|
Парслоу Эрик, Рэй Моника. Коучинг в обучении. Практические методы и техники.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 23873
Автор: Парслоу Эрик, Рэй Моника.
Название: Коучинг в обучении. Практические методы и техники. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Слова признательности
Все авторы испытывают чувство глубокой благодарности к спутникам жизни, семьям и друзьям. И мы — не исключение из этого правила. В своей книге мы постарались особо отметить тех людей, чьи работы или практический опыт оказались для нас особенно полезными и информативными. Но, возможно, главным источником вдохновения стали наши коллеги — коучи и наставники, наши клиенты, соискатели и ученики, с которыми мы работали в течение последних трех лет. Они с готовностью делились с нами своими переживаниями по поводу процесса и результатов обучения, а также предоставляли нам ценную обратную связь. Поскольку таких людей было слишком много, чтобы перечислить их здесь всех поименно, мы надеемся, что они примут наше общее выражение признательности за их вклад в создание этой книги. Введение Мы уложились в намеченный срок и завершили книгу вовремя: 31 декабря 1999 года она была готова. Эта драматическая дата сама по себе является существенным поводом оглянуться назад и оценить прошлое, чтобы затем взглянуть вперед и подумать о будущем. Анализ и оценка, процесс достижения определенных выводов и планирование будущего — стержневые вопросы данной работы. Конечно же, они являются составляющими повсеместно распространенной модели обучения взрослых людей. В первой главе «От маргинальности к господствующей тенденции» мы описываем историю развития коучинга и наставничества — важных и приобретающих все большую популярность методов, призванных помочь людям эффективнее обучаться и поддерживающих их на этом пути. Рост популярности коучинга приходится в основном на последнее десятилетие прошлого века. Можно сказать, что мы находимся в самой середине революции представлений об обучении. Мы предполагаем, что к концу следующего десятилетия коучинг и наставничество станут совершенно обычными способами обучения. Осознание опыта обучения, приобретенного нами только за последние десять лет, а также анализ огромного количества переживаний и сообщений, собранных авторами этой книги за это время, поражают воображение и заставляют задуматься. Откуда все это взялось? Истина, конечно же, заключается в том, что значительная часть этого опыта покоилась в глубинах нашего бессознательного, в нашей долговременной памяти. Если мы могли точно вспомнить книгу, статью, беседу или событие, послужившие источником нашего знания, мы с благодарностью упоминали о них. Но мы понимаем, что в основе львиной доли того, чему мы научились, — многие сотни часов индивидуальных занятий, которые мы провели, исполняя роли консультантов, советников, коучей и наставников. Кроме того, мы многому научились (зачастую это обучение имело наиболее мощный эффект) на своих же ошибках. Мы счастливы, что наши собственные коучи и наставники научили нас воспринимать промахи и ошибки как развивающие ситуации, возможность чему-то научиться, а не как события, которым не следует уделять особого внимания или которые лучше скрыть, чтобы не опозорить себя. Введение ■ 13 Процесс написания книги заставляет осмыслять собственный опыт и формулировать выводы. Именно это мы и пытались сделать: описать, что именно, как нам кажется и как мы узнали на собственном опыте, работает лучше всего, то есть с наибольшей эффективностью влияет на процесс обучения. Поскольку мы оба предпочитаем подводить под свои действия надежную теоретическую базу и проверять гипотезы в ходе тщательных исследований, мы также попытались показать вам и эти взаимосвязи. Во второй главе, которая называется «Как помочь людям научиться учиться», на основе недавних исследований мы демонстрируем процесс создания новых теоретических построений и моделей, способных сделать наше обучение более эффективным. Мы доказываем необходимость усовершенствования традиционных методов обучения или, в некоторых случаях, отказа от них в пользу методов коучинга и наставничества. В частности, это относится к развитию личных навыков и к обучению руководству собственным самообучением. В главах третьей и четвертой мы излагаем теорию и практику коучинга и наставничества. Как показывает название четвертой главы — «Наставничество: слияние теории и практики», мы понимаем, насколько важно увязывать теоретические модели с конкретными жизненными ситуациями таким образом, чтобы получать реальные практические выгоды. Глава пятая называется «Общественные наставники: катализаторы возникновения новой профессии». В ней мы говорим о том, что, и в этом мы глубоко убеждены, последние разработки в общественной сфере являются убедительными доказательствами силы и эффективности коучинга и наставничества как методов, способствующих обучению. Здесь также провозглашается рождение новой профессии — «коучей-наставников». Мы прекрасно понимаем, что, несмотря на годы нашей работы в сфере обучения, опыт и занятия, проведенные другими людьми, могли привести их к совсем другим выводам. Преимущество жизни в век все совершенствующихся систем коммуникации заключается в том, что сейчас стало гораздо легче делиться опытом. Мы знаем, что уже в момент окончания рукописи нам станут доступны новая информация и новые впечатления, которые не мешало бы знать ранее, так как это, несомненно, изменило бы наши представления. В наших прежних работах мы говорили о вечном вопросе предоставления обратной связи: внимательном выслушивании и постановке 14 ■ Введение правильных вопросов. Приступая к написанию этой книги, мы думали, что трудно будет добавить по этому поводу что-либо новое. Но мы ошибались. В главах шестой, седьмой и восьмой мы попытались охватить новые идеи и разработки и связать их с новым опытом, полученным в ходе последних коучинговых и наставнических сессий. Кроме того, очень ценным был опыт других авторов. Возможно, наиболее интересным и многообещающим фактом стала формулировка понятия «вскрывающего вопроса» (incisive question) Нэнси Клиен, частично из-за его простоты. Мы посчитали, что самым правильным будет описать этот случай в главе девятой «Управление отношениями». Коучинг и наставничество — не новые виды деятельности. Веками они использовались неформально. Новизна заключена в степени использования их возможностей для удовлетворения все увеличивающейся потребности в обучении новому новыми способами. Это привело к попыткам формализовать отношения наставничества. Исследования показывают, что чрезмерно подчеркиваемая потребность в достижении совершенного подобия может увести далеко в сторону. Мы предлагаем «семь золотых правил простоты», которым нужно следовать, чтобы наилучшим образом помочь людям применить практические методы улучшения их обучения. Поскольку обучение — процесс продолжительный, в главе десятой мы приводим список дополнительной литературы, а также ссылки на различные источники, использованные нами в процессе собственного обучения и в ходе наших исследований. Наконец, мы повторим последние три предложения девятой главы: Точно так же стоит подчеркнуть, что наше определение общего предназначения коучинга и наставничества включает задачу «помочь людям стать такими, какими они хотят быть». Это открывает возможность получения вознаграждений из внешнего окружения, находящегося за пределами внутренней среды организации. И, не уходя глубоко в идеализм, это также помогает оказывать содействие в моральной и духовной реализации человека. Мы надеемся, что вы разделите наш энтузиазм по поводу этих возможностей, а также преимущества применения новых методов обучения в условиях повседневной жизни в новом веке. Эрик Парслоу и Моника Рэй, Оксфорд и Лондон 31 декабря 1999 Глава 1 От маргинальности к господствующей тенденции В начале 90-х годов XX века вы едва ли нашли бы в библиотеке Темплтон-Колледжа, в то время единственного в Оксфордском университете колледжа, готовящего менеджеров и управленцев, хотя бы одну книгу, посвященную коучингу или наставничеству. К моменту наступления третьего тысячелетия для перевозки всех книг, журнальных статей, сводок новостей и ссылок на интернет-ресурсы по данной теме понадобился бы автофургон или микроавтобус. Профессиональный мир и более широкий социальный контекст богаты разнообразнейшими примерами успешного применения коучинга и наставничества. Эти методы обучения действительно совершили путь от маргинальных и малоизвестных подходов к обучению до фокуса интересов профессиональных преподавателей и других специалистов по обучению, людей, создающих корпоративные и общественные системы, а также всех, чья профессия связана с развитием личности. Вероятно, мы находимся на полпути процесса «интеллектуальной революции» в области этих методов, и неудивительно поэтому, что их общепринятые определения, язык и методология еще не выработаны. К концу следующего десятилетия коучинг и наставничество, по нашему убеждению, столь четко установятся и интегрируются в профессиональную и общественную жизнь, что будут восприниматься всеми как должное и все будут считать, что «именно так и происходит обучение». В этой главе мы попытаемся крупным планом очертить основные тенденции, разработки и факторы, оказывающие воздействие на развитие этой сферы. Начнем мы с вопроса о том, какой вклад внесли совершенно разные люди, имеющие различный жизненный опыт, в развитие коучинга. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|