|
Парслоу Эрик, Рэй Моника. Коучинг в обучении. Практические методы и техники.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 23878
Автор: Парслоу Эрик, Рэй Моника.
Название: Коучинг в обучении. Практические методы и техники. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 38 ■ Глава 2. Как помочь людям научиться учиться
Выбор наилучших стратегий обучения Лишь для очень немногих счастливчиков обучение — легкое дело. Одна из основных причин этой печальной ситуации заключается в том, что большинство из нас прошли обучение одним и тем же стандартным способом. Мы знаем, что, если бы нам предоставили такой шанс, мы предпочли бы обучаться более подходящими для нас способами. Почему бы не помочь людям начать учиться так, как им самим удобно, и таким образом «облегчить» их обучение? Чтобы сделать это, коучу-наставнику необходимо познакомиться по меньшей мере с основными принципами теории человеческого научения. Начать он может с исследования своих собственных подходов и предпочтений. Сегодня нам многое известно о наиболее эффективных путях обучения взрослых. Некоторые авторы полагают, что существуют три ключевых вопроса, на которые вы должны ответить, прежде чем начать выяснять, какой подход вам наиболее подходит: • Какую информацию вы воспринимаете лучше всего: аудио, зрительную, передаваемую с помощью движения или прикосновения? • Как вы организуете и обрабатываете получаемую вами информацию; какое полушарие — правое или левое — является у вас доминирующим? Ваше мышление устроено аналитически или вы воспринимаете ситуации целиком? • Какие условия необходимы, чтобы помочь вам принимать и сохранять информацию, которую вы заучиваете, — какие эмоциональные, социальные, физические и внешние факторы при этом задействуются? Другие авторы подчеркивают различия в «способности людей к обучению» или их умениях: • Хорошо говорить и писать. • Рассуждать, считать и решать логические задачи. • Рисовать, делать красивые фотографии или создавать скульптуры. • Использовать свои руки и тело. • Сочинять песни, петь или играть на музыкальных инструментах. • Выстраивать отношения (общаться) с другими людьми. • Понимать их внутренние чувства. Одна из авторов, Дженни Мэддерн, запечатлела важность понимания принципов работы мозга в своем иллюстрированном издании «Ускоренное обучение» (Accelerate Learning, Maddern, 1994). Особенно она подчеркнула (рис. 2.2), что: Эмоциональный интеллект ■ 39 Цвет Образ) Ритм Целое Лимбическая система ■ эмоции ■ долговременная память Слова Числа Логика Части Примитивный мозг ■ борьба и полет ■ защита «Эмоциональное наполнение процесса обучения неизбежно, поскольку обучение начинается в ответственных за эмоции отделах головного мозга». Копии Роуз Рис. 2.2. Характер обучения должен совпадать с предпочитаемым способом деятельности мозга Эмоциональный интеллект По мере того как расширялись наши представления о принципах работы мозга, становилось все очевиднее, что существует важная взаимосвязь между нашим научением и нашими эмоциями. В литературе эта область интересов часто обозначается термином «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence), и, по заявлениям исследователей, она является гораздо более точным предсказателем будущей успешности человека, чем ставшие традиционными методы измерения коэффициента интеллекта и оценка успешности обучения, происходящего в академических условиях. Основными разработчиками этой теории обычно считаются американские академики Джон Д. Май-ер и Питер Саловей, хотя наиболее известным автором, пишущим на эту тему, является журналист от науки Дэниел Гоулмен. Майер определяет эмоциональный интеллект как способность воспринимать, интегрировать, понимать и рефлексивно управлять собственными чувствами и чувствами других людей. 40 ■ Глава 2. Как помочь людям научиться учиться Ученые заявляют, что существование разных «интеллектов» помогает объяснить, почему традиционное доминирование академического обучения и подготовки так часто приводит к неудачам. Главный вклад Гоулмана состоял в том, что он перевел огромное количество данных научных исследований, посвященных этой теме, на язык, понятный людям, не имеющим ученых степеней. Таким образом, он предоставил кредит доверия новым, более сложным и тонким методологиям обучения, необходимость которых уже давно поняли практики, хотя до недавнего времени они не могли убедить в этом политиков и людей, управляющих страной. Проще говоря, сегодня возможно научно доказать, почему и знание фактов, и обучение техническим навыкам, и развитие личностных способностей связаны с деятельностью различных отделов головного мозга и поэтому требуют различных подходов и, что наиболее важно, совершенно разного временного распорядка (Emotional Intelligence, Goleman, 1996). Предпочтения в обучении Очевидно, что существует целый ряд переменных, которые необходимо учитывать при размышлении о том, как сделать обучение более легким. Часто ценные практические идеи приходят, если обучение рассматривается как некий процесс. Обучение может описываться как процесс приобретения и усвоения новых знаний и навыков. Также считается, что оно представляет собой продолжительный цикл, и приведенная ниже диаграмма иллюстрирует процесс научения людей на своем личном опыте. Этот процесс не имеет начала, середины или конца. В зависимости от ситуации обучения люди могут вступать в этот цикл в любой точке. Однако обучение будет наиболее эффективным, когда вы воспользуетесь возможностью пройти все стадии данного цикла. Кому-то одни стадии этого цикла обучения покажутся более легкими, а кому-то — другие. Ваше предпочтение определенной стадии в продолжающемся цикле обучения отражает предпочитаемый вами стиль обучения. Осознание свойственного вам стиля или комбинации стилей поможет выбирать возможности обучения, наилучшим образом вам подходящие. Столь же важно следующее: анализ стиля обучения предполагает, что вам придется таким образом адаптировать свои предпочтения, чтобы воспользоваться максимальным числом действительно доступных вам возможностей чему-либо научиться. Жизнь не всегда предоставляет нам возможность делать то, что мы на самом деле выбрали. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|