Конкретизм; Concretism; Konkretistik

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь аналитической психологии | Просмотров: 1758



     Конкретизм (Concretism; Konkretistik) — определенная специфика мышления или чувства, характеризующаяся архаической природой и недифференцированностью: основана всецело на сенсорном восприятии; составляет противоположность абстракции.
     «Конкретный значит, собственно говоря, «сросшийся». Конкретно мыслимое понятие есть понятие, которое представляют как сросшееся или слившееся. Такое понятие не абстрактно, не обособлено и не мыслится само по себе, но отнесено и свешано. Это не дифференцированное понятие — оно еще застряло в чувственно опосредованном созерцательном материале. Конкретное (Concretistic) мышление вращается исключительно среди конкретных понятий и объектов перцепции, и оно постоянно взаимодействует с ощущением. Точно так же как и конкретное (concretistic), чувство никогда не бывает свободно от своего сенсорного контекста.
     Примитивное мышление и чувство исключительно конкретны и всегда соотнесены с ощущением. Мысль примитивного человека не имеет обособленной самостоятельности, но прилепляется к материальному явлению. Самое большее, куда она поднимается, это уровень аналогии. Точно так же и примитивное чувство всегда отнесено к материальному явлению. Мышление и чувство основаны на ощущении и лишь немного отличаются от него. Поэтому конкретизм является и архаизмом. Магическое влияние фетиша переживается не как субъективное состояние чувства, а ощущается как магическое воздействие извне. Это есть конкретизм чувства. Примитивный человек не испытывает мысль о Божестве как субъективное содержание — для него священное дерево есть жилище божества или даже само божество. Это есть конкретизм мышления. У культурного человека конкретизм мышления состоит, например, в неспособности мыслить что-нибудь иное, кроме чувственно опосредованных фактов, обладающих непосредственной созерцаемостью, или же в неспособности отличать субъективное чувство от ощущаемого объекта.
     Конкретизм есть понятие, подчиненное более общему понятию мистическое соучастие. Подобно тому как мистическое соучастие является смешением индивида с внешними объектами, так конкретизм представляет из себя смешение мышления и чувства с ощущением. Конкретизм требует, чтобы предмет мышления и чувства был всегда в то же время и предметом ощущения. Это смешение мешает дифференциации мышления и чувства и удерживает обе эти функции в сфере ощущения, т. е. в сфере чувственной отнесенности — вследствие этого они никогда и не могут развиться до состояния чистых функций, но всегда остаются в сопровождении ощущений. Отсюда возникает преобладание фактора ощущения в психологической ориентировке. (О значении этого фактора см. ощущение.}
Отрицательная сторона конкретизма состоит в прикрепленности функции к ощущению. Так как ощущение есть восприятие физиологических раздражений, то конкретизм или удерживает функцию в сенсорной сфере, или постоянно приводит ее обратно туда. Этим создается прикрепленность психологических функций к органам чувств, мешающая психической самостоятельности индивида, поскольку отдается преимущество фактам, поставляемым органами чувств. Правда, такая ориентация имеет и свою ценность в смысле признания фактов, но не в смысле их истолкования и их отношения к индивиду. Конкретизм ведет к преобладающему значению фактов, и тем самым к подавлению индивидуальности и ее свободы в пользу объективного процесса. Но так как индивид определен не только физиологическими раздражениями, а и другими факторами, которые бывают иногда противоположны внешнему факту, то конкретизм вызывает проекцию этих внутренних факторов во внешний факт и тем самым, так сказать, суеверное переоценивание голых фактов, совершенно так, как у первобытного человека. Хорошим примером может послужить конкретизм чувства у Ницше, а именно чрезмерная переоценка им диеты, а также материализм Молешота («Человек есть то, что он ест»). Как пример суеверной переоценки фактов можно назвать также гипостазирование понятия энергии в монизме Оствальда (ПТ, пар. 746—749).
Из книги Зеленского В. Словарь аналитической психологии 



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Архаизм, архаический; Archaism; archaic; Archaismus; archaisch
  • Дифференциация; Differentiation; Differenzierung
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Абстракция; Abstraction; Abstraktion.
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Мышление; Thinking; Denken
  • Интуиция; Intuition
  • Ориентирование; Orientation; Orientierung
  • Коллективное; Collective; Kollektive
  • Вина; Guilt; Schuld
  • Имаго; Imago
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Инфляция; Inflation
  • Идея; Idea; Idee
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Нуминозный; Numinous
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Тело; Body
  • Парт-объект; Part-object; Partialobjekt
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Дитя; Child; Kind
  • Бого-образ; God-image; Gottbild
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Аффект; Affect; Affekt
  • Притча «Чувства или разум»
  • Функция; Function; Funktion
  • Либидо; Libido
  • Амбивалентность; Ambivalence; Ambivalenz
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Перенос; Transference; Ubertragung
  • Самость; Self; Selbst
  • Рациональное; Rational; Rational
  • Океаническое чувство; oceanic feeling
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Энергия; Energy; Energie
  • Родительский комплекс; Parental complex; elterlich Komplex
  • Смысл; Meaning; Sinn
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Беспомощности (состояние)
  • Фантазия; Fantasy; Phantasie
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Политеизм; Polytheism; Polytheismus
  • Кватерность, или четверица; Quaternily; Qualernilat
  • Символ; Symbol
  • Последствия отворота



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь