Медянкин Николай. 50 основных психологических ловушек и способы их избежать.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 15336

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, FB2
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ый человек на Земле наделен свободной волей, и имеет право вести себя так, как считает нужным. Если вам не нравится чье-то поведение – вы можете поговорить с этим человеком, и объяснить, что именно вас беспокоит. Либо вы можете начать по-другому реагировать на его поведение, или просто перестать общаться с ним. Но заставлять его измениться в угоду вам вы не имеете права.
Никто из нас не наделен силой для того, чтобы менять других людей по своей воле. Нам дана сила лишь для того, чтобы менять себя. Мы можем помочь измениться другому при одном условии: если он сам того захочет. Но заставлять его меняться против его воли – это значит, только создавать себе проблемы и причинять себе ненужную боль.
Любая ваша претензия к другому человеку, любое недовольство им – это, по сути, требование: «Ты мне должен! Должен быть таким, как я хочу! Изменись, чтобы угодить мне!» Как вы думаете, оправданы ли такие требования? Конечно, нет. Это не что иное, как проявление эгоизма. Привычка ждать от других, что они будут крутиться вокруг вас, как планеты вокруг солнца, зародилась опять же в детстве – когда жизнь ребенка зависела от того, дают ли ему окружающие все необходимое, заботятся ли о нем, выполняют ли его пожелания. Подсознательный страх лишиться этих кружившихся вокруг вас «планет» – это, по сути, страх остаться в одиночестве и не выжить, как не выжил бы младенец, оставшись в одиночестве.
Но когда мы взрослеем, приходит пора осознать, что мы уже не так зависим от окружающих, как в младенчестве, мы способны самостоятельно обеспечить свое выживание, создать для себя все необходимое, и не ждать, когда другие принесут нам это на блюдечке.
Дайте себе свободу быть таким, какой вы есть – тогда вы сможете дать эту свободу и другим, и не ждать от них того, чего они не могут вам дать!
Как нам мешают нереалистичные ожидания от других
Когда нам кажется, что причины наших проблем в другом человеке, и если он изменится, решатся и наши проблемы – мы перестаем быть хозяевами себе и своей жизни. По сути мы перекладываем ответственность за себя, за свои мысли и чувства, за свое поведение на другого человека. А значит, уже не принадлежим себе и превращаемся в слабых, зависимых существ.
Если вы говорите кому-то: «Из-за тебя я так расстраиваюсь!», «Ты мне испортил жизнь», «Ты мне не даешь жить так, как мне хочется», и т. д., задумайтесь – разве другой человек может быть в ответе за то, что вы думаете, чувствуете, и как живете? Нет – ведь это ваши мысли и чувства, ваши действия, ваша жизнь. Да, он отвечает за свое поведение – но за то, как вы реагируете на это поведение, отвечаете только вы. Если же вы вините другого – то снимаете ответственность с себя, и как следствие теряете контроль над своей жизнью.
Есть люди, привыкшие доминировать – они могут давить на других, силой заставляя их подчиняться. Но если человек подчиняться не хочет – он не подчинится. В лучшем случае какое-то время он будет подчиняться с неохотой, а потом ему это надоест. Люди не любят, когда на них давят. Люди не любят, когда от них постоянно требуют, чтобы они изменились. Ведь если мы требуем, чтобы другой изменился – значит, мы не принимаем его таким, какой он есть. Тогда как каждому человеку хочется быть самим собой, а не таким, каким его хотят видеть другие!
В итоге человек, все время обвиняющий других и предъявляющий им претензии, будет постоянно разочарован, обижен, а то и озлоблен. Он сделает вывод, что люди плохие, раз не хотят ему подчиняться. А это не люди плохие – это его требования к людям нереалистичны.
Если не хотите стать озлобленным на весь мир обвинителем, несчастным из-за того, что его не слушаются – поскорее исправляйте ошибку необоснованных ожиданий.
Упражнение 1.
Приучи себя к роли творца своей судьбы
В любой ситуации настраивайте себя на то, чтобы не искать виноватых, не думать, на кого бы переложить ответственность, а действовать самостоятельно. Задайте себе вопросы: «Что зависит от меня? Что я должен сейчас делать? Как я могу решить эту задачу?»
И повторите вслух следующие аффирмации:
Я сам – хозяин своей жизни.
Все, что со мной происходит, зависит от меня.
Я сам принимаю решения о том, что мне делать, а что не делать. Я выбираю самые лучшие решения – те, что пойдут мне только во благо.
Я несу ответственность за свою жизнь и судьбу. Я делаю выбор, я решаю, какой шаг совершить – и несу ответственность за последствия этого выбора.
Другие люди мне ничего не должны. Если они помогают мне, делают мне добро – я благодарен им, ведь они делают то, что совсем не обязаны делать. Если же они не помогают мне – я принимаю это спокойно, как должное, и продолжаю идти своим путем как ни в чем не бывало.
У меня есть сила, у меня есть воля, чтобы сделать свой собственный выбор и построить свою судьбу самостоятельно.
Упражнение 2.
Возьми на себя ответственность за свои чувства
Если вы переживаете, расстраиваетесь, страдаете из-за того, что другой человек делает что-то не так, как вам хочется, осознайте, что это ваши собственные чувства, а значит, за них несете ответственность вы, а не другой человек. Вы, и только вы, можете сделать выбор: переживать или не переживать, страдать или не страдать, расстраиваться или не расстраиваться. Спросите себя: «Почему в данной ситуации я выбираю страдать? Может быть, я могу сделать другой выбор?» Это поможет вам прийти к осознанию, что ваши чувства – это действительно ваши чувства, и вы выбираете, что именно вам чувствовать, хоть и делаете это неосознанно.
Начните делать это осознанно. Кто-то сказал вам что-то обидное – но ведь это его поведение, за которое он несет ответственность. Он, а не вы! Скажите себе, что это поведение характеризует только его самого, а никак не вас. Ваше право – просто не реагировать на это, или отреагировать вовсе не обидой, а как-то по-другому, например, посочувствовать этому человеку, или просто улыбнуться.
Приучайте себя к такому осознанному выбору реакции. Когда вы начнете самостоятельно выбирать свои реакции, у вас исчезнет чувство, что вы зависите от поведения других, и вам уже не захочется переделывать этих других. Вы дадите им право вести себя так, как они хотят, а себе – право реагировать так, как вы считаете нужным.
Упражнение 3.
Научись видеть хорошее в людях
Люди не совершенны, и не могут стать идеальными, даже если вам этого очень хочется. Но ведь вы тоже не совершенство. Надо принять этот факт спокойно, без самоосуждения. Тогда вы не будете обвинять и других в том, что они недостаточно совершенны, а перестав обвинять, сможете увидеть в людях много хороших качеств, которые, может быть, раньше не замечали.
Подумайте о каком-то человеке, поведение которого вас не устраивает, кем вы недовольны или к кому предъявляете претензии. Скажите себе: «Он не обязан соответствовать моим ожиданиям. Он имеет право быть таким, какой он есть». А затем задайтесь целью найти в этом человеке как можно больше положительных качеств, которые, может быть, вы раньше не осознавали, или не придавали им значение. Возьмите ручку, бумагу, и составьте список таких качеств как минимум из десяти пунктов. Перечитайте и порадуйтесь тому, что в этом человеке так много хорошего! Представьте, что он повернулся к вам своей хорошей стороной, и в общении с ним представляйте, что общаетесь именно с этой хорошей стороной. Вы увидите, что отношение этого человека к вам изменится к лучшему. Вы не пытаетесь на него давить, ничего не требуете и не обвиняете – а просто видите то хорошее, что есть в нем, и происходит чудо: вы получаете гораздо больше добра, тепла и внимания, которые этот человек дает вам добровольно, без всяких требований с вашей стороны.
Ошибка 8. Нетерпимость к несправедливости
Истоки стремления бороться за справедливость
Конечно, когда побеждает справедливость – это прекрасно. Что может быть плохого в стремлении к справедливости? Ничего, только хорошее. Но почему же отъявленные борцы за справедливость так часто оказываются несчастными, разочарованными, всеми покинутыми? Потому что они совершают существенную ошибку: исходят из своего собственного понимания справедливости, которое далеко не всегда объективно и реалистично.
В самом деле, что такое справедливость? Это когда зло наказано, а добро вознаграждено. Но вы уверены, что всегда, во всех случаях точно знаете, где зло, а где добро?
Наш мир устроен сложно, и далеко не всегда можно однозначно сказать: вот это – хорошо, а вот это – плохо. Обычно все зависит от того, с какой точки зрения взглянуть. В самом деле: вот ребенок шумит, бегает, громко смеется. Если матери это доставляет неудобства, с ее точки зрения он ведет себя плохо. А с точки зрения самого ребенка? Он не понимает, что именно он делает плохо – это во-первых. А во-вторых, его активность может сыграть очень положительную роль в будущем – он будет решительно достигать своих целей, не растеряется перед трудностями, и сможет постоять за себя. И если мать накажет его за то, что он слишком шумный и активный, будет ли это справедливо? С ее точки зрения, наверное, да, а с его позиции – точно нет.
Представления о том, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно, что справедливо, а что несправедливо, мы усваиваем еще в раннем детстве. Очень часто эти представления передаются просто по наследству, даже безо всяких слов и внушений – они воспитываются родительским примером. И у всех людей эти представления разные. И если вы привыкли отчаянно бороться за справедливость – подумайте: то, что кажется справедливым вам, будет ли таким же справедливым для других?
Кроме того, задумайтесь: имеете ли вы право судить других, наказывать их за то, что кажется вам несправедливостью? Кто уполномочил вас на роль судьи? А самое главное – приносит ли счастье вам эта роль? Скорее всего, наоборот – делает несчастным, потому что в своей борьбе за справедливость вы то и дело чувствуете себя беспомощным, неспособным что-либо изменить.
Иногда нужно просто принять обстоятельства как есть. Не судить и не бороться с ними – а позволить самой жизни рассудить, кто прав, а кто виноват, кто поступил справедливо, а кто – нет. Доверившись этой мудрости жизни, вы сможете расслабиться и успокоиться, не биться с ветряными мельницами, а делать то, что действительно зависит от вас.
Вместо того чтобы бороться с чьей-то несправедливостью, приложите усилия, чтобы улучшить свою собственную жизнь! Наверняка, если задаться такой целью, вы найдете для этого немало возможностей.
Чем опасна борьба за справедливость?
Если вы зациклены на несправедливости, то будете вечно недовольны и другими людьми, и миром в целом. Это саморазрушительная позиция. Заметьте: что мы направляем в окружающий мир, то и получаем в ответ. Если вы постоянно судите, критикуете, выражаете недовольство – другие люди будут вести себя точно так же по отношению к вам.
Заметьте, что человек, борющийся за справедливость (как он ее понимает), обычно очень суров к другим людям – но он суров и к самому себе. Сам того не замечая, он требует совершенства и от мира, и от людей, и от самого себя. Но ведь это попросту антигуманная позиция. Совершенных людей нет, и требовать совершенства от себя и других – значит, попросту проявлять жестокость и к себе, и к другим.
Человек, который так себя ведет, превращает себя в настоящего страдальца. У него практически не бывает хорошего настроения. Он видит мир в черном цвете. Он всегда и всех разоблачает, выводит на чистую воду – и лишь наживает себе врагов. Парадокс: он борется за справедливость, чтобы мир стал лучше – но сам для себя создает все более невыносимые условия жизни.
Стать вечным поборником справедливости – это значит превратиться в раздраженного, озлобленного, желчного человека. С таким и другим общаться неприятно, но самое главное – что ему плохо с самим собой. В его душе нет мира, покоя, гармонии. Он, сам того не замечая, нарушает то самое мировое равновесие добра и зла, ту справедливость, за которую борется, потому что своим поведением увеличивает количество негатива в мире.
Такие вечные борцы за справедливость обычно убеждены в своей правоте настолько, что и слышать не хотят других. Они не замечают, что не уважают людей и не дают им права на свою точку зрения. С ними тяжело даже близким – ведь это своего рода тираны и деспоты, которые постоянно критикуют и осуждают других, пытаются поставить их на место, и требуют, чтобы все жили по установленным ими правилам. В итоге такой борец за справедливость может просто остаться в одиночестве – но и в этом случае он будет считать, что он-то здесь ни при чем, просто окружающие, да и весь мир, несправедливы к нему.
Как видим, это замкнутый круг, и надо выходить из него чем раньше – тем лучше!
Упражнение 1.
Прости себя и других за ошибки и несовершенства
Вы страдаете от того, что мир несовершенен и в нем мало справедливости? Но, может быть, вы просто предъявляете слишком высокие требования к миру, к людям, да и к себе тоже?
В таком случае почаще повторяйте примерно такие слова: «Да, мир не совершенен, но это не значит, что он плох. Люди не совершенны, но это не значит, что они плохи. Я не совершенен, но это не значит, что я плох. Я прощаю мир за его несовершенство. Я прощаю людей за их несовершенство. Я прощаю себя за свое несовершенство. Я даю право миру быть таким, какой он есть. Я даю право людям быть такими, какие они есть. Я даю право себе быть таким, какой я есть».
Дайте себе и другим право на ошибку! Это естественное право всех людей. Если ошибетесь – не судите себя строго. Прощайте за ошибки и несовершенства и себя, и других. Осознайте, что вы можете любить и себя, и людей, и этот мир, невзирая на ошибки, несовершенства, и даже на то, что не всегда все происходит по справедливости.
Упражнение 2.
Увидь мир разнообразным и цветным
Задумайтесь: может быть, вы замечаете вокруг только плохое и несправедливое? Но ведь на самом деле мир богат и разнообразен, в нем множество красок, а не только черная.
Представьте, что вы до сих пор ходили в черных очках, сквозь которые мир кажется тусклым и серым. Представьте, что снимаете эти очки, и вместо них надеваете очки с розовыми или ярко-желтыми, солнечными стеклами – они позволяют вам видеть что-то хорошее.
Взгляните че



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Сергей Неллин. 7 популярных заблуждений о страхе
  • Эрих Фром говорил…
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Что будет, если вам повезет?
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • К чему снится телефон
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Притча «Мы такие»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Приворот белой магии
  • К чему снится авария
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Притча «Просто идите своим путём»
  • Удовольствия жизни - почему нам их не хватает
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Притча «Страхи»
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Вероника Хацкевич. Как найти свое призвание или «Чего хочу — не знаю»
  • Формирование видеть и адекватно оценивать человека. ЗАНЯТИЕ 12
  • Александр Конельский. Как мы мешаем своему успеху
  • 10 признаков умных людей
  • К чему снится начальник
  • Притча «Никаких но»
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Графический тест личности
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • К чему снятся какашки



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь