Медянкин Николай. 50 основных психологических ловушек и способы их избежать.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 15337

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, FB2
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

то вам на самом деле интересно – почитайте книгу или посмотрите фильм. Из-за множества бытовых забот некогда даже сходить к стоматологу? Отложите все и идите немедленно.
И еще обязательно составьте список всех тех вещей, о которых вы когда-то мечтали, но так и не осуществили. Например, хотели научиться красиво танцевать или играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, окончить какие-нибудь курсы, куда-то поехать. Начинайте осуществлять свои желания! Помните, ни одно желание не появляется просто так. Это не пустая прихоть – это потребность души. А потребности своей души вы не вправе оставлять без внимания. Потому что у вас одна-единственная жизнь, и дана она вам не для того, чтобы вы отдали ее другим, а для того, чтобы реализовали свои возможности и решили свои собственные задачи.
Ошибка 13. Подчинение авторитетам
Истоки привычки подчиняться авторитетным людям
Уже в детстве от ребенка требуют подчинения старшим. У многих эта привычка остается и во взрослом возрасте – подчиняться старшим если не по возрасту, то по должности, званию, опыту. Сила этой привычки подкрепляется иерархической структурой социума. Те, кто выше на ступеньках этой лестницы, заинтересованы в том, чтобы их уважали и им подчинялись. А те, кто ниже, очень часто сами стремятся подчиняться. Ведь в подчинении тому, кто сильнее и авторитетнее, есть множество плюсов. Вы чувствуете себя защищенными, вам комфортно, можно переложить ответственность за себя на того, кто сильнее, умнее, больше знает, можно вообще ничего не делать, и ни о чем не беспокоиться, и даже не думать, жить «как за каменной стеной». Для многих людей именно такая жизнь является пределом мечтаний. И они с радостью отдают себя во власть того, кто кажется им авторитетным, наделенным властью и силой человеком.
В том, чтобы быть авторитетным человеком, конечно же, нет ничего плохого. В том, что мы уважаем таких людей и прислушиваемся к их мнению – тоже. Проблемы начинаются там, где один, что называется, давит своим авторитетом, а другой слепо подчиняется ему, вместо того, чтобы жить своим умом.
Атрибуты силы и власти очень сильно воздействуют на наше сознание и подсознание! Вот некоторые из этих атрибутов, обладающих почти гипнотическим воздействием:
• высокий титул, должность: вы невольно смотрите с уважением и немного снизу вверх на человека, которого вам представили как профессора, или директора, или депутата (если только вы сами не являетесь профессором, директором и депутатом);
• известное имя: вы скорее купите то, что рекламирует звезда экрана, чем никому не известный человек, хотя качество товара от этого не зависит;
• наличие знаний, опыта, социального статуса, которыми вы не обладаете: врач, учитель, специалист в любой другой области невольно вызывает желание прислушиваться к его мнению и доверять ему;
• дорогие вещи (машина, драгоценности, одежда): человек, обладающий внешними признаками богатства, невольно заставляет прислушиваться к его мнению, а то и слепо подчиняться);
• помощь, забота, благодеяния, оказанные вам в ситуациях, когда вы не могли помочь себе сами: родители не могут не обладать для нас авторитетом, потому что ухаживали за нами, когда мы были маленькими беспомощными детьми; точно так же авторитетной фигурой становится каждый, кто помог нам, а тем более спас в трудной ситуации;
• властные манеры: человек может не иметь ни должностей, ни титулов, ни богатства, но вести себя так, как будто он все это имеет, а главное – обладает властью; и он действительно обретает эту власть, так как одними только манерами поведения заставляет других чувствовать себя подчиненными.
Социум просто не мог бы функционировать, не будь в нем влиятельных авторитетных личностей. Но очень часто наша склонность слепо подчиняться авторитетам основательно портит нам жизнь!
Какой вред нам приносит слепое подчинение авторитетам
Слепо подчиняясь авторитетам, мы перестаем доверять себе, и тем самым наносим себе непоправимый вред. Даже если авторитетный человек больше знает, у него больше опыта, он наделен мудростью и мощным интеллектом – это все равно другой человек. То, что кажется хорошим и правильным для него, может не являться таким для вас. Но, оказавшись под гипнозом авторитета, вы можете почувствовать себя маленьким, неразумным и незначительным, из-за чего вам захочется слепо доверять ему. Чтобы он взял вас за руку, как маленького ребенка, и провел по дороге, ведущей к вашему счастью.
Но ведь к своему счастью каждый должен найти дорогу сам. Никто за вас эту дорогу не пройдет. А слепое следование авторитетам – это чаще всего путь в тупик.
Можно и нужно прислушиваться к авторитетам – но решение всегда нужно оставлять за собой. Не забывайте, что авторитет тоже может ошибиться. Даже опытный врач может поставить неверный диагноз и назначить неправильное лечение. Даже именитый режиссер может не разглядеть талант и «зарубить» будущую звезду на вступительных экзаменах в театральном вузе. Даже авторитетный и опытный учитель может наказать ученика ни за что ни про что. И чем больше ученик уважает учителя, тем больше он будет чувствовать себя виноватым – даже зная, что ни в чем не провинился.
Беда в том, что если человек для нас авторитетен, мы не способны критически воспринимать его советы, действия и распоряжения. Авторитет априори всегда прав – так кажется настроенному на подчинение сознанию. Но ответственность за свою жизнь несем все равно мы сами. Авторитет может дать совет или распоряжение, он может даже приказать или запретить – но он не будет нести ответственность за те последствия, которые настанут в нашей жизни, когда мы последуем его совету, распоряжению, приказу или запрету. И если даже в итоге в нашей жизни наступит полный крах, расплачиваться мы будем за это сами. Авторитет же в лучшем случае признает свою ошибку – мол, был не прав. Но нам от этого вряд ли станет легче.
Еще хуже, если авторитет оказывается мнимым – а такое случается не так уж редко. Внешний атрибут и символ авторитета еще не говорит о том, что человек знает и умеет что-то делать лучше, чем вы. Например, профессор может быть очень хорошим специалистом в своей области знаний, но полным профаном в том, что касается человеческих отношений. Тем не менее, он дает вам советы, с кем вам дружить, а с кем нет, и вы невольно подчиняетесь его авторитету, который в данном случае является мнимым.
Точно так же любимый и уважаемый вами школьный учитель литературы может ничего не понимать в музыке, но тем не менее раскритиковать песню, которую вы написали для школьной рок-группы. Ваша карьера музыканта может на этом окончиться, так и не начавшись, если вы вовремя не поймете, что в данном случае учитель не может выступать как авторитет.
Наша привычка подчиняться авторитетам срабатывает даже тогда, когда это подчинение является абсолютно бессмысленным. Каждый человек знает и понимает самого себя гораздо лучше, чем любой авторитетный специалист. Даже не являясь врачом по диплому, вы можете изучить свой организм и свое здоровье лучше, чем врач, который видит вас хорошо если раз в месяц, и у которого кроме вас еще сотни пациентов. Не будучи психологом, вы интуитивно ощущаете, с кем вам строить отношения, а с кем нет. Не будучи модельером, вы лучше других знаете, какая одежда вам к лицу. В этих, и во многих других областях желательно доверять самому себе больше, чем даже признанным авторитетам. Но гипноз символов власти заставляет нас следовать бессмысленным советам, и совершать бессмысленные, а то и вредные для себя поступки.
Быть независимым от авторитетов – это не значит не признавать никаких законов. Это значит всего лишь жить своим собственным умом, без чего невозможно стать успешной состоявшейся личностью.
Упражнение 1.
Научись доверять себе
Вспомните случаи из своей жизни, когда вы поступали по-своему – самостоятельно принимали решение и действовали, может быть, даже вопреки чьим-то советам (запретам или распоряжениям), так, как вам подсказывали ваш собственный разум, сердце, интуиция.
Затем вспомните случаи, когда вы, вопреки собственному желанию и внутреннему голосу, подчинялись чьему-то авторитетному мнению, и делали то, чего ждали от вас другие.
Как вы оцениваете те и другие действия по прошествии времени? Какое ваше поведение оказалось более правильным (привело к лучшим результатам) – когда вы сделали что-то по-своему, или когда подчинились чужому мнению? Что дало вам больше удовлетворения, радости? Что сделало вас увереннее?
Заметьте: даже если вы совершили ошибку, сделав что-то по-своему – это сделало вас более взрослым и самостоятельным. Для самоуважения и повышения самооценки каждому человеку необходимо совершать самостоятельные поступки, и свои собственные ошибки – тоже. Это дает бесценный опыт, без которого невозможно становление личности.
Похвалите себя за те ситуации, когда вы действовали самостоятельно. Скажите себе: «Я доверяю себе больше, чем любым авторитетам. Я точно знаю, что мне нужно, а что – нет, что для меня хорошо, а что – нет. Я умею сам ставить цели и достигать их. Я могу и умею действовать самостоятельно. Самостоятельные решения приносят мне большое удовлетворение. Я сильный, взрослый, самостоятельный человек, который сам строит свою судьбу».
Упражнение 2.
Научись сомневаться в авторитетах
Прежде чем последовать совету авторитета, наведите справки: выясните, действительно ли он является специалистом в области, в которой дает совет.
Затем попробуйте уточнить: если даже он является специалистом – не устарели ли его познания? Не может ли быть так, что он чего-то не знает? Наконец, подходит ли его совет именно вам?
Задумайтесь: почему он дает вам такой совет (распоряжение, запрет)? Руководствуется он заботой о вас или какими-то своими интересами?
К любому даже самому авторитетному совету стоит подойти критически. Выясните, что думают по этому поводу другие специалисты. Если, к примеру, врач назначил вам лечение, посоветуйтесь еще как минимум с двумя столь же авторитетными для вас медиками. Если все трое посоветуют одно и то же – тогда совету действительно можно доверять.
А самое главное – учитесь думать самостоятельно. Власть авторитета приятна тем, что позволяет не думать: он распорядился – вы выполнили. Прежде чем слепо подчиняться, попробуйте представить себе, каковы будут последствия выполнения этого распоряжения (совета). Действительно ли вас устроят эти последствия? Рассмотрите как минимум две-три альтернативы полученному вами совету. Подумайте: как можно сделать это иначе? Какие есть еще варианты? Что будет, если вы сделаете что-то совершенно противоположное тому, что вам советуют? Не будет ли это для вас лучше?
Рассмотрев несколько вариантов, принимайте свое решение.
Упражнение 4.
Научись противостоять давлению
Авторитетные люди могут оказывать на вас давление как невольно, так и вполне осознанно, и не всегда можно уйти от контакта, чтобы избежать этого давления. Например, если от вас требует подчинения ваш шеф, руководитель, или близкий родственник, или другой человек, с которым вы так или иначе связаны, просто отмахнуться от него будет трудно. Ваша задача – не уходя от общения, научиться не поддаваться давлению, не отступать от своей позиции и не терять своей собственной воли.
Для этого есть несколько приемов:
• когда на вас давят, не спешите соглашаться с тем, что говорит давящий человек, а вместо этого включайте критическое мышление: начинайте размышлять о том, имеет ли он право так с вами говорить; если нет – внутренне не соглашайтесь;
• не смотрите прямо в глаза собеседнику, лучше направьте взгляд в центр его переносицы, он не сможет поймать ваш взгляд и это его дезориентирует, заставит снизить напор;
• представьте себе, что вы одеты в прочнейший скафандр, или находитесь в полностью экранированной от посторонних воздействий капсуле; это защитит вас от влияния и снизит вашу эмоциональную реакцию на говорящего;
• отвечайте, выражайте свое мнение, что бы ни говорил собеседник; тон и интонацию выбирайте в зависимости от ситуации, иногда можно и нужно ответить довольно жестко, проявив волю и характер (однако не оскорбляя собеседника и не провоцируя конфликт), иногда – мягко и тактично; можно просто задавать вопросы, например: «Я могу с вами не соглашаться?», иногда очень помогает фраза «Вы на меня давите!» – таким образом вы покажете, что распознали тактику собеседника, следовательно, она на вас уже не может подействовать.
Ошибка 14. Сотворение кумиров
Откуда берется желание создать кумира
Среди людей очень распространена традиция сравнивать себя с другими. Многие с детства усвоили: другие лучше, сильнее, умнее, красивее, чем я. Социуму также свойственно превозносить одних, и не замечать, а то и принижать других. И вот мы уже начинаем смотреть снизу вверх на тех, кто, как нам кажется, выше нас, а главное – кто уже является предметом поклонения и почитания других людей.
Заметьте: поклонение заразительно! Стоит у кого-то появиться хотя бы одному поклоннику, как тут же явится второй, третий, и вот уже толпа поджидает звезду у ворот его дома, хотя совсем недавно это был никому не известный человек. Почему же люди поклоняются тому, у кого уже есть поклонники? От неуверенности в себе. От неуважения к собственным чувствам, разуму, к собственному мнению.
Большинству людей сложно полюбить человека, которого никто не любит. Сразу же возникают сомнения: «А вдруг его вообще нельзя любить? А вдруг я буду белой вороной, если полюблю его? А вдруг все будут надо мной смеяться?» Таким образом собственные чувства приносятся в жертву общественному мнению. Полюбить того, за кем не бегает влюбленная толпа – опасно. Это и в самом деле под силу только развитой и уверенной в себе личности. Другое дело – влюбиться в того, кто уже является объектом любви многих и многих. Тут уж никто не засмеет и не осудит: ясное дело, ты полюбил того, кого уже любят многие, а значит, он достоин любви, сомнений нет.
Да вот только такое «стадное чувство» уводит нас от самих себя. Во-первых, потому, что, начиная поклоняться какому-то кумиру, мы как бы заранее ставим себя ниже его, а значит, просто-напросто унижаем себя, лишаемся чувства собственного достоинства.
И, во-вторых, поклоняясь общепризнанному кумиру, мы перестаем ценить и замечать обычных людей, которые, может быть, более достойны нашего внимания, да и по с



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Сергей Неллин. 7 популярных заблуждений о страхе
  • Эрих Фром говорил…
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Что будет, если вам повезет?
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • К чему снится телефон
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Притча «Мы такие»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Приворот белой магии
  • К чему снится авария
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Притча «Просто идите своим путём»
  • Удовольствия жизни - почему нам их не хватает
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Притча «Страхи»
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Вероника Хацкевич. Как найти свое призвание или «Чего хочу — не знаю»
  • Формирование видеть и адекватно оценивать человека. ЗАНЯТИЕ 12
  • Александр Конельский. Как мы мешаем своему успеху
  • 10 признаков умных людей
  • К чему снится начальник
  • Притча «Никаких но»
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Графический тест личности
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • К чему снятся какашки



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь