|
Парслоу Эрик, Рэй Моника. Коучинг в обучении. Практические методы и техники.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 23886
Автор: Парслоу Эрик, Рэй Моника.
Название: Коучинг в обучении. Практические методы и техники. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Кристальная чистота или туманные образы? ■ 27
ставничество — это процессы, позволяющие осуществлять обучение и поддерживать его. Важные практические различия между ними относятся к характеру обучения (коучинг — краткосрочное обучение, наставничество — долговременное) и к включенным в него отношениям власти и авторитета (прямая подотчетность руководству или ее отсутствие). У многих людей, заинтересованных в обретении наставника, с которым им предстоит встречаться каждый день, эти различия могут вызвать ненужное замешательство. Реальная сила коучинга и наставничества состоит в том, что оба этих процесса очень просты в своей основе, и сегодня в целях избежания чрезмерной запутанности и в то же время признания существующих различий часто используется термин «коуч-наставник». Итак, снова наиболее благоразумным советом будет следующий: гарантируйте, чтобы люди, включенные в конкретную ситуацию и конкретные отношения, точно знали, чего им ожидать друг от друга, не оглядываясь на теоретические разногласия. Кристальная чистота или туманные образы? Цель этой главы — набросать «общий план», чтобы затем более детально обсудить ключевые вопросы. Однако является ли картина, нарисованная на данный момент, понятной или же она туманна и сложна для понимания? Так как мы считаем, что находимся в центре «революции представлений об обучении», мы не удивимся, если вдруг выяснится, что тумана в этой области все еще больше, чем ясности. Однако мы надеемся, что следующие моменты сегодня ни у кого не вызовут возражений: • Коучинг и наставничество становятся более важными, многосоставными видами деятельности. • И коучинг, и наставничество играют ключевую роль в содействии удовлетворению потребностей обучения и развития в постоянно усложняющемся высокотехнологичном мире профессиональной и общественной жизни. • Помня о важности повседневного применения, нельзя забывать и о том, что политики, создатели стратегий и профессионалы-практики должны осознавать и понимать нюансы появляющегося языка коучинга и наставничества. 28 ■ Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции • Эффективный коуч и эффективный наставник должны владеть методами, стилями и техниками, связанными с данным видом деятельности, а также набором необходимых навыков и установок. Также кажется очевидным, что особенности применения и впечатления участников процессов коучинга и наставничества будут различаться в разных национальных и культуральных средах и что мы все можем научиться чему-либо друг у друга и получить от этого обучения пользу. На этой оптимистической ноте мы заканчиваем первую главу сводкой о «терминологических дебатах», подготовленной доктором Рэем Карром, одним из наиболее активных канадских авторов, пишущих на эту тему. Его взгляды представлены ниже в виде ответов на «наиболее часто задаваемые вопросы», полученные им главным образом от жителей США и касающиеся ролевых сходств и различий между наставниками, коучами и терапевтами. ЦЕЛЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ Наставничество Чаще ориентировано на взаимообмен жизненным опы- том, поддержку, обучение или руководство в целях личного, духовного, карьерного или жизненного роста; иногда наставничество используется для достижения стратегических бизнес-целей; содержание может быть весьма широким. Коучинг Коучинг обычно направлен на достижение результа- та, успеха, цели, на овладение производственными навыками, причем акцент делается на осуществление действий и поддержание изменений во времени; часто используется для улучшения навыков, необходимых для успешной деятельности в конкретной области; коучинг скорее наполнен практикой, чем теорией; в значительной степени опирается на навыки межличностного взаимодействия. Психотерапия Обычно терапия направлена на преодоление пробле- мы или кризиса, с акцентом на диагнозе, анализе или излечении; может включать тестирование, медикаментозное лечение, анализ раннего жизненного опыта, влияние других членов семьи; обычно строится на основе фундаментальной теории или философской системы. Кристальная чистота или туманные образы? ■ 29 ОБОЗНАЧЕНИЕ «ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА», ТО ЕСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ УСЛУГ Наставничество Протеже, наставляемый, обучаемый, коллега или парт- нер по обучению, член учебной группы. Коучинг Специалист, сотрудник или клиент. Психотерапия Пациент или клиент. ПРИЧИНА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КОНТАКТА Наставничество Может происходить в естественной форме, формально или неформально; может длиться в течение всей жизни или являться частью формальной программы с регламентированными взаимным контрактом, встречами и т. д. Коучинг Часто проводится на основе потребностей, выявляемых самим клиентом; в сфере бизнеса участие работников в процессе коучинга может быть частью их обычной профессиональной деятельности. Психотерапия Может быть различной — от кратковременной до долгосрочной; клиент обычно волен прервать отношения в любой момент. Принудительное направление на терапию может являться частью требований суда или работодателя. ФОРМА И ПРИРОДА КОНТАКТА Наставничество Исторически — индивидуальная; все чаще применяются практики взаимодействия одного наставника с группой людей, группой сверстников; используются возможности электронной почты, телефона и видеозаписи. Коучинг Обычно индивидуальная; часто проводится по телефону и посредством электронной почты; в системах образования используется взаимный коучинг в парах. Психотерапия Обычно индивидуальная или групповая (терапевт и группа клиентов); недавно проведены экспериментальные сеансы индивидуальной терапии через Интернет. 30 ■ Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции НАВЫКИ И ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ Наставник Обычно опыт наставника богаче опыта его партнера, но может быть подобным ему или относиться к другой области; истории из жизненного опыта наставника часто рассказываются к случаю и оказывают сильное воздействие. Коуч Очень часто коуч занят в той же самой области, в которой работает клиент или работал в ней ранее; жизненные истории коуча призваны вдохновить или научить. Психотерапевт Могут влиять на выбор клиентом некоего конкретного терапевта, но часто не связаны с результатом; обычно пациенту доступен только опыт данного процесса взаимодействия; рассказ историй из жизни зависит от подхода, которого придерживается терапевт. НЕОБХОДИМАЯ ДЛя ИСПОЛНЕНИЯ ДАННОЙ РОЛИ ПОДГОТОВКА Наставничество Варьирует от полного отсутствия формальной подготовки до ограниченного количества часов в формате семинарских занятий. Коучинг Часто коуч является самоучкой; сейчас все больше очных и дистанционных курсов становятся доступными. Психотерапия Обычно имеет ученую степень, а также опыт академической работы и клинической практики. СЕРТИФИКАЦИЯ ИЛИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ Наставничество Не требуется, но сертификаты и другие виды формального признания часто выдаются после прохождения формальных обучающих программ. Коучинг Не требуется, но профессиональные ассоциации и некоторые обучающие (тренинговые) компании предлагают системы сертификации. Психотерапия Часто требуется по закону; практики принадлежат к профессиональным группам со своими этическими кодексами, гарантиями и системами супервизорства. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|