» («Wahr»), как оно определено в теории истины, лежит в «вос-приятии» («Wahr-nehmung») субъекта. В соответствии с этим, истину можно толковать как в чистом виде абстракцию результатов работы восприятия, если мы принимаем кибернетический подход за точку отсчета в теории производства знаний.
Что касается требования относительности, то с этой точки зрения мы также рассмотрим живую систему и укажем на то, что любое наблюдение за живой системой зависит от перспективы наблюдения (а это есть сам наблюдатель со всей его историей). Полученные таким способом результаты



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Георгий Почепцов. Слухи и анекдоты при переходе от книжного мира в мир интернета
  • Прист С. Теории сознания.
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Фрумкин К. ЦЕЛИ ЖИВОГО СУЩЕСТВА
  • Притча «Про любовь»
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Последствия отворота
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Рамиль Гарифуллин. В поисках зеркамона. Психология феномена зеркала
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Fr. Von Hohenheim. «Liber B vel Magi». Вопросы и ответы
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Данченко В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • Соловьев Вл. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Соловьев. Философские начала цельного знания.
  • Йегуда Ашлаг. Каббала в сравнении с науками
  • Герберт Стэнли Редгроув. В поисках философского камня
  • Георгий Почепцов. Ложь как база социальных коммуникаций: от биологии до политики
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Притча «Болезнь философии»
  • Йегуда Ашлаг. Любовь к Творцу и творениям
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Георгий Почепцов. Враг как важный элемент системы пропаганды
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Самость; Self; Selbst
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Притча «Полюбить свое тело»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь