Парслоу Эрик, Рэй Моника. Коучинг в обучении. Практические методы и техники.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 23891

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Роль профессиональной квалификации ■ 23
По мере того как споры об установлении национальных стандартов набирают ход, наблюдается также усиление требований выработать и согласовать точные определения и терминологию коучинга и наставничества. И сейчас наступает самый подходящий момент для того, чтобы переключить ваше внимание с роли различных групп в развитии коучинга на рассмотрение процесса развития наставничества.
Наставничество — семантические джунгли
В нашем раннем исследовании 1990 года мы выработали ряд описаний деятельности по наставничеству, а также попытались определить разницу между коучингом и наставничеством. Споры продолжались практически на каждой встрече специалистов, работающих в данной области, а мы посещали их регулярно в течение последних десяти лет. Временами люди выходили из терпения и называли этот спор просто игрой слов и блужданиями в чаще семантических значений. На наш взгляд, более точным наблюдением было бы замечание о том, что повышение активности в этой сфере свидетельствует о вызревании новой профессии и что дискуссия — это здоровый способ достичь четкости и однозначной ясности понимания.
Мы пока еще не пришли к общему мнению по поводу терминологии и понимаем, что используемые сейчас термины и определения могут снова измениться. И тем не менее мы продолжим использование термина «вклад».
Роль профессиональной квалификации
Представители многих профессий в течение многих лет активно используют наставничество как часть программ профессиональной квалификации. В некоторых профессиях, например у инженеров (Chartered Engineers), прямо используется термин «наставник». В других, например у общественных бухгалтеров (Chartered Accountants), эта роль выделяется, но ее исполнителя называют термином «консультант». В течение последнего десятилетия представители этих видов деятельности не испытывали потребности в изменении собственных представлений о ценности наставничества. Некоторые, подобно сравнительно небольшому Департаменту пожарных, сделали наставничество более представленным как в своих квалификационных программах, так и в общем подходе к обучению.

24 ■ Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции
Важность постоянного профессионального развития становится все более важным аспектом деятельности многих, но, к сожалению, еще не всех профессиональных сообществ, при этом особое значение придается наставничеству. Постоянное профессиональное развитие больше не ограничивается рамками отдельных профессиональных сообществ. Эта важная деятельность сегодня продвигается и координируется новым Институтом постоянного профессионального развития, созданным в 1998 году. Это новое учреждение, несомненно, признает наставничество отдельным методом, а целью Института является активное его развитие в течение следующих десяти лет.
Вклад «наставников на общественных началах» (community) и «наставников по призванию» (vocational)
Именно появление роли наставника в сочетании с новыми Национальными профессиональными квалификационными экзаменами (National Vocational Qualifications; НПКЭ) помогло нам в нашем раннем исследовании определить, что эти люди является носителями потенциально важных влияний. Мы были правы в том смысле, что роль НПКЭ для наставничества стала очень определенной, хотя сами НПКЭ, по-видимому, заняли (или создали?) только одну нишу во всем спектре профессиональных квалификаций.
Роль наставника стала центральной темой обширных дебатов о профессиональном и об общем, продолжающемся в течение всей жизни обучении, ключом, открывающим путь в профессиональный мир, и способом войти в него. Сегодня наставничество активно развивается как часть правительственной схемы Честной занятости (Fair Deal at Work scheme), целью которой является помощь безработным, в частности молодым людям, в получении работы. Существуют подобные схемы и для других групп, находящихся в сложных условиях, например для семей родителей-одиночек, и они также помогают людям влиться в нормальное течение трудовой жизни.
Школьникам (и школам), не справляющимся с учебной программой, сейчас предлагают свои услуги по меньшей мере, 1000 профессиональных «учебных наставников» (репетиторов) Департамента образования и трудоустройства (ДОТ), занятых полный рабочий день. Министерство внутренних дел Великобритании спонсирует программы, использующие метод наставничества для помощи людям, страда-

Вклад «наставников на общественных началах» и «наставников по призванию» ■ 25
ющим зависимостью от алкоголя, психоактивных веществ, имеющим проблемы с законом или потенциальным жертвам подобных проблем. Сейчас из общественных ресурсов оплачиваются программы наставничества, призванные решить сложности, связанные с расовым, половым и культурным многообразием, в это вкладывают свои средства все больше работодателей, осознающих, что подобные проблемы могут оказывать неблагоприятное воздействие на их экономическую успешность. Министерство промышленности недавно заявило о запуске программы с участием тысячи добровольных бизнес-наставников, к работе в которой приглашаются управленцы высшего звена крупных компаний для обмена опытом с представителями малого и среднего бизнеса, открывающими свои собственные дела. Подобная схема, запущенная ДОТ, нацелена на ежегодное привлечение трех тысяч бизнес-наставников для помощи преподавателям программы обучения перспективных работников «Партнеры по лидерству» {Partners in Leadership).
«Наставничество на общественных началах» и «наставничество по призванию» способны оказать огромное влияние на «то, как мы привыкли поступать».
Однако возникает вопрос определения. Должен ли добровольный или общественный наставник вести себя просто как хороший, справедливый друг, являющийся в то же время чем-то вроде экрана или зеркала, или же он должен при этом обладать познаниями эксперта, которыми ему следует делиться с потребителем своих услуг? Несомненно, наставник Национальной профессиональной квалификации должен обладать профессиональной информацией, как и наставник семьи родителя-одиночки. Когда наставник является экспертом, раздающим советы, не ведет ли он себя скорее как коуч, чем как наставник? Как воздействует на восприятие силы и авторитетности тот факт, является ли наставник профессионалом, услуги которого оплачиваются, или добровольным «другом»? Эти вопросы являются предметом семантического спора.
Наиболее часто даваемый сегодня совет — окончить поиски единообразного определения и принять как постулат, что индивид, вовлеченный в данный вид деятельности, ясно понимает, что предполагает исполнение данной роли в данной конкретной ситуации. Однако текущие исследования привели нас к выводу, что более правильным будет относиться к появляющимся «наставникам на общественных началах» как к совершенно новому виду наставников и что у профессио-

26 ■ Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции
нальных наставников и «наставников по призванию» много общего. Поэтому в данной книге мы будем обсуждать наставников трех основных типов: «наставников по призванию» (vocational), «общественных» наставников (community) и «корпоративных наставников».
Вклад корпоративных наставников
Первоначально мы назвали эту группу «главным течением» наставничества, подразумевая, что к ней относится большинство работавших в то время наставников, но теперь это описание уже неточно, о чем мы сказали выше. Однако тема наставничества в корпоративной жизни для многих продолжает оставаться важной и актуальной, и дискуссия о различиях между коучингом «на рабочем месте» и наставничеством имеет к этой области особенное отношение.
Одним из наиболее плодовитых авторов, пишущих о корпоративном наставничестве, является Дэвид Клаттербэк. Он говорит о существовании важного различия между американским и европейским пониманием понятия наставничества. В своей книге «Обучающие союзы» (Learning Alliances, Clutterbuck, 1998) он пишет:
Где именно вы проведете черту, ограничивающую область наставничества от смежных сфер, зависит от того, придерживаетесь ли вы традиционного американского определения карьерно-ориентированного наставничества (наставничество = обладание сильной поддержкой некоего опытного лица) или европейского определения развивающего наставничества (главное внимание сосредоточено на личностном росте и обучении).
Это важное различие помогает нам объяснить, почему некоторые из ранних проектов по наставничеству в Великобритании обычно фокусировались на программах поэтапного развития в крупных многонациональных организациях. Однако сегодня наставничество в корпоративной жизни охватывает широкий спектр индивидов и ситуаций, как мы сможем увидеть в главе 4. Наши собственные исследования и опыт подтверждают мнение Дэвида Клаттербэка о том, что большая часть наставнических практик в Великобритании направлена на обучение, и мы понимаем, почему он назвал их «обучающими союзами». Однако, к сожалению, мы не можем принять его определение наставничества в качестве всеобъемлющего понятия, переводящего коучинг (и многочисленные иные подходы) в подвид наставничества. Как мы увидим в следующих главах, и коучинг, и на-



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Составляющие коучинга (coaching)
  • Джон Уитмор Коучинг высокой эффективности
  • Методики НЛП высшего уровня - Семинары Р.В. Коннера.
  • Артур Вафин. Как поставить цель и прийти к ней? Случай политического коучинга
  • Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП.
  • Владимир Макулов. Фундамент самооценки
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Папуш М.П. Эрик Берн
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • К чему снится арбуз?
  • К чему снится лифт
  • Гадание на цифрах - просто и эффективно
  • Кое-что об отношениях людей
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • К чему снятся семечки
  • Притча «Поведение»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Основы телемитской космологии (по книге "Abrahadabra" Rodney Orpheus)
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Алдер Хэрри. НЛП. Современные психотехнологии.
  • Выбираем психолога и тренера с умом
  • Секрет хорошей памяти в уровне вовлеченности
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Куприкова Марина Владимировна. Развитие коммуникативных навыков ребенка посредством театрализованной деятельности
  • К чему снятся осы
  • К чему снится начальник
  • Александр Конельский. Как мы мешаем своему успеху
  • Гадание по дате рождения
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Голдсмит Г.Н. Конфиденциальность и психоаналитическое отношение
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Что может помочь вам преодолеть страх?
  • К чему снятся сапоги
  • Силлс Шарлотта. Трансактный анализ
  • К чему снится крест?
  • К чему снится кошелек
  • Притча «Привлекательность и важность»
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • К чему снится квартира
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • К чему снится подруга?
  • К чему снится телефон



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь