Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 12305

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Живые системы, которые вследствие своего «клеточного самопроизводства» создают сами себя, и, как уже упоминалось, работают операционно целостно (или закрыто, замкнуто), живут благодаря факту, что они самостоятельного конструируют собственную действительность и не добывают знания где бы то ни было, а самостоятельного производят их для себя. Чтобы соответствовать внешней среде, человек должен структурировать свою жизнь с самого своего рождения и создавать некую обобщенную определенную схему действий, чтобы затем проецировать ее на так называемые «объекты», что позволит ему добиться некой регулярности в своем поведении и действиях, без которых эта схема будет утрачена. Так, человек создает категории схемы и соотносит их между собой, чтобы в последующем иметь возможность прогнозировать дальнейший ход разви-
и что есть окружающий нас мир и весь наш космос со всем, что в нем есть (миллионы других галактик, которые, вероятно, таят в себе такие же живые системы, которые размышляют над тем, есть ли где-нибудь другие живые существа и т. д.), а также описания и объяснения этого и приходит все к тем же фундаментально-важным, но никогда не разрешимым вопросам, как, например: «Есть ли Творец, Создатель?» И если да: «Как его зовут?» «Где он живет?» и «Правда ли все это?» И если мы, по природе, замкнуты на самих себе, нам достаточно будет только взглянуть глубоко в глаза нашему собеседнику, и мы заметим, что мы никогда не сможем понять это существо.

тия событий и, в соответствие с этим, что-то планировать заранее.
Чувство объективности (и не больше того!) возникает в результате подтверждения наших це-леориентированных действий во взаимодействии или простой встрече с живой системой, которая похожа на нас, которая, по-видимому, обладает схожими когнитивными структурами и поэтому, предположительно, думает о том же и таким же образом, как и мы сами, а также чувствует и переживает так же, как и мы. Этой живой системой может быть наш «ближний», которого, конечно, нужно найти в бесчисленном множестве вариантов.1 Когда мы видим, что другие думают о чем-то подобном или делают что-то равнозначное, то это заставляет нас верить, что субъективно переживаемое нами может быть реально и его следует понимать как реальное.
Другой соблазн поверить в объективность саму по себе - это наше речевое общение с другими. Ведь, вероятно, самое важное подтверждение нашей собственной субъективно сконструированной реальности - это речь с теми други-
1 Здесь следует упомянуть термин «структурная связь», так как он точно описывает сказанное выше: связь живых организмов в их взаимодействии. В широком смысле— «структурная связь третьего порядка».

ми, кто, предположительно, сконструировал подобную реальность. Говорить о реальности - это еще один способ структурировать, то есть конструировать свой собственный мир. Проблема в том, что речь не передает никакой информации, а только запускает сам процесс понимания, который дает нам возможность понять сказанное другим человеком1.
«Нервная система не «получает» никакой «информации», как это часто утверждается. Более того, она
порождает мир, в котором она определяет, какие
конфигурации среды несут в себе возмущение и какие
изменения в организме они могут вызвать»2.
1 Речь никаким образом не передает информацию, посколь
ку информация в субъекте, то есть производится в самом
субъекте и не может быть передана дальше, как это все сно
ва и снова пытаются доказать в традиционных теориях ком
муникации. В конструктивистской модели речи мы принци
пиально исходим из того, что слова всегда вызывают в нас
только репрезентации, с которыми мы можем работать. Они
основываются, во-первых, на пред-понимании и, во-вторых,
на ассоциативной способности соотносить их между собой.
В конструктивистской философии речь - это кибернетичес
кая система, которая способна производить саму себя. В ре
зультате этого также с теоретико-лингвистической точки
зрения возникает фундаментальная, циркуляционая пробле
ма: речь можно объяснить только при помощи речи.
2 Humberto Maturana, Francisco J. Varela, 1984, «Der Baum der
Erkenntnis». В основе этого лежит большое недоразумение,
которое можно обнаружить в образе лингвистической мета
форы мозга как машины, например, компьютера и т. д., в ос-

Согласно этой модели, информация не «идет» от внешнего мира и не входит в нас как чувственное впечатление, как это часто утверждают в различных теориях познания, что, конечно же, является ошибкой. «Информация» находится только в самом субъекте. Как это выразил Хайнц фон Фо-ерстер:
«Внешняя среда не содержит никакой информации. Внешняя среда такая, какая она есть».
То, что речь или речевой акт имеет в себе что-то образующее действительность, и представляет собой конструктивистский феномен, ведь как это говорил еще Витгенштейн в своем «Трактате»: «Мысль - это осмысленное предложение».
Это означает, что мысль и субъективное мышление имеет конструктивную способность создавать действительность и конституировать ее в действии. Вот что такое «предложение», то есть речевое взаимодействие с другими, детерминиро-
нове которого должен лежать регламентированный процесс входа — выхода. Все же, согласно конструктивистской теории производства знаний, это неверно. Фоерстер очень точно установил, что есть «тривиальные машины» с «отношением «вход - выход»» и так называемые «не тривиальные машины», как, например, человек с рекурсивными «внутренними состояниями», которые нельзя предсказать и вычислить.

ванное конструктивным элементом. Поэтому речь имеет нечто объективирующее, которое легко вводит в соблазн «принять» реальную объективность1. Противоположность представляет конструктивистская догма, как ее сформулировали Матурана и Варела:
«Все сказанное сказано кем-то. Ведь любая рефлексия порождает мир, она и есть действие отдельного человека как таковое в определенных условиях».
Здесь возникает представление о некой этике, когда мы подчеркиваем все сказанное как относительное, с точки зрения наблюдателя, и соотносим это с субъектом, который это высказал. Но то, что я в состоянии соотнести его высказанное с тем, что думаю я, связать это, охарактеризовать наши представления как совместимые, означает, что я в такой же степени являюсь наблюдателем и могу себе представить, как другой может наблю-
1 Мы уже сильно привыкли к тому, что мы говорим очень обобщенно, например: «Дело обстоит так-то и так-то». «То» мы характеризуем через «это» и т. д. Эти речевые выражения имеют привкус обобщенности, регламентации и, прежде всего, объективно доступного описания фактов, хотя, собственно говоря, всегда можно и в этическом смысле нужно говорить только: «Я думаю, что...», «Мне кажется, что...» и т. д. Ведь, как мне кажется, это позволит достичь положительной субъективации, которая допускает дискуссию и изначально не несет в себе отрицания.

дать то или это. Поэтому у нас возникает впечатление объективности, которой быть не может.
Интересно и общее исследование понятия объекта в конструктивистском смысле. Ведь в конструктивизме мы исходим из предположения, что объекты - это только предполагаемые/мнимые «состояния в противоположность» собственному поведению воспринимающего организма:
«Объекты и события — это не первичный опыт. Объекты и события - это репрезентации отношений. Так как «объекты» и «события» не являются первичным опытом и, следовательно, не могут претендовать на абсолютный (объективный) статус, отношения между ними, то есть наш «внешний мир», представляет собой исключительно «личное дело», специфические, ограничивающие условия для которого - это анатомические и культуральные факторы. Таким образом, появляется постулат «внешней (объективной) реальности», возникает реальность, которая определяется с помощью внутренней методики вычислений...»1
В соответствии с этим, объекты можно рассматривать как понятия, которые образуются в результате наших предположений, что организация
1 Фоерстер в дальнейшем еще больше усиливает это: «С операционной точки зрения вычисление определенного отношения представляет собой репрезентацию этого отношения».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Георгий Почепцов. Слухи и анекдоты при переходе от книжного мира в мир интернета
  • Прист С. Теории сознания.
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Фрумкин К. ЦЕЛИ ЖИВОГО СУЩЕСТВА
  • Притча «Про любовь»
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Последствия отворота
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Рамиль Гарифуллин. В поисках зеркамона. Психология феномена зеркала
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Fr. Von Hohenheim. «Liber B vel Magi». Вопросы и ответы
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Данченко В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • Соловьев Вл. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Соловьев. Философские начала цельного знания.
  • Йегуда Ашлаг. Каббала в сравнении с науками
  • Герберт Стэнли Редгроув. В поисках философского камня
  • Георгий Почепцов. Ложь как база социальных коммуникаций: от биологии до политики
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Притча «Болезнь философии»
  • Йегуда Ашлаг. Любовь к Творцу и творениям
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Георгий Почепцов. Враг как важный элемент системы пропаганды
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Самость; Self; Selbst
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Притча «Полюбить свое тело»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь