Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 12299

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

торый происходит внутри нас), а не как приобретение знаний в традиционном смысле этого слова - где мы каким-то образом получаем их из реального внешнего мира.
Основная идея конструктивистской философии построена на простом биологическо-физио-гномическом факте - окружающий мир, воспринимаемый нами или, соответственно, способ, которым мы его представляем - это наша корневая конструкция, наше создание и наш продукт. «Реальность» или «действительность» - это наше «изобретение». Таков центральный тезис радикального конструктивизма.
«Изобретение» в его семиотическом смысле относится здесь к способу конструирования и конструированию «материалов» для наших импульсов или создания стимулов, восприятия через органы чувств. Как живые люди, мы в полной мере зависим от того, что именно мы конструируем с помощью наших органов восприятия из пред-идущих стимулов, которые, однако, не являются первично важными для нашего знания, как это до сих пор считали. Важными в этом смысле являются наши структуры восприятия, которые из этих стимулов конструируют нашу реальность. В кибернетически-конструктивистской мо-

дели производства знаний сказано: физический принцип нашей нервной системы гласит - поступившие к нам «извне» сигналы могут быть разной силы и интенсивности, но ни при каких условиях и ни в какой форме они не могут сообщить нам информацию о своем генезисе. Только наш мозг выявляет смысл из бесконечного множества «поступающих» сигналов, которые он выборочно обрабатывает, поскольку в противном случае произойдет переполнение стимулами сверх нормы, и живая система не сможет с этим справиться.
Другими словами: никакая реальная, поступившая извне информация не объясняет способ построения человеческого знания - только беспрерывное рекурсивно-циркулярное внутреннее (присущее субъекту) конструирование мира (в форме созданных субъектом образов и т. д.) может интерпретировать поступающие раздражители. Это целый процесс, который кибернетически можно описать как «операционную целостность».
Основная посылка радикального конструктивизма - если живая система, например, человек, в своей целостности зависит от самой себя/указывает на саму себя (операционная целостность) и, как это установил Умберто Р. Матурана, сама себя производит и работает как самореферент-

ная, тогда понятно, что человек сам по себе производит свои знания1. В соответствии с этим, знание - это внутреннее конструирование импульсов и стимулов, скажем, получаемых из постулируемого «реального внешнего мира», и это формирование знания никогда не является объективным в привычном научном понимании. Так как весь процесс выстраивания знаний в конструктивист-ско-онтологическом смысле представляет собой
1 Я считаю нужным сослаться на концепцию «операционной целостности» нервной системы, так как она представляет собой важную систему рассуждений для понимания конструктивисткой теории производства знаний. По этому поводу Матурана и Варела цитировали: «Нервная система -это система, состоящая из активных компонентов, где каждое изменение отношений активности между компонентами ведет к дальнейшим изменениям отношений меду ними. Работа нервной системы состоит в том, что некоторые из этих отношений остаются неизменными, несмотря на непрерывный поток раздражителей, а также ее собственную динамику и взаимодействия, которые происходят внутри организма. Таким образом, нервная система функционирует как закрытая, целостная система изменений отношений активности между ее компонентами. (...) Изложенное выше показывает, что способ работы нервной системы в полной мере отражает то, что она является составной частью автономной единицы, в которой каждое состояние активности ведет к другому состоянию активности в этой единице, так как ее способ работы циркулярный, то есть операционно-целостный (закрытый). (...) Из этого следует, что все получение знаний организмом - это действие в смысле сенсоэффектроной корреляции в области структурного соединения, в котором он существует».

закрытый в себе, автономно самореферентный, циркулярно-рефлексивный процесс, который производит знания и поэтому может быть только абсолютно субъективным. Также следует понимать и провокационный постулат Хайнца фон Фоерс-тера, одного из наиболее ярых приверженцев радикального конструктивизма:
«Мир, который мы воспринимаемым, — это наше изобретение».
Мы не можем получить никаких знаний. «Познать» мы можем только наше субъективное восприятие и относящееся к нему наше конструирование, в смысле «изобретение», как это выразил Фоерстер. У нас есть только наше знание, то есть мы «знаем» только произведенные нами самими «знания», настоящие и будущие. А получение знаний? Получение знаний в этом смысле означает получение таких знаний, которые мы сами производим с самого начала нашего субъективного существования в нашем мире, то есть мы что-то обнаружили и будем развивать это дальше в будущем. Поэтому в рассуждениях и философских исследованиях конструктивистской философии абсолютное получение знаний не допустимо, оно даже немыслимо, поскольку эта философия построена на гипотезе «... согласно которой, полу-

чение знаний - это не репрезентация «внешнего» мира, а постоянное производство мира через процесс самой жизни»1. Так Матурана и Варела высказываются о конструктивистском производстве знаний в предисловии к своей работе, одной из наиболее важных работ в биологии.
Если я позволю себе утверждать, что НЕТ абсолютно объективного восприятия, НЕТ объективного наблюдателя мира, так как он изначально субъективно формирует свой мир, тогда классический аргумент в пользу объективности, и, прежде всего, не только в науке, будет сомнительным, если вообще не абсолютно спорным. Объективное описание или наблюдение за положением вещей с конечной целью - проанализировать его -«каково оно на самом деле», - с позиций конструк-
1 Здесь следует указать и на важный принцип Иоганна Мюллера - «принцип неспецифической энергии чувств». Или, как это точнее выразил Хайнц фон Фоерстер, - «принцип недифференцированного декодирования», который гласит, что реакции нервных клеток декодируют только количество их энергии, но не качество, то есть физическую природу возбуждающего фактора. Другими словами, нервные клетки (нервные окончания) человека знают только то, что что-то их раздражает, но не то, что это может быть. Это один из основополагающих физиологических факторов, которые должны заставить человека задуматься над тем, каковы наши когнитивные способности и какова наша связь с миром. Так как тогда многое станет более ясно, чем сейчас, когда мы опираемся на исследования получения знаний.

тивистской философии, совершенно абсурдно. А без объективного наблюдения, то есть объективного восприятия наблюдателя, объективность не мыслима, и ее абсолютно нельзя считать логичной. Заблуждение, что есть что-то наподобие объективности или объективного наблюдателя (ученого), является для меня одним из самых опасных заблуждений, которые вообще существуют в научном дискурсе. Ведь, если кто бы то ни был опирается на свое «абсолютно объективное наблюдение» и утверждает, что фактическое положение вещей таково или таково и ни в коем случае не иначе, потому что его можно наблюдать «объективно», возникает вопрос:
Откуда он знает, что, например, «зеленое», которое он видит, соответствует тому «зеленому», которое вижу я1.
В эпистемологии радикального конструктивизма это трактуется как невозможное.
Поэтому конструктивизм всегда упрекают в солипсизме2. Многие утверждают, что конструк-
1 Хайнц фон Фоерстер высказался однажды по этому поводу достаточно лаконично: «если кто-нибудь в состоянии доказать «зеленое», которое вижу я, как то «зеленое», которое есть у вас, я выдвину его кандидидатуру на Нобелевскую премию». Солипсизм - (лат. solus - единственный + ipse - сам) дове-

тивистская философия отвергает внешний мир и отрицает существование мира самого по себе, и вообще отрицает истину. Но такое понимание конструктивизма слишком узко и поверхностно. Конструктивистская философия ни в коем случае не оспоривает мир, она оспоривает его восприятие как абсолютно реальное; она не оспоривает его существование, но она подвергает сомнению восприятие реальности самой по себе, которое независимо (от субъекта). То есть она подвергает сомнению абсолютную истину (ставшую частью человека) ничего не говоря о ее «не-существовании».
Аргументы в пользу радикального конструктивизма - это доводы теории относительности и квантовой механики, а именно, что человеческое восприятие в подлинном смысле этого слова - относительно и поэтому не позволяет сформулировать концепцию объективности и ее аргументировать. Следовательно, мы НЕ находимся в со-общающихся отношениях с миром, в форме некого со-ответствия (согласованности), а находимся в отношениях жизне-способности (устойчивости
денный до крайних выводов субъективный идеализм; признание единственной реальностью только своего «Я», индивидуального сознания, отрицание существования внешнего мира (прим. перев.)



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Георгий Почепцов. Слухи и анекдоты при переходе от книжного мира в мир интернета
  • Прист С. Теории сознания.
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Фрумкин К. ЦЕЛИ ЖИВОГО СУЩЕСТВА
  • Притча «Про любовь»
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Последствия отворота
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Рамиль Гарифуллин. В поисках зеркамона. Психология феномена зеркала
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Fr. Von Hohenheim. «Liber B vel Magi». Вопросы и ответы
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Данченко В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • Соловьев Вл. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Соловьев. Философские начала цельного знания.
  • Йегуда Ашлаг. Каббала в сравнении с науками
  • Герберт Стэнли Редгроув. В поисках философского камня
  • Георгий Почепцов. Ложь как база социальных коммуникаций: от биологии до политики
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Притча «Болезнь философии»
  • Йегуда Ашлаг. Любовь к Творцу и творениям
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Георгий Почепцов. Враг как важный элемент системы пропаганды
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Самость; Self; Selbst
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Притча «Полюбить свое тело»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь