Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 84736

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Тренинг преодоления конфликтов
Техника «Заезженная пластинка»
Метод применяется для удовлетворения человеком своих справедливых требований, но речь должна идти о чем-то таком, на что вы действительно имеете неоспоримое право. С помощью данной техники можно делать покупки (и вынуждать продавца, чтобы он продемонстрировал вам все варианты изделия, его качество, назначение и способ эксплуатации); можно предъявлять претензии по поводу чего-либо, настаивать на замене некачественного товара. Эта техника позволяет уверенно действовать при обращении в различные инстанции (добиваться того, чтобы ваше требование было удовлетворено не только в соответствии с законом, но и в установленные сроки). Руководитель может использовать этот прием, чтобы требовать от подчиненных исполнения обязанностей, вытекающих из трудового законодательства и служебных функций, и т. д.
«Заезженная пластинка» может быть с успехом применена и в некоторых семейных ситуациях. Лучше она работает в тех случаях, когда вы находитесь в доминантном положении: например, ее вполне успешно могут использовать родители по отношению к своим детям, поскольку родительские обязанности требуют от них управления своими детьми.
Более ограничены возможности этой техники в использовании ее между супругами, поскольку супружеские обязанности регламентируются скорее этикой и сложившимися взаимоотношениями, чем правом. Поэтому мы хотели бы предостеречь вас от апробации «заезженной пластинки» при решении супружеских споров. Исключения составляют ситуации, когда один из супругов нарушает основные права другого супруга (на жизнь, на свободу, на собственность). Например, супруг злоупотребляет алкоголем или наркотиками, применяет физическое или психологическое насилие.
Принцип действия техники «Заезженная пластинка» основан на ясном, однозначном и наиболее лаконичном выражении своих требований. Вы излагаете свое требование, используя «Я-сообще- ние» (работа № 14). Противоположная сторона может говорить что угодно, объясняя причину своего отказа, но вы будете твердить свое — как игла на поврежденной грампластинке. Вы не поз
Тема III. Переговоры
153
воляете увести себя в сторону от вашей задачи, не защищаетесь, не оправдываетесь. Вы соглашаетесь со всем, что истинно, либо, по крайней мере, выглядит правдоподобно в аргументах оппонента. Пусть он высказывает любые фактические несообразности, в ответ вы говорите: «Вы правы, такое бывает». Единственное, на чем вы настаиваете, так это на своем требовании. Тем самым оппонент оказывается как бы в тисках парадокса: вы все время с ним соглашаетесь (но только в том, что в данный момент является второстепенным) и лишь в «малом» ведете свою линию.
Важно с самого начала разговора последовательно придерживаться ассертивной позиции. Это означает, что вы ведете себя как человек, который убежден в собственной правоте и считает своих оппонентов людьми порядочными и опытными. Они заинтересованы в том, чтобы поскорее уладить дело, а вы открыто даете понять, что пришли договориться насчет очевиднейшего пустяка. Вы спокойны и расслабленны, поскольку вам нечего опасаться: результат предрешен фактическим состоянием дел. В течение всей «игры» вы не должны испытывать и проявлять страх, иначе ваша позиция станет не ассертивной, а робкой.
Будьте внимательны при завершении. Добившись своего, вежливо поблагодарите. Не позволяйте себе замечаний вроде: «Ну вот, а сколько было препирательств!» Подобная концовка сугубо агрессивна, а что агрессивно, то не ассертивно.
Еще раз заметим, что этот метод не укрепляет отношений, поэтому его не следует слишком часто использовать с близкими людьми.
Схема применения техники такова:
1. Опишите событие.
2. Опишите, к каким последствиям для вас это привело. Опишите свои чувства по этому поводу.
3. Апеллируйте к справедливости (критерий). Объясните, что вам позволяет утверждать, что это несправедливо.
4. Скажите «поэтому...» и изложите суть вашего предложения (опишите предпочитаемый исход).
5. После того, как оппонент привел свои возражения, подтвердите их правомерность. Повторите их, а затем повторите свое требование уже без аргументов.
154
Тренинг преодоления конфликтов
6. В дальнейшем соглашайтесь с каждым правдоподобным аргументом оппонента, а затем присоединяйте к ним свое требования с помощью союза «и».
ПРАКТИКУМ
Цель работы
Изучение метода ассертивной защиты своих прав.
Ход работы
Упражнение выполняется в рабочей группе
1. Первый участник, главное лицо (протагонист), высказывает группе справедливое требование.
2. Остальные участники отказываются его выполнять, приводя свои аргументы.
3. Протагонист повторяет аргументы, демонстрируя, что их слышал, и повторяет свое предложение в несколько иной формулировке.
4. Обмен репликами длится три минуты. Затем протагонистом становится другой член группы.
Обсуждение и выводы
1. Какой опыт вы приобрели, выполняя это упражнение?
2. Что вы узнали о себе?
3. Какие закономерности вы увидели и к каким выводам пришли?
4. Какие достоинства и ограничения вы увидели у этой техники? Какова, на ваш взгляд, область ее применения?
Литература
ДенаД. Преодоление разногласий. СПб.,1994. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему. СПб., 1995. Мак-Кей М., Мак-Кей Ю., Роджерс П. Укрощение гнева. СПб., 1997.
Мелибруда £. Я — Ты — Мы. М., 1986.
Работа № 17
АССЕРТИВНАЯ ПЮСЬБА
ИНФОРМАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ
Если два человека заключили соглашение о выполнении каких- либо действий, то совершенно законно требовать выполнения этих действий. Однако, если удовлетворение наших ожиданий не входит в обязанности человека, если не существует юридической или социальной нормы, нарушаемой оппонентом, просьба представляется более уместной, чем требование.
Просьба — это честное выражение своей позиции и своих желаний, сделанное в такой форме, что другой человек волен согласиться или отказать, поскольку вы просите его высказать его позицию и его желания.
Просьба перестает быть просьбой и становится требованием, когда вы даете другому каким-то образом понять (это легко делается интонацией):
— что вы ожидаете определенного ответа;
— что вы имеете право на определенный ответ;
— что вы будете чувствовать себя обиженным (расстроенным, рассерженным, покинутым), если ваша просьба не будет удовлетворена.
Любой из нас имеет право не зависеть от доброй воли других. Порой мы испытываем чувство неловкости, когда нам предстоит попросить кого-нибудь об услуге. Это бывает особенно неприятно, когда мы считаем, что наш партнер по общению обязан пойти нам навстречу: если он должен так поступить, но не делает этого, с его стороны это некрасиво, а то и безнравственно. Однако, в отличие от ситуации, когда мы отстаиваем свои законные требования, здесь речь идет о случаях, в которых мы рассчитываем на добрую волю другого человека.
Например, мы спешим, а другой человек не хочет пропускать нас очереди. Вместо того, чтобы попросить его о любезности,
156



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • «Администратор гостиницы».
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Общие принципы организации службы медиации в школе
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Психологический тренинг по предупреждению конфликтов. ЗАНЯТИЕ 1
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Малых Светлана Владимировна. Занятие у психолога "Подросток и конфликт"
  • «Пойми меня»
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5
  • Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга.
  • Пузиков В.Г. - Технология ведения тренинга
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг оценки поведения в конфликтной ситуации. ЗАНЯТИЕ 2
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Тренинг развития навыков целеполагания у подростков. Часть 2
  • Василюк Ф.Е. Психология переживаний. Анализ преодоления критических ситуаций.
  • Формирование эмоциональной устойчивости учащихся 7-х классов к коммуникативному стрессу. Проект психолога и педагога.
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3
  • Маунтин Анита, Дэвидсон Крис. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Тренинг развитие навыков целеполагания у подростков. Часть 1
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой". ЗАНЯТИЕ 4
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Четыре сферы переработки психосоматического конфликта с позиции Носсрата Пезешкиана
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Клаус Фопель. Групповая сплоченность
  • Остович Ольга Юрьевна. Психологический тренинг «Принятие себя, принятие другого»
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Фасилитация: «Идеальная команда».
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Тематический план групповых занятий, развитие детей испытывающих трудности адаптации
  • Программа «Удивительный мир общения» для учеников. 7-Х КЛАССЫ
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Групповое занятие профилактики зависимого поведения
  • Артамонова Юлия Геннадьевна. Игровой тренинг с детьми и родителями «На встречу друг другу»
  • Зайцева Т. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Уманец Дарья Сергеевна. Тренинг «Я, ты, он, она»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг: "Анализ поведения в конфликтной ситуации". ЗАНЯТИЕ 2
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Василюк Ф. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕЖИВАHИЯ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь