|
Парслоу Эрик, Рэй Моника. Коучинг в обучении. Практические методы и техники.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 23879
Автор: Парслоу Эрик, Рэй Моника.
Название: Коучинг в обучении. Практические методы и техники. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Вклад «людей новой жизни» (new-life-people)
Девяностые годы XX века стали временем подъема так называемого мышления «людей новой жизни». Это не очень точный описательный термин, предназначенный для связи различных квазифилософских групп, стремящихся к новому и все более глубокому пониманию своей собственной личности, а также к открытию новейших способов обучения и развития групп и отдельных индивидов. Создается впечатление, что данный подход особенно привлекателен для людей, связанных с менеджментом и тренировкой навыков межличностного взаимодействия. Одним из его течений является гештальт-психология, ее теория и практика. Другую многочисленную группу составляют приверженцы транзактного анализа. Однако направлением, оказавшим наибольшее влияние, вероятно, является «движение» НЛП, или, если привести его полное, достаточно непривлекательное и претенциозное название, — Нейролингвистическое программирование. Истоки НЛП лежат в сфере американской альтернативной (пограничной) психологии (fringe psychology), а его приверженцы считают, что оно имеет особое отношение к коучингу и его применение там очень полезно. НЛП делает акцент на понимании языка бессознательного, употребляемого в течение отношений коучинга. Его представители также заявляют, что помогают людям сфокусироваться на процессах самоуправления и управления окружающими, общения 20 ■ Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции с другими людьми, а также помогают им изменить свое поведение. Это может производить впечатление либо чрезмерной изощренности, либо достаточной усложненности и запутанности, как вам будет угодно. Коуч, использующий в своей практике НЛП, вполне может пытаться общаться на более глубоком, более многогранном уровне, и некоторым людям это действительно помогает прозреть и осознать новые перспективы для своего личного развития. Однако мы подозреваем, что этот подход не будет пользоваться популярностью у людей, с осторожностью относящихся к вмешательствам, глубоко затрагивающим бессознательное, «берущимся за глубинное». Безусловно, есть очень много практикующих коучей, считающих техники НЛП полезными и продуктивными. Кроме того, сейчас появляется все больше и больше публикаций, проводятся конференции, посвященные НЛП и коучингу, и поэтому НЛП, естественно, имеет право считаться важным фактором, влияющим на философию и практику коучинга. Существует еще одна группа «людей новой жизни», которые сами испытывают на себе сильное влияние некоторой частной отрасли теории и практики американского коучинга. Деятельность Лауры Берман Фортаг, автора книги «Поднимись к самой вершине» (Take yourself to the Top; Fortag, 1999), является примером американской харизматической приверженности «коучинга в личной жизни»; у нее есть последователи-энтузиасты, изыскивающие новые альтернативные пути самовыражения. Книга британского представителя этой группы Эйлин Миллиган озаглавлена «Жизненный коучинг — измени свою жизнь за 7 дней» {Life Coaching — Change your life in 7 days; Milligan, 1999). Этот призыв создает у нас впечатление гиперболизации и может вызвать у многих людей настороженность, если будет сопровождаться, как это иногда случается, высоким напором маркетинговых техник и техник продаж со стороны «людей новой жизни». Мы можем ожидать, что на быстро расширяющемся рынке и в дальнейшем будут появляться различные подходы, даже если они оказываются недолговечными или вызывают минимальный интерес. Вклад профессиональных тренеров и консультантов Можно резонно полагать, что профессиональные тренеры и консультанты оказали наибольшее влияние на характер применения коучинга в деловой сфере, но при этом такая группа не является гомогенной. Вклад профессиональных тренеров и консультантов ■ 21 Находясь в условиях жесткого цейтнота, многие тренеры и консультанты нередко считают, что их самая главная задача состоит в том, чтобы постоянно поражать и удивлять своих клиентов, а также стимулировать их. Поэтому неудивительно, что их много критикуют, а также называют «интеллектуальными плагиаторами и эпигонами», которые за несколько минут до начала сессии просто прочитывают последнюю вышедшую книгу по менеджменту. По-видимому, в этих претензиях по отношению к коучингу содержится попытка оправдания. Очевидно, что некоторые специалисты по обучению, чувствуя конъюнктуру, считают необходимым присоединиться к движению коучинга, и просто переименовывают некоторые из своих уже существующих программ развития межличностных навыков, которые отныне именуются коучингом. Другие, поддавшись на несомненную привлекательность и высокий мотивирующий потенциал спортивных тренеров и других наставников, приглашают для проведения своих программ настоящих «звезд», блестящих профессионалов в данной деятельности, либо пытаются создать свои собственные подходы. При отсутствии харизмы «звездных» исполнителей или доверия к ним потенциальная ценность коучинговой информации, сообщаемой посредством данного способа, размывается и теряется. Кроме того, создается впечатление, что существует сильное сопротивление уходу от традиционного стиля обучения, проводимого в специальной учебной комнате и полностью контролируемого преподавателем или консультантом. Это означает, что в некоторых организациях у людей, которым сложно применять полученный в ходе обучения опыт в реалиях своего рабочего места, создается превратное понимание коучинга как «еще одного модного поветрия». Однако это еще не все. Грамотные тренеры и консультанты экспериментировали с различными моделями и подходами, пытаясь модифицировать их таким образом, чтобы они удовлетворяли совершенно разным ситуациям возможного применения коучинга. Пришло осознание того, что существуют различия между коучингом, целью которого является, к примеру, развитие специфических навыков, и коучингом, направленным на общее личностное развитие. Еще одной областью исследований и экспериментов является актуальная в наши дни проблема совмещения стилей и техник коучинга с различными фазами профессионального или карьерного цикла индивида. Вместе с различными моделями коучинга возникают новые техники, которые можно использовать в каче- 22 ■ Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции стве ключевого звена общего комплекса мероприятий по реализации стратегии обучения и развития персонала в организации. Сейчас многие согласны с тем, что «коучинг — это клей, соединяющий воедино традиционное обучение». Другие же, и мы в том числе, стоят за то, что коучинг и наставничество, вероятнее всего, можно считать «наиболее предпочтительным методом» развития личных навыков и перехода к самоуправляемому обучению. Особенно верно это в отношении постоянно усиливающейся тенденции дистанционного обучения, осуществляющегося за компьютером на работе или дома. Некоторые люди считают эти разработки серьезной угрозой социальному и общественному поведению и предсказывают возникновение в скором будущем «общества одиночек». Такая установка часто сопровождается непоколебимой убежденностью в том, что коучинг всегда должен оставаться деятельностью, осуществляемой индивидуально, лицом к лицу и с глазу на глаз. Однако есть и другие люди, которым дистанционный коучинг посредством ПК кажется достаточно эффективным методом работы в некоторых ситуациях и с некоторыми людьми. Результаты исследований и экспериментов свидетельствуют о том, что дистанционный коучинг осуществляется главным образом посредством телефона и электронной почты, которая все больше входит в рабочее окружение человека. Полезным дополнительным способом коммуникации начинает считаться и использование групповых интернет-конференций. Люди обладают способностью адаптироваться к новым средам обитания, и мы верим, что это их качество поможет им привыкнуть и к дистанционному коучингу. Как и всегда при возникновении новых профессий, возникает необходимость установления стандартов деятельности и поведения коучей. До сих пор эта инициатива осуществляется главным образом силами правительства или фонда Европейского Сообщества. Естественно, что первоначально авторитетом являлись поддерживаемые государством мероприятия по сертификации, такие как Национальные профессиональные квалификационные экзамены (National Vocational Qualifications). Мы считаем, что этот подход практически доказал свое полное несоответствие данному виду деятельности. Возможно, академические учреждения будут играть все большую роль в удовлетворении будущих потребностей в надежных общепринятых стандартах, сочетающих практические элементы и академическую строгость. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|